• Вт. Сен 17th, 2024

Вода вернулась в дома

Авг 6, 2024
Foto Valeriy BUGAYEV

При этом аварии не было. Просто проводились, как сообщили в акимате города, работы по подключению обводной линии водоснабжения.

В чем суть – расскажу по порядку. 24 июля жители дома №20/1 по проспекту Н. Назарбаева получили извещение о том, что в их доме и в нескольких окрестных строениях (мечеть М.Ж. Копеева и частные дома по улице Нуркина от Каирбаева до Кривенко) не будет холодной и горячей воды с 9:00 25 июля до 9:00 26 июля, то есть сутки. «Причина – реконструкция водопровода хозяйственно-питьевого водоснабжения 500 мм по пр. Н. Назарбаева от ул. Естая до ул. Торайгырова». Что ж, намерения и действия – более чем необходимые, так как способствуют улучшению подачи воды в районе, где в прошлом году проложили водовод от улицы Торайгырова до улицы Лермонтова. В нынешнем строители ведут работы от улицы Лермонтова в сторону улицы Естая. На поверхности земли были уложены полимерные трубы, затем их состыковали и сегодня решают другие технологические операции. Так что отсутствие воды в квартирах, что, естественно, создавало неудобства жильцам, в целом было воспринято ими с пониманием. Тем более что, хотя не все оказались в курсе, в основном водой запаслись.

А дальше наступило утро 26 июля и оговоренные 9:00. Так как краны были сухими, жильцы дома начали перезваниваться и узнавать: когда будет вода? В 16:36 в чате появилось сообщение о том, что во двор дома подъехал водовоз (об этом, замечу, узнали не все владельцы квартир, так как никто о водовозке не предупреждал, и немало людей вновь оказались без стратегического пополнения запасов воды). В 16:41 – новая информация. Один из жильцов сообщил, что аким города Хасар Хабылбеков ответил ему на звонок по телефону, что «проводятся работы по подключению обводной линии. Их планируется завершить ориентировочно до 18:00».

Работа есть работа. И все стали ждать указанное время. Оно прошло, как и 19:00, и 20:00, – без подачи воды. В 20:33 на вопрос в чате одной из жительниц дома, что по всем приметам воды не будет до завтра, был утвердительный ответ одного из осведомленных владельцев квартиры.

Он ошибся. Где-то ближе к 23:00 она, ржавая (такой была и утром), появилась у потребителей. По логике, надо радоваться, но не получается. Хотя бы потому (это не является открытием), что прежде чем начать какую-либо крупную работу, определяют ее объем, количество занятых на ней людей и техники, требуемые для выполнения материалы, после чего называют сроки исполнения. Здесь, предполагаю, не всё было просчитано. При этом не оспариваю того, что в каждом деле могут быть непредвиденные ситуации, что удлиняет работы на несколько часов, но не на 13! Так получается (если даже исполнители стараются) тогда, когда организаторы работ всё просчитали приблизительно, надеясь, что «по ходу всё утрясется». Или когда у работников недостаточная квалификация. А еще – если интересы потребителей воды отходят на второй план. Приведу подтверждающие примеры. Начну с претензий жильцов тех строений, где отключили воду. Не все были в курсе, что ее не будет, значит, как-то надо совершенствовать методику оповещения граждан. Это же касается, повторюсь, и сообщения о прибытии водовозки, так как не все жильцы постоянно сидят в сотовой связи и за компьютером.

А как не вспомнить аварию на Южном водозаборе? Тогда специалисты ТОО «Павлодар-Водоканал» пытались приуменьшить размеры ЧП, называли недостоверные причины случившегося и сроки возобновления прежнего режима воды. Он в немалом количестве домов Павлодара был восстановлен лишь на вторые сутки. То есть позже, чем обещали. И чего добилось ТОО, уходя от прямых ответов? Почитайте высказывания павлодарцев по этой аварии в интернете за тот период: мягко и обтекаемо говоря, стратегическое предприятие-монополист сегодня не является гарантом надежности и качества исполнения своих работ. Что, к слову, подтверждает и местная пресса.

29 августа прошлого года в одном из СМИ появилась заметка: «Жилые дома на Назарбаева остались без воды». И далее сообщалось, что «в домах на проспекте Назарбаева из-за переврезки нового водопровода отключили воду. Об этом сообщили в ТОО «Павлодар-Водоканал».

Водоснабжения не будет до 17:00 по следующим адресам: пр. Назарбаева, 4; 6; 6/1; 6/2; 2; 2/1; 4/1; 10; 12; 16; 16/1; 18. «Павлодар-Водоканал» принес извинения жителям этих домов и попросил их запастись водой».

Всё вроде правильно, но, как сообщается в материале, «проблема в том, что воду отключили еще утром, а сообщение монополиста об этом появилось лишь к обеду».

Вопрос: что помешало «Водоканалу» опубликовать данное объявление накануне? Неизвестно. Как и то, почему под отключение попали и дома на улице Лермонтова, хотя в списке их нет.

Забавно, но не смешно. Как и факт следующего сообщения прессы от 7 ноября 2023 года. И вновь по новому водоводу по проспекту

Н. Назарбаева от улицы Торайгырова до улицы Лермонтова. Корреспондент решил выяснить: почему реконструкция магистрального водопровода на проспекте началась в июне и продолжается по сей день. Подрядчик значительно затянул сроки, и это вызвало волну недовольства жителей. На это был получен ответ руководителя подрядной организации Адиля Аубакирова:

– Ориентировочная дата окончания – в этом году, конец ноября. После чего мы, получается, восстановим дорожное полотно и проведем благоустройство участка. Просим всех граждан нашего города простить за дискомфорт в связи с временными трудностями из-за данных работ.

И далее автор материала сообщает: «Что касается причин затянувшегося ремонта коммуникаций, то, по словам руководителя организации, это произошло из-за долгого согласования с «Павлодар-Водоканалом» вопроса о переключении абонентов на временный водопровод».

И вновь вопрос: а разве это нельзя было сделать до начала прокладки нового водопровода и не удлинять людям неудобства? Пока воздержусь с ответом-предположением, а приведу беседу с руководителем ТОО «Мастер-КВО» Владимиром Белых, который обслуживает дом №20/1 по проспекту Н. Назарбаева. На мой вопрос, почему, по его мнению, специалиста тепловодоснабжения со стажем, так затянулись работы по обводной линии, ставшей проблемной, последовал неожиданный ответ:

– А я и сам не знаю! Поначалу ТОО «Павлодар-Водоканал» сообщило о том, что 25 июля с 9:00 в этом доме и еще в ряде соседних будет отключена вода, так как намечаются работы на прокладываемой трассе водопровода. И что жильцы должны сделать запас воды. После чего мы стали оповещать людей. Но 25 числа воду, как обещали, не отключили, и она была в трубах практически до обеда. Жильцы начали нам звонить и спрашивать: запасаться им водой или как? Мы обратились в «Водоканал», и в обед подача воды прекратилась. На наш вопрос, будет ли в дальнейшем организован подвоз воды к домам, так как люди без нее будут находиться сутки, а то и более, последовал отрицательный ответ. Дескать, жильцов же предупредили о необходимости сделать запас. А я вам скажу, что по различным причинам не все запаслись водой. И даже той, которую 26-го неожиданно водовозка привезла во двор дома номер 20/1. Многие были на работе, а остальные не знали о подвозе.

Но это еще не всё. По словам руководителя коммунального товарищества, после оговоренных суток ведения работ начались часы следующего периода. Но вода в квартирах не появилась. Жильцы стали звонить в товарищество, оно – в «Павлодар-Водоканал» с единственным вопросом: когда на трассе закончатся работы? И были поражены ответом. Оказывается, это предприятие в данном процессе ни при чем и отвечает лишь за то, чтобы отключить воду и подать ее, когда всё закончат. И что следует обращаться в городской акимат, который занимается прокладкой обводной линии.

– Я так и ничего не понял: вся городская система водоснабжения (ТОО «Павлодар-Водоканал») находится в управлении гражданина Германии Шпейзера. Он и коллектив отвечают за благополучие и развитие водоснабжения областного центра, а здесь заявляют, что следует спрашивать с акимата города. А у того откуда возьмутся такие работники и техника, ведь водопроводные сети ему не подчиняются? – недоумевает Владимир Белых.

Действительно, переадресовка, если она передана точно, – странная и непонятная. Как и завершение нашей беседы, когда В. Белых сказал, что сегодня в «Водоканале» нет прежних профессионалов, отчего и все накладки.

После анализа этой беседы и ранее приведенных материалов журналистов вольно или нет, но напрашивается вывод: получается, что стратегическое предприятие особой важности ТОО «Павлодар-Водоканал» далеко не так надежно в работе, как должно быть? И у него высвечиваются серьезные проблемы, в которых клиенты не на первом месте. Тем более что речь, повторюсь, идет не о заурядной конторе «Рога и копыта», а о стратегическом монопольном производстве! Поэтому я не случайно столь подробно рассказывал о том, как граждане, которых фактически обманули, с напряжением ждали окончания работ, подачи воды и что этому предшествовало. И здесь вспомнился перевод поэта Самуила Маршака английской песни «Гвоздь и подкова», который стал хрестоматийным стихотворением:

Не было гвоздя –

Подкова пропала,

Не было подковы –

Лошадь захромала,

Лошадь захромала –

Командир убит,

Конница разбита,

Армия бежит!

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.

…Комментарии, по-моему, не требуются.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.