• Пт. Апр 4th, 2025

Не сахар, если нарушать

Апр 3, 2025

У детских эндокринологов есть жизненная примета: прошла в городе волна вирусной инфекции, жди вскорости новеньких пациентов с сахарным диабетом. Причем парадоксально, но факт: чаще других это коварное заболевание проявляется у здоровых прежде детей.

Послевирусное наблюдение

Это у взрослых развитие сахарного диабета можно если не предотвратить, то хотя бы минимизировать риски его возникновения: не стрессовать, побольше двигаться, правильно питаться, отказаться от курения. У детей всё иначе. Официальная статистика говорит: в 80 процентах случаев развитию сахарного диабета у детей способствуют ранее перенесенные инфекции. Подтверждает это и эндокринолог соматического отделения Павлодарской детской областной больницы Ботакоз Саматова.

– Действительно, если был всплеск какой-то вирусной инфекции, то спустя время мы регистрируем новые случаи заболеваемости сахарным диабетом. В ноябре – начале декабря в регионе наблюдался пик ОРВИ, была распространена атипичная пневмония, если помните. И в январе мы почти одновременно с разницей в пару дней взяли на учет с сахарным диабетом сразу семь новых пациентов. И все относительно недавно перенесли ОРВИ, – рассказывает доктор Саматова.

Сразу возникает резонный вопрос: вирусной инфекцией болеют все. Но дальше можете даже не спрашивать. Однозначно сказать, почему в одном случае какая-то из перенесенных инфекций была и просто прошла, а в другом так повлияла на иммунную систему, что произошло аутоиммунное разрушение некоторых клеток, из-за чего поджелудочная железа перестала вырабатывать инсулин, – невозможно. Это как рулетка. Соответственно, и как-либо предотвратить развитие сахарного диабета у детей просто невозможно.

Для большинства родителей этот диагноз – как гром среди ясного неба.

– Возможно, я ошибаюсь, но за годы работы я заметила еще одну закономерность: диабетом как правило заболевают редко болеющие дети. Маленький диабетик с букетом болячек за спиной – редкий случай. Многие наши дети – спортсмены. До того, как у них диагностировали сахарный диабет, они вообще в больницах не бывали никогда, – делится своими рабочими наблюдениями моя собеседница.

За последние несколько лет детский сахарный диабет рост, конечно, демонстрирует. Впрочем, как и многие другие заболевания. Но особо распространенным его, к счастью, всё же не назвать.

– Когда я пришла работать в детскую областную больницу, у нас в регионе было около 80 детей, имеющих диагноз сахарный диабет. Сегодня на учете по этому заболеванию состоят 226 детей, заболеваемость выросла почти в три раза. По выявляемости цифры такие: в прошлые годы на учет ежегодно брали по 20-25 человек, сейчас – по 30-35. Однако по общей заболеваемости я не могу сказать, что сахарный диабет так уж распространен среди детей. Детского населения у нас в области примерно 200 тысяч человек, получается, из них болеют сахарным диабетом 0, 01 процента, – обращается к статистике Ботакоз Саматова.

Сладкий миф

Еще одно нехорошее отличие детского сахарного диабета от взрослого – это его хроническая составляющая. У взрослых пациентов инсулин – это в большинстве случаев уже последняя инстанция, то есть сначала человека с повышенной глюкозой в крови садят на специальную диету, снижают вес. Если эти меры не приносят желаемого результата, в ход идут таблетированные лекарственные препараты. И уже после того, как испробовано всё, а сахар в крови продолжает оставаться высоким, назначают инъекционный инсулин. Дети же становятся инсулинозависимыми с самого первого дня, когда у них диагностировали сахарный диабет. И на всю жизнь! Но это только звучит так страшно.

– На самом деле при первом типе сахарного диабета, то есть инсулинозависимом, есть можно практически всё: и конфеты, и мороженое. Главное – правильно рассчитать еду и дозу инсулина! – рассказывает детский эндокринолог.

Этому детей и их родителей учат в школе диабетиков, действующей при детской областной больнице. При точном соблюдении всех правил ребенок больше никогда не попадет на больничную койку по поводу сахарного диабета. Как говорят врачи, это заболевание амбулаторное и абсолютно контролируемое. Другое дело, что не все родители и не все дети, если речь идет уже о подростках, применяют полученные в школе диабетиков знания на практике. Вот, например, недавно в детскую областную по санавиации доставили 17-летнего паренька – без сознания, в коме. Диагноз – кетоацидоз, грозное осложнение диабета, когда в организме из-за нехватки инсулина накапливаются токсичные вещества. И ведь пациент далеко не новичок, болеет сахарным диабетом уже больше трех лет, прекрасно знает, что и в каких количествах нужно есть, чтобы не допускать возникновения кетоацидоза. Но, как выяснилось, регулярно нарушает предписанный ему режим питания. Были в его анамнезе и неоднократные случаи потери сознания из-за нехватки инсулина. А теперь вот и кома, когда врачам пришлось подключать его к искусственной вентиляции легких и на вертолете доставлять экстренно в Павлодар. В этот раз инфузионная терапия с титрованием инсулина помогла. Но врачей беспокоят систематические нарушения диеты подростком. В таких случаях медики в соответствии с Кодексом о здоровье могут сообщать в ювенальную полицию о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

– Я всегда на стороне родителей. Понимаю, что многие в силу занятости на работе не успевают следить за режимом питания своих детей. Тем более что у нас есть семьи, где сахарным диабетом болеют сразу двое деток. Это тяжело. Но слишком безответственные родители порой просто не оставляют нам другого выхода, как только обращаться за помощью к правоохранительным органам, – вздыхает Ботакоз Саматова, отмечая, что любые осложнения сахарного диабета у тех, кто им болеет давно, но всё равно попадает в стационары, – это ЧП для больницы.

Подобные случаи медики принимают на свой счет, считая, что это не родители ослабили контроль, а недоработали именно они в плане разъяснения и психологической работы.

– Ботакоз Саматовна, если в семье сахарным диабетом болеют сразу двое детей, значит, имеет место и наследственный фактор, а не только аутоиммунные нарушения вследствие перенесенных вирусных инфекций, правильно я понимаю?

– Наследственная предрасположенность, конечно же, играет важную роль. Но нужно знать, что по наследству передается не сама болезнь, а ее предрасположенность к поражению поджелудочной железы, что и приводит к образованию инсулинового дефицита. При этом заболеванию подвержена больше мужская линия, чем женская. Известно также, что сахарный диабет первого типа, то есть инсулинозависимый, как в нашем случае, передается через поколение, то есть у здоровых родителей может заболеть ребенок. Риск инсулинозависимого диабета у детей составляет 5-10 процентов, у их родителей, в особенности у пап, – 2-5 процентов.

И точно не приговор!

Сегодня самому маленькому павлодарцу, состоящему на учете по сахарному диабету, всего один год. Самый же распространённый возраст среди заболевших – это 9-12 лет. Как в таком возрасте работающим родителям контролировать дозу инсулина, ведь нужно перед каждым приемом пищи делать инсулиновые инъекции? Выходом могут стать специальные инсулиновые помпы. Это современный метод доставки инсулина в организм, этакий мини-компьютер, который рассчитывает требуемое количество лекарства с учетом предполагаемого потребления углеводов, уровня сахара в крови и еще активного ранее введенного инсулина и вводит подкожно через канюлю нужное количества вещества. Это прекрасная альтернатива многократным ежедневным инъекциям инсулина инсулиновым шприцем или шприц-ручкой. Но самый её большой недостаток – недешевая стоимость в отличие от привычных средств. Именно поэтому пока инсулиновые помпы в Казахстане государство бесплатно закупает лишь для детей до 18 лет. Вопрос обеспечения помпами взрослых пациентов на уровне Министерства здравоохранения поднимается неоднократно, но пока безрезультатно.

К слову, как выяснилось, далеко не все дети пользуются помпами. В Павлодарской области из 226 маленьких пациентов с сахарным диабетом мини-компьютеры по доставке инсулина имеют лишь 60. Поскольку инсулиновые помпы, как уже говорилось, это умный компьютер в миниатюре, родители должны уметь с ними правильно обращаться. Это одна из причин. Вторая – это затяжные сроки поставки необходимых аппаратов. В прошлом году заявка была подана на 15 инсулиновых помп, пришли только пять. Остальные перешли на этот год.

…Безусловно, когда родителям малыша говорят, что у их ребенка – сахарный диабет, многие воспринимают это как нечто страшное и непоправимое. Однако действительности в плане хронического характера заболевания соответствует только второе. А вот насчет страшного специалисты не соглашаются.

– Признаться честно, когда я только стала работать детским эндокринологом, тоже грешила аналогичными мыслями. Но сейчас, когда появляются новые знания о сахарном диабете, совершенствуются методы доставки инсулина в организм, я совершенно точно знаю: сахарный диабет – не приговор! Освоив все знания, которые детям и их родителям даются в школе диабетиков, и внедрив их в повседневный быт, с этим заболеванием можно жить полноценной жизнью. Наши пациенты, повзрослев, уезжают учиться в зарубежные вузы, осваивают престижные профессии, кроме военных, поскольку там требуются определенные физические нагрузки, создают свои семьи. Просто нужно научиться жить с этим заболеванием! – резюмирует доктор Саматова.

Родителям на заметку

Самое первое, что должно насторожить родителей, – это неимоверная жажда, которую вдруг стал испытывать ребенок, и частое мочеиспускание, даже в ночное время. Когда организм не вырабатывает нужное количество инсулина, органы и ткани не усваивают питание – глюкозу. В результате уровень её в крови резко возрастает, но, несмотря на это, она не может попасть в клетку или ткань. Высокий уровень глюкозы вызывает чувство постоянной жажды. На медицинском языке это называется полидепсия. И как следствие – повышается полиурия, это тоже медицинский термин, означающий увеличение выделения мочи.

***

Еще одним тревожным симптомом является резкое снижение веса. Происходит это потому, что организм всеми силами пытается добыть себе источник энергии и начинает сжигать жиры. В результате этой реакции вырабатываются побочные вещества – кетоны, оказывающие токсичное действие. Без инсулина это приводит к тому самому кетоацидозу, с которым пациенты попадают в реанимацию.

***

Выраженная сухость кожи.

***

Специфический запах изо рта, ассоциирующийся с ацетоном или запахом «печеных яблок».

Даже один из этих симптомов – повод обратиться к врачу, чтобы исключить сахарный диабет.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото из архива Ботакоз Саматовой.