• Сб. Дек 7th, 2024

А если рванут трубы?

Июл 11, 2024

В областном центре немало строений, под которыми почему-то проходят различные коммуникации.

Скандал разразился неожиданно. Один из владельцев дачного участка в садоводческом товариществе «Весна» вдруг вспомнил об этом земельном наделе и решил построить на нем капитальный дом. Ярость гражданина вызвало известие о том, что под предполагаемым строением окажется капитальный водопровод, проложенный несколько десятилетий назад и соединяющий две промышленно-жилые зоны северной части областного центра. Как удалось выяснить, эта магистраль и еще несколько смежных ответвлений идут от Северного водозабора Павлодара в сторону будущего микрорайона Жастар (Спортсити), окрестных садоводств и ряда промпредприятий, подавая в них техническую воду. На своем пути этот водовод пересекает перекресток автотрасс от жилой зоны областного центра в сторону нефтехимического завода и от бывшего тракторного завода в направлении реки Иртыш.

– Этому водоводу уже более тридцати лет, и если он выйдет из строя, то будет большое транспортное и социально-промышленное ЧП, – говорит председатель дачного массива «Весна», в который сегодня вошли несколько десятков домов, попадающих в разряд комплекса ЖСК. – Ситуация усугубляется еще и тем, что этот водопровод входит в наш сад и расположен на его землях. В итоге сегодня на этой магистрали стоит «красный дом» (гостиница у обочины дороги на ПНХЗ – прим. авт.), а далее водовод идет между улицами Центральная и Южная, в сторону Иртыша, там, где дачные домики и капитальные строения. Вот владелец участка, возмущенный водопроводом, и потребовал, чтобы я убрал трубу с его территории, и грозился в случае отказа массой неприятностей. Но у меня вопросы: разве я планировал поставить гостиницу на действующий водовод? Разве я нарезал и передавал людям их дачные участки, умалчивая, что под землей лежат трубы не только водоснабжения, но и канализации на части территории нашего дачного товарищества? И разве те специалисты служб градостроительства, земельных отношений и жилищно-коммунального хозяйства городского акимата в то время не знали об этих трубах и то, что со временем те станут минами замедленного действия? А если эти госслужащие были в неведении или считали проблему пустяковой, то как они с таким профессиональным багажом могли работать в таких ответственных городских службах?

Вопрос руководителя дачного товарищества не праздный. Тем более, порывшись в памяти, назову еще адреса в Павлодаре, где строения стоят на трубах, про которые все почему-то забыли. Получается, что кто-то в минувшие годы своими действиями-бездействиями приготовил наперед проблемы нынешним работникам акимата города?

И эта практика, похоже, продолжается. В прошлом году в садоводстве «Весна» исполнительная власть сделала благое дело – заасфальтировала магистральные улицы. Восточную (въезд в товарищество) и Северную, пролегающую в дачном массиве на всем его протяжении с востока на запад. Ожидалось, что такая же реконструкция постигнет и параллельную улицу Центральную. Но дорожники и акимат отказались от дальнейшей работы в немалой степени по причине того, что параметры Центральной не позволяли работать дорожной технике. То есть проезд был заужен.

Фактически происходит тихая бытовая диверсия. Немалое число владельцев дачных участков «застенчиво», скажу так, расширяют свои владения на десять-двадцать, а то и более сантиметров в сторону проезжей части. Вроде – мелочь, но в итоге боковые улицы садоводства оказались значительно заужены. Порою проблемно проехать грузовому автомобилю, а также разминуться двум легковым авто. И вот здесь, представьте, скажем, пожар. И как проехать технике огнеборцев? Вот так была заужена и Центральная – магистральная улица.

– В этом факте, – продолжал рассказ руководитель садоводческого товарищества, – есть и другой момент. Так называемый земельный налог. То есть каждый дачник оплачивает государству за размеры своего надела. Фактически те, кто прирезал себе землю, недоплачивают за ее пользование и тем самым недодают налог государству. И я что-то не слышал и не видел, чтобы работники земельного ведомства делали контрольные замеры и сверки в садоводствах и на территориях индивидуальной застройки. Когда я обо всем этом говорю в городском акимате, то меня, сложилось такое впечатление, считают скандальным человеком. А я просто прошу навести порядок и госслужащих работать в рамках их должностных инструкций. Так как вся эта самодеятельность и отклонения от нормативов, которые проверены временем, – хорошего не сулят. Это подтверждалось не раз.

Как представляется, в ряд таких проблем входит еще одна: речь идет о застройке земель, примыкающих к автодорогам. Сегодня многие из них – это строительные площадки для служб придорожного сервиса и различных малых и средних производств. Для примера возьму правую сторону отрезка автотрассы на ПНХЗ, от ее начала – от магистрали от дорожной полиции в сторону Иртыша. Начинается застройка на данном шоссе автомойкой, затем автозаправкой, каким-то зданием неопределенного назначения, а дальше пошли сооружения в несколько этажей, то ли гостиницы, то ли жилые квартиры, плюс магазины, промпредприятия – и так чуть ли не до самого ПНХЗ. Вроде де бы нормально и даже своя «архитектура». Если забыть, что все эти строения возведены на месте бывшего кювета. А он, согласно технической документации, не просто ров, откуда брали землю для дорожного полотна, а необходимый и не второстепенный элемент дорожного строительства. Популярно о нем написано так: «При прокладке дорожного полотна вдоль покрытия с обеих сторон часто наблюдается глубокая выемка, разделяющая путь с сопутствующим ландшафтом. Это характерно для междугородных трасс, дорог в лесу, тротуаров в парковых зонах. Параллельные траншеи вдоль дорожного пути называются кюветом, и это не просто последствия рытья траншеи и прокладки асфальта вне городских условий. Это кювет, который выполняет функцию сбора стоковых вод с дороги». И далее: «Кюветы вдоль дорог делают для того, чтобы дорога была длительное время в хорошем состоянии. В этих кюветах скапливается вода, она отводится из-под дороги, чтобы не раздавливала её, не насыщала её водой, которая при замерзании разрывает дорогу, находясь в маленьких трещинках и потом замерзая».

Так что получается – одно лечим, а другое калечим? Возможно, сейчас другие нормы и подходы к дорожному строительству, но требования к кюветам, прокладке подземных коммуникаций и параметрам проезжей части относительно соседних строений, насколько знаю, никто не отменял.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото одного из членов садоводства «Весна».