• Пт. Май 16th, 2025

Реновация без барьеров

Май 15, 2025
Photo Valeriy BUGAYEV

Благоустройство Павлодара – в самом разгаре. Особый интерес вызывает улица Лермонтова, которая стала пионером нового взгляда на благоустройство, начатого городскими властями в прошлом году. О том, что ещё происходит в жилищно-коммунальной сфере областного центра, читайте в нашем материале.

Время перемен

Ход работ на ключевых объектах проинспектировал аким области Асаин Байханов, а аким Павлодара Хасар Хабылбеков рассказал, чем дышит коммунальное хозяйство города и каких перемен ждать горожанам.

Начали с улицы Лермонтова, где полным ходом идут работы по благоустройству. Это первая ласточка по формированию транспортного каркаса города и основных его пешеходных артерий. Кстати, такие улицы есть во всем мире, в том числе в Алматы и Астане, а для нашего города она уникальная, говорит председатель ассоциации урбанистов Казахстана – разработчиков проекта реновации Ерлан Аукенов. Проект является прямым выполнением поручений Главы государства по созданию комфортных городских пространств — это реализация концепции «город для пешеходов, а не для машин», когда улица призвана стать пешеходным транспортным коридором. Это и визитная карточка для делового центра города и для туристов.

Photo Valeriy BUGAYEV
Photo Valeriy BUGAYEV

Реконструкция затронет не только прифасадные зоны, но и сами фасады домов, причем покрашены они будут, как уточнил аким области Асаин Байханов, с четырех сторон. На протяжении всей улицы Лермонтова от ул. Луговой до парка Госсимволов создадут линейный парк и уютную городскую среду, всего реновации подлежит территория площадью более 13 га. Проектом предусмотрены и семь детских площадок, семь площадок для активного отдыха, выделенная велодорожка общей длиной более четырех километров. Планируется также оптимизировать дорожное движение, сделав его четырехполосным при ширине одной полосы в 3,5 метра, что даст успокоение трафика; улучшить светофорную систему; пешеходные переходы сделать приподнятыми с островками безопасности; обустроить 320 парковочных мест вдоль движения. Найдется место и для почти 200 скамеек, множества урн, двух фонтанов, улицу будут освещать около 500 фонарей, украшением послужат 14 скульптур и арт-объекты. Естественно, улица будет безбарьерной.

– Создавая такую комфортную городскую среду, мы побуждаем людей больше гулять, больше общаться, становиться более активными. Наша задача – сформировать правильную инфраструктуру, ведь комфортная среда меняет сознание людей в позитивную сторону, – считает Ерлан Аукенов. – Мы уверены, что всё это даст большой импульс для развития бизнеса: ресторанов, кафе, торговых точек, поскольку проходимость будет больше. По нашим оценкам, количество пешеходов на улице Лермонтова после завершения реконструкции возрастёт как минимум в три раза, покупательская активность в среднем – в 3-5 раз. Вот увидите, через год все без исключения предприниматели скажут, что покупателей стало больше, доходов стало больше, налогов для города стало больше.

Роман Шнайдерман, генеральный директор архитектурного бюро «Envicon-A», которое занимается проектом, подчеркнул, что огромное значение уделено озеленению: на площади более 33 тысяч кв. метров высадят свыше 50 тысяч многолетних кустарников (дёрен сибирский, пузыреплодник, спирея), множество цветов и травы (тысячелистник, шалфей, вейник канадский – последний тренд в озеленении), около 300 деревьев (рябины, берёзы). Причём подобраны растения, цветущие в разное время.

Глава региона отметил, что реновация улицы Лермонтова – это, по сути, новое урбанистическое решение, направленное на безопасность всех участников дорожного движения. Если говорить про неудобства, которые возникают сейчас, то нужно потерпеть, чтобы вскоре получить комфорт. Надо понимать, что впервые город внедряет подход ремонта «от фасада до фасада» (то есть задействуют не только территории с двух сторон дороги до домов, но и их фасады с обеих сторон) с архитектурной перепланировкой всей улицы, с созданием зон разной функциональности, использованием поливочной системы, переустройством кабельных линий, оптоволокна, причём до метра в глубину, всё это большая и сложная работа.

Как заверил аким Павлодара Хасар Хабылбеков, завершится реконструкция осенью 2025 года.

Километры асфальта

Также сейчас в Павлодаре ведётся средний ремонт 14 дорог и текущий ремонт одной, их общая протяженность – более 37 километров. На дорожную кампанию выделено 6,8 миллиарда тенге.

На некоторых улицах города укладывают новый асфальт из так называемого ЩМА – щебеночно-мастичного асфальтобетона. Это улучшенная современная технология, но дороже обычной примерно на 30 процентов, поэтому применяется пока только на 11 улицах. Одна из них – Сураганова, 853 метра которой укатывает в ЩМА подрядчик – «Гордорстрой».

– Такое покрытие лучше простого мелкозернистого асфальта, у него высокая стойкость, прочность, выше эластичность, оно меньше продавливается, на нем не видно стыков. Срок службы – в 1,5-2 раза дольше обычного, – пояснил руководитель облфилиала Национального центра качества дорожных активов Акылбек Кабылдин.

Асаин Байханов заметил, что выводы делать рано, а о результатах можно будет говорить через год.

– Если износ меньше, чем на обычном асфальте, тогда будем переходить на такой тип покрытия, несмотря на то, что он дороже, – сказал глава региона.

Практически полностью завершено асфальтирование на проспекте Нурсултана Назарбаева, остался лишь участок от улицы Казправды до Жаяу Мусы. Перед укладкой асфальта здесь необходимо заменить изношенную водопроводную сеть.

– Работы планируем закончить до конца мая. В этом году завершаем трёхлетний проект по санации водопровода, после чего начнём асфальтирование – ориентировочно в июле. Все работы планируем выполнить к 15 июля. Сейчас активно идёт укладка покрытия на Назарбаева, – доложил аким областного центра.

На улице Камзина, где идут подготовительные работы, есть сложности: высокий уровень грунтовых вод разрушает асфальт, поэтому планируется сначала организовать их отвод, установив для этого дренажные каналы. Это позволит минимизировать влияние влаги на дорожное покрытие.

Асаин Байханов отметил, что нужно дождаться, чтобы грунт осел, поэтому итоги дорожного сезона подводить пока рано. Он подчеркнул, что важно не только организовать кампанию, но и контролировать качество работ.

Всё для пешеходов

В этом году в областном центре планируется устройство тротуаров на 14 участках в 15,2 километра, уже завершены работы на восьми общей протяжённостью 5,2 километра. В частном секторе запланировано асфальтирование дорог, в том числе на 15 улицах общей протяжённостью 12,2 километра в микрорайоне МДС.

Еще не так давно в Павлодаре не было порядка 100 километров тротуаров, сейчас практически 70 процентов их обустроено. По жалобам жителей на изношенные тротуары городские власти выезжали, например, в район 1-й городской больницы, на улицы Гагарина, Ломова, внутриквартальные территории улиц Каирбаева, Астаны. Всё включили в план реконструкции 2025 года.

Пока строят новые тротуары, подходит время заняться обновлением старых, и это тоже нужно делать. Как отметил Асаин Байханов, сейчас пешие зоны отдыха укладывают брусчаткой, а вот тротуары асфальтируют, поскольку в таком случае зимой их легче чистить от снега, асфальтовое покрытие более стойкое к реагентам, а значит, обновленные тротуары прослужат дольше.

По словам представителя подрядчика – заместителя гендиректора ТОО «Бонус строй» Дианы Бексеитовой, намеченные ремонт и строительство тротуаров, установку бордюров хотят завершить до 15 июля.

Автодром нужен

Во время рабочей поездки по Павлодару акимы области и города проверили ход ремонта на автодроме. С каждым годом в Павлодаре растет количество автомобилей, всего у нас зарегистрировано около 200 тысяч авто. При этом статистика по ДТП удручающая. По словам главы региона, важно не просто благоустраивать город, но и сделать его безопасным.

– Мы долго присматривались к проекту обновления старого автодрома, он выходил достаточно дорогой, – вспоминает Асаин Байханов. – Казалось бы, в городе и так много нерешенных проблем – инженерные коммуникации надо обновлять, школы и детские сады ремонтировать… Но тянуть уже было невозможно. Судя по статистике ДТП, задача, чтобы у нас водители научились профессионально ездить. Ориентироваться в Павлодаре непросто, есть достаточно сложные перекрёстки, поэтому цель автодрома – оттачивать навыки, снизить травматизм, количество дорожно-транспортных происшествий, особенно тех водителей, которые только сели за руль.

Кроме того, сегодня далеко не каждый павлодарец, сдающий экзамен по вождению при получении прав, справляется с этим с первого раза. Обновленный городской автодром будет напоминать автодром при спецЦОНе, поэтому здесь можно будет потренироваться перед официальной сдачей.

А значит – объект должен быть доступным для всех автошкол, чтобы инструкторы могли здесь обучать своих курсантов на практике. Власти рассматривают вариант передачи автодрома в доверительное управление, но с условием, что будет допуск для всех школ.

Что же будет сделано на этом объекте? Подрядчик – ТОО «NamysStroyGroup» – приведет в порядок все 9,3 гектара территории: заасфальтирует участки и дорожки на площади более 23 тысяч кв. метров, установит КПП и ограждение, сооружения для упражнений, камеры видеонаблюдения, 132 дорожных знака и четыре светофора, 160 светодиодных ламп для освещения объекта, нанесет 3,8 км дорожной разметки и посеет газон на 247 кв. метрах. Проект обойдется в 600 миллионов тенге.

К середине июня автодром обещают ввести в эксплуатацию.

– Работа идет полным ходом, техники и людей хватает, – сообщил Хасар Хабылбеков.

Татьяна САРТАКОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.