Многие КСК избирательно выполняют свои работы в многоэтажных домах
В конце августа в «Звезде Прииртышья» был опубликован материал «Еще не Арбат, но будет не хуже», в котором рассказывалось о начавшейся в областном центре архитектурной модернизации улицы Лермонтова. Эта в принципе познавательная корреспонденция вызвала у одной из читательниц-пенсионерок предметный вопрос, касающийся шестого подъезда дома №89, где она проживает. Она спрашивала у меня, автора публикации: будут ли в ходе этой модернизации улицы обновлять фасады домов? Так как в том доме, где она проживает, по лицевой стене здания пошла трещина, как раз через ее квартиру. Из-за чего дождевая вода затекает в комнату, а зимой в эту «расщелину» проникает холод, нейтрализуя тепло и так не горячего радиатора отопления. В итоге на стене выступает иней. Вот звонившая, с надеждой на реконструкцию улицы, и хотела выяснить возможный результат решения своей проблемы. Я посоветовал ей обратиться вначале в родной КСК, а затем – в архитектуру, к авторам проекта. Назвал и другие адреса, в том числе и в исполнительной власти города, где она может получить консультацию и, возможно, помощь.
КСК моя собеседница сразу отвергла, сказав, что она в этой жилищно-коммунальной службе была, но там сказали, что решение проблем трещины в стене и холода зимой в квартире не входит в перечень их обязанностей.
Ответ, как представляется, более чем странный. Если действительно ремонт стены не входит в обязанности этого КСК, то по-человечески женщине можно было объяснить, как самой заделать щель, или посоветовать, к кому обратиться, чтобы решить проблему. А вот то, что зимой на стене иней, это уже говорит о недогреве, то есть недостаточной температуре теплоносителя, подаваемого в квартиру. И в этом, похоже, вина КСК и неисполнение им своих должностных обязательств перед жильцами. А это может повлечь судебное разбирательство и возможные штрафы на виновных.
Но не стану загадывать наперед, а попытаюсь уяснить, почему многие павлодарские КСК превратились в удельные княжества. И если акимат и депутаты города ограничивают их в размере сбора (оплаты жильцами) за квадратные метры обслуживаемого жилья, то по набору услуг владельцам квартир, похоже, процветает вольница. Причем с ограниченной нагрузкой на персонал КСК, ныне перерегистрировавшихся в товарищества. Хотя, по классической схеме, кооператив собственников квартир – организация, созданная жителями дома или нескольких домов, у которых общий двор и коммуникации. Служба собирает деньги с жильцов на ремонты, обслуживание и т.д. Для проверки работает специальная ревизионная комиссия: в нее можно обратиться, чтобы выяснить, куда уходят деньги. Если выявятся нарушения, то жильцы должны обратиться в суд.
Как сообщают в интернете со ссылкой на одну из Ассоциаций КСК, «он имеет большое количество обязанностей. Самая главная – решает все вопросы по содержанию дома: обустройство и благоустройство, ремонт, разовый и текущий, уход за кровлей, подвалом, чердаком, инженерными коммуникациями, техобслуживание, уборка прилегающей территории».
Обратите внимание: не только, как сегодня практикуют, поддерживать в рабочем состоянии системы тепловодоснабжения и канализации в доме (выполняя при надобности их ремонты (в том числе платные) в квартирах, но и вести «уход за кровлей, подвалом, чердаком, инженерными коммуникациями, техобслуживание, уборка прилегающей территории». И это не выдумка или чья-либо «хотелка», а разработанное и зарегистрированное в коммунальном ведомстве положение. Еще шесть лет назад в республиканской прессе появилось разъяснение «Что входит в обязанности КСК в Казахстане», которое дал председатель Ассоциации КСК Алматы Аркадий Рубцов. Причем жилищно-коммунальный руководитель подробно, на четырех (!) машинописных листах, конкретно обозначил то, что должны выполнять в своих подведомственных домах работники КСК. Приведу этот перечень с небольшим сокращением.
«Перечисленные ниже услуги касаются только общедомового имущества многоквартирных домов (крыши, чердаки, подъезды, подвалы) и предоставляются при наличии финансирования со стороны жильцов.
Текущий ремонт: герметизация стыков, заделка выбоин и трещин в стенах (по заявкам); все виды работ по устранению течи кровель (кроме полной замены); все виды штукатурно-малярных работ в подъездах и технических помещениях (раз в пять лет); ремонт перил, замена разбитых стекол и ремонт подъездных дверей.
Система отопления: ремонт и эксплуатация; включение/отключение (весна, осень, аварийное/режимное); проверка в период сезонного отключения; регулировка при запуске и изменении режимов; устранение неисправностей: закрепление отставших участков теплоизоляции, покровного слоя, устранение течи, очистка грязевиков, запорной и регулирующей арматуры от накипи и солевых отложений, укрепление опор; теплоизоляция трубопроводов; промывка.
Узлы водоснабжения: осмотр индивидуальных тепловых пунктов два раза в месяц с замером температуры, давления, коэффициента смещения; переключение на горячее водоснабжение в начале и при окончании отопительного периода; смена прокладок опорной и регулирующей арматуры; смена труб холодной/горячей воды не более одного метра; очистка грязевиков, запорной и регулирующей арматуры от накипи и солевых отложений; замена дроссельных органов (сопла, стаканы, шайбы) и корректировка при необходимости; устранение течи; укрепление расшатавшихся опор.
Санитарно-технические узлы: прочистка канализации в подвале; устранение течи на резьбовых соединениях; набивка сальников на вентили; заваривание отверстий; откачка воды из подвальных помещений; замена участков стояков холодного, горячего водоснабжения в перекрытии, включая пробивку отверстий; вызов и оплата служб дератизации, дезинфекции, дезинсекции подвальных помещений и других мест общего пользования».
Далее идет «Электротехническое обеспечение». Но этим в Павлодаре в большинстве случаев занимаются подразделения «Павлодарэнерго» или, по договору, частные лица.
Но продолжу перечень.
«Уборка придомовой территории: отвод талых вод от жилого дома, обеспечение исправного состояния водоотводящих устройств; вывоз снега, удаление наледи с пешеходных дорожек, подготовка и посыпка песка на тротуары в зимний период; вызов и оплата вывоза мусора; уборка газонов, скос травы; очистка кровли от мусора, грязи и листьев.
Административные обязанности: организация собраний, письменных опросов собственников квартир и помещений; рассмотрение жалоб и обращений по качеству обслуживания; ведение документации бухгалтерского, финансового, налогового и статистического учета и отчетности, а также техдокументации, связанной с управлением и содержанием дома; уведомление о проведении технических работ, если они препятствуют жильцам пользоваться хотя бы одной из коммуникаций дома; открытие текущих и сберегательных счетов на дом; оплата работ и услуг сервисных компаний в соответствии с заключенными с ними договорами; регистрационный учет собственников и арендаторов.
…Также КСК за отдельную плату оказывает дополнительные услуги по благоустройству дома, двора или района. Сбор и объем средств обсуждается и принимается на общем собрании членов КСК».
Завершается этот перечень резюме: «На практике большинство КСК, как в Алматы, так и в Казахстане в целом, выполняет ограниченное количество указанных услуг – то, без чего дом не сможет существовать: ремонт систем отопления, узлов водоснабжения, электротехнического обеспечения. При этом в Алматы есть пара-тройка КСК, которые выполняют практически все работы. Всё зависит от цены вопроса.
Для функционирования всех перечисленных услуг необходима ежемесячная сумма (указывается в строке «Расходы на содержание жилья/дома») в размере 100–150 тенге за один квадратный метр общей площади квартиры. За меньшую сумму и услуг будет, соответственно, меньше.
Также нужно контролировать не только целевое расходование средств, требуя от правления КСК отчеты о финансовой деятельности, но необходимо отслеживать и сбор денег, поскольку многие жильцы часто годами не платят за содержание общедомового имущества. Если жильцы дома хотят, чтобы у них появились новые услуги, им нужно провести собрание, принять соответствующее решение и установить размер платы за сервис», – пояснил Аркадий Рубцов.
Он, к слову, заметил, что перечисленные услуги, которые предоставляют КСК, станут сутью работы и новых форм (ОСИ и простые товарищества) управления многоквартирными домами.
Что касается работ внутри квартир, то все они выполняются за отдельную дополнительную плату по договоренности с работниками КСК или частными специалистами.
Вот такой расклад. И здесь дело не только в том, что в Павлодаре в разы меньше, чем в Астане или в Алматы, оплата за услуги КСК. А в том, как утверждают руководители КСК, что если поднять тариф, то люди вообще перестанут оплачивать услуги кооператива. Поэтому выбирают «золотую середину» – меньшая оплата – минимум (основных) услуг. А штат кооператива – тоже по минимуму – председатель, бухгалтер, слесарь и сварщик. Если количество обслуживаемых домов большое, то добавляются зампредседателя, старшие на участках, слесари и сварщики. Но перечень услуг остается тот же. Здесь, как говорится, и овцы целы, и волки сыты. Только вот имеется один нюанс: неполное обслуживание здания дома (уход за ним) приводит к преждевременному износу и разрушению строения и более масштабным проблемам жильцов. То есть сэкономили на копейку – потеряли рубль. Так что те специалисты, которые разрабатывали перечень работ по обязательному обслуживанию зданий, о чем говорил А. Рубцов, знали суть дела и лишнего не приписывали. Не случайно в советское время организация, обслуживающая дом, называлась жилищно-эксплуатационной конторой (ЖЭК), состояла из участковых домоуправлений и имела штат строителей и эксплуатационников, ремонтно-производственные и механические подразделения. Все они комплексно старались содержать жилье в полном порядке, зная, что за это с них спросят, и эти дома – гарантированный их фронт работы на перспективу.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из архива Владимира БУГАЕВА.