Дифференцированный тариф, против которого так рьяно выступали павлодарские автоперевозчики, на самом деле позволил значительно увеличить бюджетное финансирование этой сферы. Только на одно возмещение затрат за проезд отдельных категорий граждан было выделено, как минимум, на 118 миллионов тенге больше. Однако водителям снова мало. Автоперевозчики подали заявку с просьбой увеличить тариф за проезд с существующих 80 тенге до 120 при оплате картой и со 120 до 200 тенге – при оплате наличкой. Чиновники пошли по принципу: ни вашим, ни нашим. Но это не точно.
Поумерили аппетиты
Со следующего года павлодарцы будут платить за проезд больше. Главный вопрос, который волнует горожан, пользующихся общественным транспортом: больше насколько? С таким вопросом мы обратились к исполняющему обязанности заместителя акима города Канышу Адильжанову.
– Как вы отметили, перевозчики просят увеличить проезд до 120 и 200 тенге за безналичный и наличный расчет, соответственно. В проекте постановлений по изменению тарифа на проезд мы оставили без изменений лишь 200 тенге. Что касается оплаты за безналичный расчет, то здесь предлагаем остановиться на 100 тенге. По крайней мере таковы проекты постановлений, которые сейчас направлены на рассмотрение во все необходимые инстанции от палаты предпринимателей до научной антикоррупционной экспертизы. Еще раз повторюсь, самым оптимальным тарифом нам видится оплата в 100 тенге. Но отмечу, что в проекты постановлений на этапе рассмотрения могут вноситься изменения.
Примечательно, что дифференцированный тариф, вопреки опасениям перевозчиков, позволил не сэкономить бюджет, как предполагали некоторые, а, наоборот, раскошелить. Если до внедрения электронного билетирования в общественном транспорте на возмещение затрат за проезд отдельных категорий граждан выделялось от 300 до 350 миллионов тенге в год, то в этом году – 468 миллионов. Кстати, мониторинг предоставления услуг показал, что льготники в среднем используют не 16 поездок в месяц (именно из такого расчета производилась оплата в рамках возмещения затрат раньше), а 18.
Голос народа
Еще 2,9 миллиарда тенге автопредприятиям выплачено за обслуживание социально значимых маршрутов. Таковых в Павлодаре сегодня 19. К чему я все это веду? По логике вещей увеличение бюджетного финансирования в сфере общественного пассажирского транспорта должно сделать работу этого самого транспорта просто безупречной. Но на деле пассажиры как предъявляли претензии к графику движения автобусов и маршруток, так и продолжают предъявлять.
«По утрам в час пик интервал движения автобусного маршрута 1Э – 35-40 минут. Люди на работу и в школу опаздывают!»
«152 и 115 маршрутов мало по городу. На карте видно по 2, иногда 3 маршрутки. И те паровозиком ходят будто».
«Добавьте автобусы. 16 – это маршрут-призрак. Маршрутки переполнены. Это реальная проблема, и ее нужно решать».
«Срочно что-то делайте! Это невозможно терпеть! На Второй Павлодар не могу с Назарбаева уехать. 003 всегда полный, 16 маршрут никогда не вижу. Призрак! А зимой что людям делать?»
Таких и иже им подобных жалоб в городских пабликах – просто пруд пруди.
Не хватает автобусов? Но только первый автобусный парк Павлодара получил в этом году 100 автобусов марки Golden dragon. Еще 10 новых автобусов Yutong закупили в ТОО «Павлодарский автокомбинат». Дефицит водителей? Тоже вряд ли. По крайней мере в акимате Павлодара уверяют, что «программа субсидирования (та самая, по которой из бюджета автоперевозчикам было выплачено 2,9 миллиарда тенге) позволила принять водителей и кондукторов в штат автопредприятий». Так где же собака зарыта?
Ещё больше социальных
– В Павлодаре необходимо увеличить количество социально значимых маршрутов, чтобы мы могли их субсидировать. Сейчас, повторюсь, их всего 19. Мы хотим включить в этот перечень еще 7 дополнительных маршрутов. Соответствующая заявка в уполномоченный орган отправлена. И, надеюсь, нас поддержат депутаты при утверждении бюджета, – высказал свою точку зрения Каныш Адильжанов.
Среди этих 7 маршрутов есть «тройка», соединяющая Второй Павлодар с центром города и Усольским микрорайоном. Это один из тех маршрутов, который вызывает больше всего нареканий у горожан по части и интервала движения, и состояния самих машин. «Развалюхи», «Хуже некуда!» – примерно такими эпитетами выражаются пассажиры, когда речь заходит о маршрутках №3.
– Действительно, подвижной состав автобусного маршрута малого класса №3 в этом году (как, впрочем, и во все предыдущие несколько лет – прим.авт.) не обновлялся. Субсидирование этого маршрута как раз и позволит автопредприятию, обслуживающему его, поэтапно обновлять свои машины, – продолжает исполняющий обязанности заместителя акима города.
Собственно говоря, все дополнительные маршруты, предлагаемые для включения в перечень социально значимых, это почти все маршруты как раз малого класса. Это «Газели», каждая вторая из которых в Павлодаре буквально дышит на ладан.
Полный перечень маршрутов – претендентов на субсидирование как социально значимые:
– 003
– 3
– 115
– 126
– 152
– 5
– 11
Все это, конечно, хорошо. Но пока заявку рассмотрят, пока маршруты на новенького социально значимыми сделают, пока выделят деньги, пока эти деньги до автопредприятий дойдут, пока те купят автобусы…В общем, вы поняли, что это долгая песня. А что делать пассажирам сейчас? Этот вопрос на данный момент, скорей, риторический.
Только цифры официально:
В Павлодаре ежедневно на линию выходят в среднем 135 автобусов 1 класса большой вместимости и 70 автобусов малого класса.
А теперь посчитаем! Маршрутов малого класса в Павлодаре – 9. Если верить официальным цифрам по количеству ежедневного выхода маршруток на линию, то получается, что на каждый маршрут приходится по 7 машин. Но это в среднем. В реальности же и того меньше. Например, на маршруте №55 в день выходят всего 4 автобуса, и в городском акимате не считают это проблемой. Говорят, «это количество соответствует установленному графику движения». Но в целом признают, что проблема есть.
– Нужно обеспечить регулярность на всех существующих маршрутах. Это сейчас вопрос №1. Обновление подвижного состава прорабатывается совместно с руководителями автопредприятий областного центра, – сообщил Каныш Адильжанов.
Чтобы полностью обновить автобусные парки Павлодара, необходимо приобрести ещё, как минимум, 100 новых автобусов. А пока их не приобрели, боюсь, что павлодарцам так и придется по 30-40 минут стоять на остановках в ожидании нужного маршрута. В других городах республики ситуация с автобусами не лучше. Согласна, утешение – так себе. Но другого на сегодня, увы, нет…
Ирина ВОЛКОВА.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.