Вопросы «глубин» снабжения Павлодара и павлодарцев водой
Готовя этот материал, в очередной раз я убедился в народной мудрости. В частности, поговорке «чем дальше в лес, тем больше дров», то есть, по одной из версий, чем дальше уходишь в чащу – тем гуще деревья и завалы бурелома. А если переводить это на современный лад, то берешься вникать в какую-либо проблему или деятельность – и возникают новые задачи и обстоятельства. Так получилось после прочтения российской статьи «Кто оплачивает воду для полива клумб перед подъездом дома?» и комментария общественного деятеля и эксперта по ЖКХ Дмитрия Бондаря. Скажу сразу: четкого ответа не получил (да, наверное, и другие читатели), так как шли ссылки на несовершенство законодательства РФ в данной сфере и выяснения, к кому (к государству или к жильцам) следует отнести уход за цветниками и другими насаждениями возле подъездов домов. При этом был интерес: а как у нас в Павлодаре решается данный вопрос? Это решил выяснить у председателя кооператива, обслуживающего дом, где живу. На это у меня были личные причины. Более десяти лет назад меня как одного из активных жильцов, выступающих на домовых собраниях, выдвинули старшим по подъезду, где живу. Свою деятельность решил начать с озеленения. Так как все подходы к подъезду были заасфальтированы, то мы с супругой планировали разместить на этом дорожном покрытии старые автопокрышки и в них, насыпав плодородную землю, высадить цветы. Всё это было сделано и покрашено, спасибо нескольким неравнодушным жильцам, которые поделились цветочной рассадой. А вот одна пожилая женщина с первого этажа постоянно возмущалась тем, что, дескать, цветы слишком часто поливают, а воду мы берем из общедомовой трубы в подвале. И значит, она теперь обязана платить за мою прихоть. Поэтому я, повторюсь, и обратился к председателю бывшего КСК, чтобы уяснить: как у нас в Павлодаре сегодня решается вопрос полива придомовых цветников?
Ответ был таков: он не знает, как сегодня в акимате города решают этот вопрос. Прежде исполнительная власть, заботясь о дворовом озеленении, выделяла на эти цели деньги. А сегодня этот вопрос – открытый, да и ТОО «Павлодар-Водоканал» «закручивает гайки» по потребляемой воде. И тут же мой собеседник задал мне вопрос:
– Вы свою квитанцию оплаты за воду видели? Если да, должны были обратить внимание на то, что вам начислен еще один платеж. Его назвали «за потерю воды в подвалах домов из-за протекающих труб». У нас никаких течей нет, но жильцам всё равно вписывают потери. Что характерно – у нас на трубе водоснабжения дома стоит счетчик, который четко фиксирует потребление воды. И если бы в системе подачи воды были бы течи – они бы отразились на счетчике. Но он показывает фактический расход воды, а за что же тогда дополнительная доплата?
В услышанное верилось с трудом, так как это, избегая других определений, мягко говоря, недобросовестное исполнение монополистом своих обязанностей и получение незаконной прибыли. Поэтому, погружаясь в тему («всё дальше в лес»), обратился к присланной мне квитанции. В правом ее углу указано, что я должен «Павлодар-Водоканалу» 5 368,12 тенге (я, вообще-то, все коммунальные платежи оплачиваю регулярно и был удивлен суммой долга, тем более что в графе «Пеня» был прочерк, а еще сообщалось, что мне был сделан перерасчет на сумму минус 182,29 тенге). Далее расшифровывался долг в сумме 2 865,62 тенге и начисленные за июнь на нас с супругой 2 742,79 тенге. Прилагалась и расшифровка за водоотведение и водоснабжение. Так как я не всё понял, то решил обратиться в ТОО «Павлодар-Водоканал», благо на квитанции был указан ряд телефонов. И вот здесь возникла еще одна проблема (тот же «лес» и те же «дрова»). Если цифры тех сумм, что мне начислили и я должен оплатить, можно было прочесть, прищурившись или водрузив очки, то телефоны, по которым предполагалось получить ответы, я прочел лишь с помощью лупы. Ощущение было такое, что эти данные специально набрали таким, менее миллиметра, шрифтом, чтобы большинство людей не могли прочесть нужное и позвонить. В разделе «Телефоны для справок», в строке «Консультации» был указан номер: 66-10-10. Я его набрал и получил сообщение автоответчика о том, что моя очередь – шестая и прогнозируемое время ожидания в очереди – шесть минут. Я прождал больше, и через каждые 20 секунд автомат извинялся и сообщал мне, насколько я продвинулся или нет и сколько мне еще ждать. Наконец он сообщил, что я первый в очереди и исчез из эфира вместе с музыкой. Мои ожидания с телефонной трубкой возле уха продлились еще на пять минут, в течение которых я безуспешно взывал «алло, алло», но в ответ звучала другая музыка.
Набираю повторно номер. Теперь я был уже седьмой, и такой же срок ожидания. Меня это уже начало раздражать, и я положил трубку. Но спустя минуту решил, что всё же надо дозвониться и всё выяснить по квитанции. Поэтому вновь набираю номер консультации и становлюсь 15 июля в 12 часов 13 минут девятым в очереди. В 12:22 она подошла, и пришло голосовое сообщение, что переадресовывается номер. Кому и зачем – я не узнал, так как в трубке пошли частые гудки.
Я понял, что мелкий шрифт на квитанции, ограниченное число справочных номеров, очереди на соединение в довольно приличные минуты ожидания и сбои в контакте – это звенья одной цепи, которую, наверное, можно охарактеризовать как методику – держать клиента на дистанции. А может быть, и брать измором.
Таковы предположения. Тем более что ТОО «Павлодар-Водоканал» уже попадал в конфликтную историю, когда намеревался сделать так, чтобы клиенты покупали рекомендуемые им дорогие автоматические счетчики учета тепла. А совсем недавно пытался скрыть причину крупной аварии на Южном водозаборе, дав для структур исполнительной власти региона и республиканской и местной прессы (в своих материалах они ссылались на данные ТОО «Павлодар-Водоканал») неверную информацию. В частности, корреспондент Tengrinews.kz, как и другие СМИ, написал: «В Павлодаре в первой половине дня сегодня, 21 июня, произошло отключение насосного оборудования, из-за чего снизилось давление подачи воды. Об этом сообщили в организации «Павлодар-Водоканал». «Причиной отключения послужил перепад напряжения питающей электрической сети», – говорится в сообщении».
А вот другой монополист – энергетическая компания АО «Павлодарэнерго» – не подтвердила, что проблема на южном водозаборе могла возникнуть из-за отключения электроснабжения.
– В сетях электроснабжения АО «Павлодарская РЭК» 35-110 кВ сегодня, 21 июня, с 00:00 до 13:00, технологических отключений по Павлодару не зафиксировано. Питание подстанции осуществляется по нормальной схеме, – прокомментировали в АО «Павлодарэнерго».
Затем вышел новый вариант: «По информации ТОО «Павлодар-Водоканал», проблема возникла на насосной станции первого подъема Южного водозабора, где отключилось насосное оборудование, что привело к снижению давления воды в городских сетях». То есть насосы сами, без перепадов напряжения, взяли и отключились. Не сработала автоматика или другие причины поломки оборудования?
В те дни я обратился за консультацией о возможных причинах ЧП к тем, кто строил Южный водозабор, курировал его работу и хорошо знает структуру и состояние ТОО «Павлодар-Водоканал». Мне сообщили, что этот объект водоподачи изначально был запитан от двух источников подачи электроэнергии. И в случае проблем на одной из ЛЭП автоматика моментально переключается на другую линию. Так что о перепаде напряжения не может быть и речи. Причина, скорее всего, в неработающих системах автоматики или, что не исключается, в недостаточной квалификации и профессионализме нынешнего персонала, о чем сказали мои собеседники. А это, если всё верно, недопустимо на стратегическом объекте подачи воды областному центру.
Что, замечу, стало поводом для разговора еще в начале нынешнего года. Сошлюсь на отчет моей коллеги – журналиста республиканской газеты «Время» Ирины Волковой: «На общественных слушаниях по поводу изменения водных тарифов представитель монополиста («Павлодар-Водоканал») вдруг завел речь о рисках полного прекращения подачи воды в город, если не модернизировать основной водовод, изношенный на все 100 процентов. И явно не ожидал, что вместо презентации инвестиционной программы, заложенной в новые тарифы, придется держать ответ, почему обязательства по капитальному ремонту коммунальных сетей ТОО исполняло за бюджетный счет, а не за свой собственный.
Суд об обязательстве монополиста выполнить работы по капитальному ремонту полученного в аренду имущества идет до сих пор. Первую инстанцию монополист проиграл еще в 2022 году, но, не согласный с решением суда, подал апелляцию. Итогового судебного решения по этому делу еще нет. Этим представитель «Водоканала» и прикрывался, уводя в сторону вопрос о судьбе 13 миллиардов тенге, необоснованно выделенных из бюджета на ремонтные работы. Однако его оппонент, общественник Владимир Дворецкий настаивал: прежде чем говорить о повышении тарифа в рамках инвестиционной программы, нужно сначала понять, куда ушли бюджетные миллиарды.
– По условиям договора имущественного найма предприятие должно было вместо арендной платы за переданные им водопроводные сети ежегодно их ремонтировать на сумму более миллиарда тенге. На словах нам говорят, что обязательство это выполнялось, но ни одного подтверждающего документа я в материалах суда не увидел. Да и потом, о каком ремонте можно говорить, если основной водовод, как они говорят, изношен у них на 100 процентов, а потери воды в сетях, опять же, по словам их представителя, составляют 40 процентов? – задается вопросами Владимир Дворецкий.
Общественники снова подняли вопрос о необходимости вернуть ТОО «Павлодар-Водоканал» в государственную собственность. При этом на фоне открывшихся ранее неизвестных обстоятельств в виде бюджетного финансирования это предложение заиграло новыми красками. В том плане, что и другие общественники, например, руководитель павлодарского филиала республиканского общественного объединения «Әділдікжолы»НургульКаирденова, стали поддерживать инициативу Дворецкого».
Добавлю, что после ЧП на Южном водозаборе павлодарцы бурно отреагировали на то, что стратегический объект областного центра уже который год находится в управлении гражданина Германии. И что он не очень раскошеливается на то, чтобы интенсивно обновлять трубы и оборудование водоснабжения, предпочитая, как указывали жители города, получать лишь прибыль. И они тоже говорили о том, что «Водоканал» должен вернуться в собственность государства.
Не мною сказано, что если желаешь узнать вкус моря – необязательно выпивать всю его воду. Достаточно капли, чтобы оценить уровень солености. Так вольно или нет и получилось, когда попытался узнать: какой водой в Павлодаре поливают клумбы. А новые факты и вопросы вывели на более обширную тему. А она, если говорить честно, на поверхности. Износ труб – высокий, и нынешний «Водоканал» вряд ли в ближайшее время значительно произведет замену. «Сигнал» подал и водозабор. Да и выделение немалых средств зарубежному владельцу на ремонт системы подачи воды из бюджета города вызывает закономерные вопросы.
Когда о недостатках говорит один человек – это можно назвать ошибочным мнением и даже клеветой. Ну, а если таких мнений много, причем от специалистов, кто работал в «Павлодар-Водоканале» или не понаслышке знает проблемы организации по текучести кадров и их нехватке, износа водоводов и оборудования Южного водозабора и другие, – то здесь нужны кардинальные меры.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.