• Чт. Окт 3rd, 2024

Скандальное тепло

Дек 5, 2023

В областном центре ещё есть проблемы с обогревом квартир горожан

В начале октября АО «Павлодарэнерго» в одном из своих релизов сообщило о том, что «проведение ремонтных и восстановительных работ на объектах тепло- и электроснабжения является неотъемлемой частью подготовки к предстоящей зиме». И что «отопительный сезон в Павлодаре стартовал успешно. На сегодняшний день все многоэтажные дома подключены к теплоснабжению и горячему водоснабжению. Завершается подключение к теплоснабжению частного сектора. Ремонты на турбоагрегатах и котлоагрегатах, необходимые для начала отопительного сезона, завершены».

Спустя непродолжительное время журналисты взяли интервью у начальника управления по работе с потребителями ТОО «Павлодарские тепловые сети» Галины Волковой, задав ей вопрос: почему в некоторых домах часть батарей остаются холодными, а в некоторых они едва тёплые? На это им был дан обстоятельный ответ:

– Практически все дома уже подключены к системе централизованного теплоснабжения. Имеется ряд домов, на которых недостаточный режим теплопотребления, то есть арматура открыта, а параметров нет. Мы проводим наладку и регулировку и отрабатываем режим работы тепловых сетей в зимний период. Мы все прекрасно знаем, что изношенность сетей очень большая, и резкие подъёмы давления или температуры губительны для труб, – сказала руководитель ТОО «ПТС». – Эта работа будет продолжаться ещё и завтра, и послезавтра. Насосные станции уже подают объем, который на сегодняшний день потребляет город, этого достаточно. Сейчас мы будем заниматься наладкой после запуска всех центральных тепловых пунктов и насосных. Регулировочные мероприятия будут проводиться в несколько этапов, потому что запускаются только многоэтажные жилые дома, и уже запущены соцобъекты. Затем подключают частные жилые дома, юридические лица и потом уже промзоны. После подключения абсолютно всех потребителей придётся ещё раз выстраивать режим. Это не сильно будет отражаться на горожанах.

Всё вроде ясно и логично. И подходит под ситуации запуска тепла в прошедшие годы. Поэтому жители ряда домов, где наблюдался недогрев, отнеслись к этому неудобству с пониманием. Тем более что температура воздуха была плюсовой и лишь ночью опускалась ниже нуля градусов по Цельсию.

Так прошел октябрь, на исходе был ноябрь, а «регулировка» подачи тепла всё продолжалась. В частности, в этот период жильцы дома № 20/1 по проспекту Нурсултана Назарбаева стали чаще интересоваться сводками погоды. Особенно показателями температуры. И это не случайно, так как в их квартирах батареи отопления были едва теплыми. Несмотря на то, что с начала отопительного сезона уже прошло практически два месяца. Вначале жильцы мирились с таким фактом, списывая это на то, что городская тепловая сеть еще не отрегулировалась по параметрам тепла, да и ТЭЦы вырабатывают пока что не кипяток из-за отсутствия больших морозов. Но в конце ноября владельцы квартир, сами дойдя до точки кипения, принялись жаловаться в ТОО «Павлодарские тепловые сети» и в другие инстанции. В том числе и в службы акимата Павлодара. Одновременно выдвигая претензии своему КСК, ТОО «Мастер-КВО», и его председателю Владимиру Белых, который заверял, что он подготовил дом к отопительному сезону и на это есть акты готовности. И причина проблемы в другой плоскости.

В конце концов он договорился с «Тепловыми сетями» о том, что придет их специалист-контролер и проверит тепловую разводку дома. Это было сделано. По словам В. Белых, контролер всё обследовала, после чего составила акт, что тепловые сети этого строения нарушений не имеют. И на следующий день радиаторы в квартирах ощутимо потеплели, и температура в помещениях повысилась.

Жильцы тут же принялись благодарить председателя КСК, на что он ответил, что его заслуги в этом нет, так как он лишь транспортирует тепловую энергию, а подает ее ТОО «Павлодарские тепловые сети».

Тогда задаю собеседнику вопросы: почему это товарищество раньше не решило проблему подачи тепла в дом, и как оперативно удалось это сделать? Ответ был таков: он не берется гадать, почему монополист ограничивал подачу тепла в дом, а изменения в подаче его произошли в соседней с домом тепловой камере. Там работники ведомства теплоснабжения (он, председатель КСК, не имеет права что-либо делать в тепловом пункте) просто сильнее открыли вентиль дома 20/1, и горячая вода пошла к его бойлеру и в квартиры.

Согласно закону физики, если где-то прибывает, то в другом месте убывает. Значит, какой-то из соседних домов окажется в положении, которое испытали жильцы строения 20/1? На что последовал совет не беспокоиться, так как тепло ограничили там, где оно поступало с излишком. То есть был так называемый перетоп.

Так как я не специалист в тепловом снабжении, то не берусь утверждать, что это главная причина. Но логический расклад и житейский опыт говорят, что утверждение моего собеседника близко к истине. «Тепловые сети» не рыли траншеи и не меняли трубы и задвижки, не вели в доме и в тепловой камере никакие сварочные и слесарные работы, а тепло к жильцам пошло. Значит, действительно надо было просто «подкрутить» вентиль. Выходит, что где-то тепло было с избытком, а где-то оно оказалось в дефиците? Так, замечу, бывает, когда система теплового снабжения не отрегулирована.

Предвижу возражение. Дескать, у монопольного товарищества большая протяженность сетей и много тепловых камер, и его работники не в состоянии одномоментно все проконтролировать. Но ведь за два месяца, наверное, всё-таки можно было сделать профилактические проверки всей системы, чтобы убедиться в том, что не всё в порядке? А если бы ноябрь был морозный, каково людям в холодных квартирах? Плюс кто им сделает перерасчет за недогрев их жилья? И будет ли это?

Жильцам этого дома еще повезло. В интернете, на сайте «Голос народа», со ссылкой на 25 ноября этого года была размещена статья о том, что в Павлодаре проблема недогрева в многоквартирном доме по пр. Назарбаева, 204 не решается уже более восьми лет. И что жители многоэтажки говорят: зимой батареи еле теплые, а воздух выше 15-16 градусов не прогревается.

Далее автор материала, назвав фамилии жильцов, с кем беседовала, констатирует: «Тепло жильцы многоэтажки недополучают, однако счета от монополиста оплачивают полностью. Растут суммы в квитанциях за электричество, которое они наматывают, чтобы согреться».

Завершается публикация так: «Причина хронического недогрева, как предполагает председатель местного ОСИ, в том, что тепло «утекает» на сторону.

– В подвале 12 подъезда у нас есть врезка по отоплению, на частный сектор уходит. Вот в ней тоже, наверное, загвоздка, всё-таки она забирает тепло от дома. Те 1-2 градуса, которых недостает именно квартирам, нашему дому, ‒ говорит исполняющий обязанности председателя ОСИ Виктор Старостин».

На это в компании-монополисте ответили, что специалисты на следующей неделе приедут и проведут обследование, чтобы установить причину недогрева по данному адресу.

Бесспорно, раз этот факт получил республиканскую огласку, то ТОО «Павлодарские тепловые сети» примет меры. Но, замечу, на календаре был уже конец ноября, когда, как и по Кутузова, 20/1, все должно было быть отрегулировано. Тем более что по Назарбаева, 204 проблема со снабжением теплом длится, как говорят жильцы, более восьми лет.

После таких примеров возникает предположение, что, возможно, в Павлодаре еще есть и другие дома, где проблемы с подачей тепла.

И здесь, как представляется, со всеми случаями недогрева в домах, помимо технических причин, в немалой степени присутствует и так называемый человеческий фактор. Как сообщили жители дома 20/1 по Назарбаева, они обращались в «Тепловые сети», в другие инстанции, в том числе и в структуры акимата города, но нигде не нашли оперативного понимания их проблемы.

Это одна сторона дела. Другая в том, что председатель ТОО «Мастер-КВО» В. Белых обратился в службу «109» с жалобой на монополиста по поводу дома по проспекту Назарбаева, 20/1, а ему сказали, что они такие претензии к «Тепловым сетям» не фиксируют и не рассматривают. И что следует обратиться в свой КСК. А это как понимать? Тем более что в начале сентября к дисциплинарной ответственности привлекли руководителя службы «109». Как тогда отметил Асаин Байханов, «сервис работает плохо: не дают ответы на простые вопросы, нет графиков подключения горячей воды».

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.