• Сб. Июл 27th, 2024

Лифты: путь в больницу и ещё «ниже»?

Дек 21, 2023

На днях в новой высотке Шымкента подъёмник с людьми сорвался с девятого этажа. Кто следующий?

Это вопрос не праздный. К счастью, в Шымкенте люди остались живы. Как передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на otyrar.kz, лишь четверо из восьми пассажиров обратились за помощью к медикам, хотя, по их словам, этот случай с лифтом не первый в доме. А вот в Актау неисправный лифт насмерть придавил 34-летнего мужчину.

По данным, приведенным в республиканской прессе, аварии, связанные с лифтами, в последние годы в Казахстане стали происходить чаще. Сейчас в многоэтажках страны действуют около 30 тысяч лифтов. Свыше четырех тысяч из них уже отработали свой срок и нуждаются в замене. Хуже всего обстоят дела в Павлодаре, Актобе и Уральске.

Так сообщают СМИ, ставя при этом наш областной центр на первое место по степени опасности и неблагонадежности работы лифтов. И это не мудрено. Еще в 2010 году на пресс-конференции государственный инспектор управления госконтроля за ЧС и промышленной безопасностью Владимир Каменских сообщал о том, что в Павлодарской области 514 лифтов из 1675 отслужили положенный срок и эксплуатируются с риском для жизни граждан.

В апреле 2018 года было озвучено, что 90 процентов лифтов Павлодара безнадежно устарели. По словам директора ТОО «Павлодар лифт сервис» Михаила Редько, в областном центре работают почти 1500 лифтов, 900 из них давно отслужили нормативные 25 лет, 68 находятся в аварийном состоянии. Пользоваться ими опасно для жизни. Реформы в ЖКХ привели к тому, что сейчас лифты – собственность жильцов, и их практически никто не проверяет.

В начале декабря этого года появилось новое сообщение: 70 процентов лифтов Павлодара требуют замены, так как срок их эксплуатации уже вышел.

Обобщая эти цифры, можно сказать, что даже с учетом того, что в областном центре периодически меняют несколько аварийных лифтов, ситуация с подъемниками в жилых домах остается напряженной, на грани их серьезных поломок и ЧП. То есть налицо долговременная проблема с неясным источником финансирования замены лифтов и самой процедуры таких действий. Если прежде в том же Павлодаре было монопольное ТОО «Павлодарлифт» со своей производственной базой, небольшим учебным комбинатом и штатом квалифицированных сотрудников, то сегодня в областном центре лифтовое хозяйство обслуживают несколько товариществ. Естественно, их специалисты следят за подъемниками, но скажу, что это делается не в такой мере, как было прежде. Тем более что тогда надежность подъемников контролировало управление по государственному надзору и контролю в области чрезвычайных ситуаций, которое называли Госгортехнадзор. Его сотрудники имели право остановить проблемный лифт, добиваясь, чтобы его капитально отремонтировали или заменили. Сейчас этого нет. Приведу ряд пояснительных выступлений. Начну с повторения того, что «аварии, связанные с лифтами, в последние годы в стране стали происходить чаще». Одной из причин этого, помимо ветхости подъемников, называют то, что контроль за их эксплуатацией не так давно передали местным акиматам.

И вот первый комментарий президента ассоциации лифтовиков Казахстана Ержана Игибаева:

– Акиматы не справляются с этой работой ввиду отсутствия квалифицированных специалистов. Это первая проблема. Вторая кроется в том, что на рынке появились неаттестованные неквалифицированные лифтовые компании, которые проводят свою деятельность вразрез действующим нормативам. Выигрывают такие тендеры компании, условно говоря, из других городов, не имеющие техническую базу и аттестата.

Не прошла эта проблема и мимо депутатов Парламента РК. Изучив её, они предложили установить высокие стандарты безопасности для обслуживающих компаний. А также вернуть ведомственный контроль над состоянием подъемников. Вот мнение Ирины Смирновой, депутата Мажилиса Парламента РК:

– Если лифты не будут под контролем, мы будем постоянно наблюдать эти аварии, поэтому нужны и сертификация лифтов, и аккредитация самих компаний, а также подготовка специалистов, которые обслуживают лифты. Это целый комплекс. И этим комплексом проблем, безусловно, должно заняться Министерство строительства и промышленности РК. Это его ответственность и обязанность в первую очередь.

Депутат Мажилиса Парламента РК Азат Перуашев считает:

– Мы об этом делали запросы, заявляли, и глава МЧС подтвердил, что планируется восстановить права органов ЧС по контролю пожарной безопасности зданий и сооружений, это очень важная норма. То же самое касается и безопасности механизмов, таких как лифты. Пока за их безопасность отвечают местные акиматы, а вот техобслуживанием занимаются нанятые ОСИ частные компании. Собирать же деньги на ремонт или замену подъемника приходится уже собственникам жилья. К слову, заменить аварийный лифт жильцам высотки обойдётся примерно в 15 миллионов тенге.

К этой цифре сделаю дополнение. Два года назад по программе «Нұрлы жер» в Павлодаре в 12-этажном доме по проспекту Назарбаева, 81 произвели замену четырех лифтов. Обновление подъёмников обошлось в 34 млн тенге. Жильцы, которые и являются теперь совладельцами этих устройств, будут расплачиваться в зависимости от площади квартир. То есть тогда один новый лифт обходился жителям в 8,5 миллиона тенге, а сегодня это «удовольствие» стоит, как сообщил парламентарий, примерно, 15 миллионов. На такие затраты владельцы квартир (практически все) идут неохотно, так как это ощутимая нагрузка на семейный бюджет.

К слову, несколько лет назад поднимался вопрос о возможности обновить лифтовое хозяйство областного центра за счёт местного бюджета, если жители многоэтажек не могут самостоятельно оплатить замену пассажирских подъёмников. Тогда было отмечено, что финансировать за счет местного бюджета – это вне правового поля. Поэтому прорабатывалась возможность искать в бюджет заемные, но долгосрочные источники финансирования, чтобы население потом их возвращало. То есть менять лифты за счет бюджета законодательно неправильно, поскольку они являются объектом общей собственности. Но на возвратной основе можно.

Здесь сделаю остановку и скажу, что лифтовое хозяйство Павлодара перешагнуло «красную черту». Откладывать решение проблемы износа и замены домовых подъемников чревато возможными ЧП. Поэтому, как мне представляется и по мнению специалистов и депутатов, следует ужесточить контроль за работой лифтов и вернуть эту функцию в службу профильного подразделения ЧС и организовать обязательную подготовку кадров обслуживания лифтового хозяйства, что очень важно. Ну и главный вопрос – где найти средства на замену аварийных лифтов? Варианты возможны такие: обратиться за помощью к спонсорам, владельцам крупных производств региона, так как их работники тоже могут пострадать при авариях лифтов, или выбрать вариант с возвратными займами из бюджета. Первый вариант возможен, если будет найдено взаимопонимание – дать Павлодару десяток или два новых лифтов. А второй – получить их гораздо больше, но срок возврата лифтового займа должен быть несколько растянутым по времени, чтобы ежемесячная сумма платежа не была сильно обременительной для людей. И даже при этом следует учитывать, что найдутся те, кто откажется оплачивать новый лифт, заявляя, что на это у них нет денег и что они ходят на этажи пешком. То есть и ОСИ, и КСК, и исполнительной власти надо будет думать и считать, нацелившись на решение лифтовой проблемы.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из открытых источников.