Когда микрорайон Достык получит трамвайное сообщение
В начале февраля этого года прошло обсуждение Дорожной карты модернизации трамвайной системы Павлодара и продления движения этого вида транспорта до нового микрорайона Достык. Рассматривались и другие вопросы, по которым аким области АсаинБайханов поручил в сжатый срок «определиться с предложениями по приобретению новых вагонов и выбором источников финансирования».
Также оперативно, по словам главы региона, следует обосновать целесообразность строительства трамвайной ветки вдоль микрорайона Достык. И, добавил аким, проанализировать идею продления трамвайной линии и на Второй Павлодар.
– Это пожелание горожан. Ваша задача – обеспечить им транспортную доступность, – заметил руководитель исполнительной власти области.
Более того, когда в прошлом году Президент РК с рабочим визитом посетил нашу область, он поручил сохранить трамвайное сообщение в городе, о чем аким области напомнил участникам совещания.
То есть, обобщая, всё на этом заседании прошло по-деловому, с высокой мерой ответственности. Насторожила лишь непонятная фраза в отчёте этого мероприятия: «Следует обосновать целесообразность строительства трамвайной ветки вдоль микрорайона Достык».
Как же так? С прицелом на этот жилой массив и удобства его жителей коллектив трамвайного управления выполнил работы по установке новой трамвайной линии с улицы Ломова на проспект Назарбаева с правым поворотом в сторону Дачного микрорайона.
В интервью нашей газете руководитель АО «Трамвайное управление города Павлодара» Муслим Махмудов рассказал, что в районе Достык будет построена силовая подстанция, от Дачного микрорайона до автомобильного кольца в сторону аэропорта проложат трамвайные пути с разворотом (трамвайщики даже сами изъявили готовность выполнить эту работу). Но и это ещё не всё. Муслим Джафарович обозначил и новинку этого проекта. В целях экономии средств был предложен комбинированный вариант движения трамваев. Причем это необычный транспорт. До Дачного микрорайона вагоны доезжают как обычно, запитываясь электроэнергией от контактной сети. А далее, до аэропортовского кольца, так как контактной сети не будет, двигаются за счет аккумуляторов. Это около пяти километров в оба конца. Доехав до Дачного микрорайона, спецвагоны вновь подключаются к контактной сети. Просто и нестандартно.
Все работы планировалось начать в текущем году и завершить где-то в середине следующего. Так предполагалось. Но после февральского совещания прошло уже более трёх месяцев, а никакие рельсы рядом с Достыком не проложены. За разъяснением вновь обращаюсь к Муслиму Махмудову и перечисляю ему всё, что, по моему мнению, уже должно воплощаться.
– Всё идет по плану, – ответил он. – Рельсы, первую нитку, будет прокладывать одна из подрядных организаций по заявке акимата города. Если всё сложится хорошо, то работы начнутся в этом году. Аким области поставил нам конкретные сроки – в течение трёх месяцев подготовить проектно-сметную документацию. После чего, по его словам, будут планировать начало строительства в 2024 году либо проведение всех необходимых конкурсных процедур уже в этом. Возможно, на начало работ уже в ближайшие месяцы выделят средства, чтобы к 2025 году запустить эту трамвайную ветку. И мы, и акиматы стараемся ужать этот график. Жители микрорайона Достык ждут запуск этого вида транспорта.
Это точно. К уже возведённым и заселенным домам этого жилого массива в текущем году добавится ещё семь высотных корпусов, имеющих более 900 квартир. И их жильцы тоже хотят добираться до работы и по другим делам с комфортом.
Но следует отметить, что в реализации проекта приходится лавировать, если так можно сказать. Дело в том, что цены на строительные и другие материалы, на оборудование не стоят на месте. И приходится искать, где можно дешевле приобрести то, что необходимо. У трамваев, которые должны ходить до Достыка, к примеру, китайский вариант вагона стоит 390 тысяч долларов, а чехи за него просят почти полтора миллиона евро. При этом продукция владельцами реализуется не сразу, а в порядке очереди. А это – время. Но тем не менее те, кто занимается воплощением нового трамвайного маршрута в микрорайон Достык, намерены в 2025 году начать эксплуатировать эту линию. А может быть, чего не исключаю, и раньше. Затем исполнительной властью города и области будут рассматриваться варианты обеспечения электрическим транспортом и Второго Павлодара.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.