• Чт. Фев 6th, 2025

Куда нам стоит дом построить?

Фев 6, 2025
Photo Valeriy BUGAYEV

Микрорайон Достык, активно сейчас застраивающийся, дойдёт вплоть до аэропортовского кольца. Расстраивать город дальше на юг власти бы и рады, тем более что спрос на льготное жильё в областном центре большой, да стеснены тепловыми мощностями. Куда дальше будет расти Павлодар, если на север и восток идти нельзя, там кругом промышленные предприятия, а на западе – Иртыш? Как в таких условиях реализовывать государственную программу «Доступное жильё для каждого казахстанца», являющуюся в приоритете для каждого региона страны? Об этом наш разговор с руководителем управления строительства Павлодарской области Аскаром Ажмуратом.

Идём на юг

Из года в год последние несколько лет Павлодарская область наращивает темпы жилищного строительства. Вот и в этом году в регионе будет построено на четыре тысячи квадратных метров больше, чем в 2024-м. Если точнее, то 570 тысяч квадратов против 566 тысяч в прошлом.

– За последние три года ежегодный прирост в сфере жилищного строительства у нас составляет порядка 16 процентов. Прошлый год отработали плюс 114 процентов к показателю 2023 года. Это хороший темп развития сферы строительства в области, – обращается к статистике Аскар Ажмурат.

Стоит отметить, что 570 тысяч квадратных метров жилья, которые пополнят жилищный фонд области в этом году, это общая статистика по всем возводимым в регионе домам. Здесь и дома, построенные в рамках реализации государственных жилищных программ, и индивидуальное жилищное строительство, и частное строительство. Кстати, именно частные застройщики делают погоду в павлодарской сфере строительства.

– Аскар Кадырович, насколько сочетается перевес в сторону частных застройщиков с Генеральным планом Павлодара, где нет места точечной застройке?

– Сейчас корректировкой Генплана занимаются наши коллеги из управления архитектуры. Все моменты, о которых вы говорите, будут учтены. Собственно, для этого корректировка Генплана и ведется. Но мы не должны списывать частную застройку как пласт. Сегодня она в Павлодаре представлена не только точечно. Частники возводят целые жилищные комплексы: «Акбет» и «Болашак» по Сатпаева, «Ертіс» в квадрате улиц Камзина – Катаева – Шевченко, «Восточный», это угол Казправды – Лесная. И у каждого есть свои покупатели, есть спрос. Могу с уверенностью сказать, что время точечной, хаотичной застройки прошло. И не только потому, что с ней ведется борьба. Сегодня сам рынок квартир диктует другие условия. Люди, имеющие возможность заплатить за квадратный метр жилья от 400 до 500 тысяч тенге, хотят жить в современных жилищных комплексах, где всё предусмотрено для комфортного проживания.

Только цифры:

11 домов будет построено в этом году за счет бюджета. В Павлодаре появится семь домов на 1504 квартиры, в Экибас­тузе – три дома на 180 квартир и в Аксу – один на 81 квартиру.

А что же жилищное строительство за счет бюджетных средств? В Павлодарском Прииртышье на строительном рынке оно занимает далеко не львиную долю. В этом году за счет бюджета в регионе будет построено порядка 125 тысяч квадратных метров жилья. Это чуть больше 20 процентов от того, что собираются возвести. И на это есть объективная причина.

– Павлодар зажат с трех сторон. С запада – Иртышом, с севера и востока – промышленными предприятиями, – объясняет непростую ситуацию Аскар Ажмурат. – По факту дальше расширять город мы можем только в южном направлении. Сейчас всё наше внимание сконцентрировано на микрорайоне Достык, который дойдет до аэропортовского кольца. Активно идет процедура выкупа оставшихся дач. Насколько мне известно, выкуплено уже порядка 50 дачных массивов в той стороне. Просто пока дачи еще остаются неснесенными, но это лишь дело времени. А вот после Достыка дальше двигаться на юг мы уже не можем, нет достаточных тепловых мощностей. В той стороне только один теплоисточник – ТЭЦ-1, которая обеспечивает теплом 70 процентов Павлодара. Чтобы нам строить дальше, уже после аэропортовского кольца, с заходом на дачи «Яблонька» вдоль Семипалатинской трассы, на теплостанции нужно дополнительно устанавливать как минимум два котла. Этот вариант в ближайшей перспективе не рассматривается. Поэтому на Достыке мы поставим точку. Проблему может решить газ. Если газификация северных регионов страны, о которой давно подумывают в Правительстве, приобретет реальные очертания, мы сможем разгрузить ТЭЦ-1 и решим проблему с дефицитом тепломощностей для новых объектов. Тепло, точнее его дефицит, – это основной наш тормоз в более активном развитии жилищного строительства.

Тепловой удар

– Но для частного строительства тоже ведь нужно тепло, разве нет? Почему же частное строительство у нас хорошо развивается, а бюджетное – «фифти-фифти»?

– То, что мы возводим из средств бюджета, сосредоточено в основном в новых микрорайонах. Что Сарыарка, что Достык по площади достаточно большие. И мощности тепловые нужны соответствующие. В случае с частным строительством немного другая история. Последние несколько лет мы занимаемся масштабной реконструкцией тепловых сетей. В 2022 году реконструировали ТМ-31 (тепломагистраль на улице Кривенко). В 2023-м обновили ТМ-37. В прошлом году уложили новую тепломагистраль с увеличением диаметра по улице Камзина. На очереди большой проект по ТМ-20А. Это основная магистраль, которая идет от ТЭЦ-1 в город. Сейчас уже получили на него государственную экспертизу, в этом году начнем. И вот это всё и дает нам дополнительные мощности тепла, которые мы можем предоставить застройщикам в черте города. Модернизация тепловых сетей – это большой импульс для развития жилищного строительства. Не зря в последние годы из респуб­ликанского бюджета выделяются большие средства на обновление коммунальных сетей. Но модернизация – это лишь поддерживающая терапия. Для создания новых жилых микрорайонов нам нужны более радикальные меры – либо газ, либо, как я уже говорил, установка дополнительных котлов на источнике тепла.

А что после Достыка?

– Аскар Кадырович, получается, кроме Достыка дома в рамках государственных жилищных программ и строить больше негде?

– Не совсем так. У нас же есть еще ветхое жилье: Затон, район ЦОНа и 19 школы. Бараки у нас стоят на улицах Павлова – Бекмаханова, Теплова – Джамбульская. Будем сносить обветшалые дома и на их месте возводить новые. В Затоне сейчас пришел новый застройщик. Мы разрабатываем проект по подводу в этот микрорайон коммуникаций. Только в одном этом микрорайоне появятся 20 новых многоквартирных домов.

– А что с микрорайоном Жастар в сторону Спортсити? На нём после протеста прокуратуры совсем поставили крест?

– Нет, микрорайон Жастар мы по-прежнему рассматриваем как перспективный для застройки. После предписания надзорного органа (в феврале прошлого года прокуратура области запретила возводить новый микрорайон из-за его близости к промышленным предприятиям, – прим. авт.) вся работа там была приостановлена. Сейчас мы ждем корректировку генерального плана. Но хочу отметить, в плане детальной планировки микрорайона Жастар санитарно-защитная зона бывшего химзавода четко очерчена. Все жилые дома мы располагали вне её.

В свое время про павлодарское строительство ходили легенды. Достаточно вспомнить многоэтажку в микрорайоне Сарыарка, где проектировщики забыли про… плиты перекрытия. Причем выяснилось это, когда здание уже начали возводить. Это было в 2021 году. В том же году в областном центре при строительстве рухнула четырехэтажная элитная новостройка. В общем, я не могла не спросить у главного строителя региона о качестве сегодняшних возводимых домов.

– В рамках бюджета мы строим дома по 3 и 4 классам комфортности. Это белые стены, линолеум, двери, санфаянс, раковина на кухне. Минимальные условия для проживания мы создаем. Я сам в таком доме живу и всем доволен. Дома очень теплые, планировки хорошие.

– Я не имела в виду класс комфортности, меня интересует именно качество строящегося жилья. Например, в том же Достыке жители нескольких домов, не успев въехать, стали жаловаться на затапливаемые подвалы.

– Чаще всего подвалы в новостройках затапливает не из-за того, что там неправильно что-то сделали, а из-за неправильной эксплуатации. Когда силами подрядных организаций начинаешь чистить такие подвалы, что только из канализации не достают! Тряпки, средства гигиены, полиэтиленовые мешки… Однажды даже шкуру барана вытащили! На полном серьезе. Здесь вопрос не в качестве, а в культуре жильцов. Если ты правильно эксплуатируешь, то всё правильно будет работать. В целом качество не супер, но неплохое. Еще раз повторюсь, все необходимые требования, предъявляемые к объектам строительства, соблюдены.

Здесь также стоит сказать, что в повышении качества строящегося жилья решающую роль сыграли изменения в механизме строительства государственного жилья.

– Сегодня мы строим дома по свежим проектам и рыночным ценам. В Достыке, например, стоимость квадратного метра составляет порядка 300-310 тысяч тенге. Но по льготному кредитованию мы продаем это жилье очередникам из списка местных исполнительных органов по 260 тысяч тенге за квадратный метр. Разницу возмещает областной бюджет. Никоим образом это не ложится на плечи населения. Таким образом мы и подрядную организацию не обижаем, и даем возможность нашим гражданам получить льготный кредит. У частных же застройщиков стоимость квадратного метра до полумиллиона тенге доходит. Причем за одни стены. Это даже черновой отделкой не назовешь. Покупая такую квартиру, человек еще в ремонт вкладывает по 10-15 миллионов тенге.

Надежда на Год рабочих профессий

– Аскар Кадырович, какие три основные проблемы в сфере строительства вы бы выделили?

– С первой из них мы, собственно, и начали разговор. Это изношенность инженерных сетей. Она действительно у нас высокая. Модернизация сетей идет, но надо еще очень много в этом направлении работать. Вторая проблема – это кадры. В пиковые периоды строительства у нас не хватает каменщиков. Застройщики постоянно переманивают их друг у друга. Ищем отделочников, штукатуров-маляров, газоэлектросварщиков, кафельщиков. Большие надежды возлагаем на 2025 год, объявленный Президентом Годом рабочих профессий. Нужно на государственном уровне проводить грамотную профориентацию. Третье – недобросовестные подрядчики. Есть фирмы, которые каким-то образом выигрывают конкурсы, потом начинают искать субподрядчиков, потом субподрядчики ищут еще субподрядчиков. Всё это приводит к тому, что мы не завершаем строительство в сроки. Бывает, что фирма первый год отработала хорошо, баллы набрала, на следующий год снова выигрывает конкурс и берет на реализацию уже не пять объектов, как в прошлом году, а 15. А потом сил на всё не хватает. Многие просто не рассчитывают именно свои силы. Но в целом это проблема государственных закупок. Я не знаю, как ее решить, но это делать нужно. В прошлом году одна из фирм закончить объект закончила, но не смогла сдать нам техническую документацию, потому что в их штате нет соответствующего специалиста, то есть это опять проблема с квалифицированными кадрами.

Доступно каждому

И в заключение Аскар Ажмурат напомнил, какими программами доступного жилья могут воспользоваться павлодарцы. Так, в рамках Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы «Отбасы банк» предоставляет очередникам льготные займы до 20 лет со ставками вознаграждения от 2 до 5 процентов. Первоначальный взнос при этом составляет всего 10 процентов.

Есть программа «Отау». Правда, она действует только на покупку первичного жилья, введенного в эксплуатацию. Здесь ставка вознаграждения – 9 процентов, первоначальный взнос – 20 процентов, максимальный срок займа – до 8 лет. И взять можно только до 18 миллионов тенге.

В программе «Наурыз» участвует как первичное, так и вторичное жилье. Ставка банковского вознаграждения варьируется. Для социально уязвимых слоев населения она составляет семь процентов годовых, для всех остальных – девять процентов. «Первоначалка» необходима в размере не менее 20 процентов от стоимости жилья. Срок займа такой же, как и в «Наурызе», – до восьми лет. А вот сумма займа может быть уже до 30 миллионов тенге.

– Все эти программы значительно снижают финансовую нагрузку на граждан, мечтающих о собственной крыше над головой, и делают жилье действительно доступным для каждого казахстанца, – резюмировал руководитель управления строительства Павлодарской области.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото автора и Валерия БУГАЕВА.