• Вс. Июл 14th, 2024

Там, где кончается асфальт…

Сен 7, 2023

Почему многие службы и фирмы работают по принципу «от» и «до»

Этим летом в садоводстве «Весна» областного центра был праздник. Акимат города и его коммунальная служба проложили там, где были на главных дорогах ямы и лужи, асфальт. Это коснулось улицы Северной, пролегающей через дачный массив с востока на запад, восточный и западный въезды в «Весну». Есть и ещё одна главная улица, Центральная, параллельная Северной, но ее асфальтирование отложили, так как дачники заузили дорогу, и теперь надо, чтобы они передвинули заборы на своих участках. Тем не менее садоводы на своих авто интенсивно добираются по ней до своих земельных наделов, как и члены ИЖС к своим домам. Делают они это в основном по улице Барбарисовой, так как она гораздо шире других проулков сада и соединяет Северную и Центральную улицы.

Её преимущество и в том, что владельцы расположенных на Барбарисовой участков вскладчину частично уложили на этой улице-перемычке щебень, засыпав ямы и лужи. На большее денег не хватило, и люди надеялись, что, укладывая асфальт по Северной дачной магистрали, дорожники досыплют на Барбарисовой щебень и уложат асфальт. Этого не произошло. Они отработали «от» и «до» и уехали. А первый обильный дождь показал, что недоделка в действиях акимата города по асфальтированию в «Весне» привела к прежним лужам на Барбарисовой. И не только. Эти водоемы начали разрушать только что уложенное дорожное покрытие, а машины стали выносить на него грязь. Весной, да и осенью, лужи и грязь будут еще более объемными. И что, через год-другой этот участок начнут ремонтировать, раз сразу не сделали так, как требовалось? Или всё пойдет по принципу: как будет, так будет? Получается пресловутая ложка дегтя в бочке меда.

Другой пример работы «от» и «до». Во дворе дома 20/1 по проспекту Нурсултана Назарбаева решили: там, где стоят мусорные бачки, сделать на их месте асфальтированную площадку под эти емкости. Дело, замечу, хорошее.

Не сразу, но намерение воплотили. Однако уже третью неделю бачки на прежнем (ныне комфортном) месте, а заасфальтированную площадку облюбовали автомобилисты.

Но это еще не всё. Въезд во двор и к бачкам – это где-то метров 25-30 старого асфальтового покрытия. На нем в последнее время образовалось несколько ямок, которые автотранспорт расширяет при движении. В том числе и спецмашины по вывозке мусора. Так вот, создавая площадку, бригаде ничего не стоило внести в эти ямки по нескольку лопат асфальтовой смести, и въезд вновь стал бы без проблем, в том числе и для мусоровозок. Но то ли площадку делало не коммунальное ведомство города, то ли еще какие-то причины – ямки целы-целехоньки, а вместо бачков стоят машины.

Мне могут сказать, что это мелкие проблемки частного, единичного характера. Смею возразить, что это не так и что это – система. Сколько было нареканий жильцов, когда в их дворах начали устанавливать детские игровые площадки! Радуясь этому, люди тут же отмечали, что строители ушли, оставив после себя мусор. Идем дальше. Не меньше нареканий и по поводу того, что, проложив водопровод или теплотрассу, строители, как правило, не спешат восстановить взломанный асфальт на дорожной части или тротуары возле домов.

Сюда можно отнести проблемы с расчисткой сугробов во дворах и вывозкой снега, с поливом зеленых насаждений в областном центре и еще многие позиции, где тоже предостаточно недоделок.

Есть и еще более масштабные подобные примеры и проблемы. В одном из интервью начальник отдела качества и государственного учета филиала Национального центра качества дорожных активов Марат Валиев сказал о качестве прокладываемых в регионе дорог:

– К наиболее часто встречающимся нарушениям подрядчиков при укладке дорожного полотна относятся некачественные укатка и уплотнение слоев дорожной одежды, несоблюдение ровности основания, некачественный и не в полном объеме пролив битума перед укладкой асфальта, – рассказал руководитель отдела филиала.

Замечу, после обнаружения таких несоответствий сотрудниками центра качества дорожных активов генподрядчикам приходится исправлять брак, так как работа была выполнена не с соблюдением полной технологии, а в усеченном и измененном ее варианте, то есть искаженном «от» и «до».

Продолжая тему дорожного строительства, очень важного и ответственного для нашей области, скажу о подъездных путях к сёлам. Об этой проблеме в регионе говорят уже несколько лет, так как многие эти участки дорог давно пришли в плачевное состояние. По словам акима области Асаина Байханова, сказанным им на одном из совещаний, «если с республиканскими и областными дорогами проблем в основном нет, то с районными всё сложнее. В регионе 180 подъездных дорог к населенным пунктам, из них 76 требуют асфальтирования. А это 476 километров. На это необходимо около 50-60 миллиардов тенге».

И это вновь пресловутое «от» и «до», потому что в свое время на эти участки дорог не обращали внимания. И сразу вопрос: почему сельские дороги считаются таковыми, когда они соединяют какие-либо населенные пункты, а примыкающие к ним въезды в близлежащие к автотрассам села – это уже другая дорожная категория? Почему не единая дорожная структура, как, к примеру, ветки у дерева? И отчего по этой причине у сельчан проблемный комфорт? Да и экономика районов от таких подъездных горе-путей страдает.

По сути методика «от» и «до» – это латание дыр. Прохудилась, к примеру, труба в одном, а спустя время – в другом месте, и ремонтники вместо того, чтобы заменить ее, заваривают прорыв, ликвидируя тем самым течь, но не проблемы дальнейшей эксплуатации водовода. Вдобавок такое отношение ко всему порождает безразличие к выполнению своей работы и отсутствие хозяйской ее сути.

Это не заумные «философия» и «лирика», а горькая констатация фактов реалий жизни, когда вселяешься в квартиру, берешь машину из ремонта, покупаешь какие-либо вещи или продукты и обнаруживаешь в них небрежный подход к делу или несоответствие тому, что должно было быть и что ожидалось. А вот если бы был спрос за такое безразличие, тогда, уверен, всё было бы по-иному.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото автора.