Несмотря на то, что инфекционный детский стационар работает на полную мощность, а с аптечных полок с быстротой вихря скупают противовирусные препараты, нынешняя эпидемиологическая ситуация – это ещё не пик. Чихающе-кашляющая тема будет актуальна до февраля-марта и только с апреля, как показывает опыт, станет постепенно отходить на второй план. Поэтому сегодня мы продолжаем наш разговор с инфекционистом Асель Байгановой, которая, в разные годы работая и со взрослыми, и с детьми, знает всё о гриппе и ОРВИ.
– Асель Алдонгаровна, давайте поговорим о вирусах и антибиотиках. Сегодня уже очень многие знают, что это два взаимоисключающих понятия, поскольку антибактериальные препараты на вирусы не действуют. Но ситуации, когда врачи выставляют диагноз ОРВИ и тут же выписывают рецепты на антибиотик – сплошь и рядом…
– Сейчас идет очень большая устойчивость к антибактериальным препаратам, и считается, что это – результат бесконтрольного приема антибиотиков в прошлые годы, когда они продавались без рецептов абсолютно всем, кто считал, что ему непременно нужна именно антибактериальная терапия. Это к вопросу о том, что назначение антибиотиков должно быть строго по показаниям. Что касается вирусов, то они, вы совершенно правы, антибиотиками не лечатся. Но есть важный аспект. Многие вирусы, в особенности гриппа, очень часто вызывают вторичный иммунодефицит. При таком состоянии организм не способен противостоять бактериальной флоре, присутствующей везде. Бактерии начинают бесконтрольно размножаться. Присоединяется бактериальная инфекция. И вот ее уже вылечить без антибиотиков невозможно.
– Но антибиотики назначают сразу, без единого лабораторного анализа, который может или подтвердить, или опровергнуть подозрение на присоединение бактериальной инфекции…
– Грамотный врач с первого взгляда распознает вирус и бактерию. Анализ крови в этом случае лишь перестраховка, чтобы лишний раз убедиться в правильности выставленного диагноза. Если у человека, к примеру, рыхлые, отечные миндалины, а в лакунах проглядывается белый налет – это тонзиллит. Это воспаление миндалин носит инфекционно-воспалительный характер и лечится только антибиотиками. Без вариантов! Если врач слышит хрипы в легких, это пневмония. И она тоже лечится антибиотиками.
– Как распознать по крови, с чем борется организм?
– При бактериальной инфекции всегда вверх идут лейкоциты. При вирусной инфекции лейкоциты или снижаются, или остаются в норме. Но всегда повышаются лимфоциты. Иногда появляются палочкоядерные. Это тоже вирусная особенность.
– Возможно, на фоне частых жалоб в социальных сетях на нетипичное течение ОРВИ: «не действуют никакие жаропонижающие, долго держится высокая температура», «очень сильная слабость» – всё чаще кажется, что сейчас вирусы стали какие-то термоядерные. Я ошибаюсь, или раньше действительно люди так тяжело не болели?
– Болели и часто, и тяжело. Работая в детском инфекционном стационаре, могу с уверенностью сказать – больные всегда идут просто нескончаемым потоком. Семь месяцев в году – с октября по апрель – длится сезон ОРВИ. А в этом году, как я говорила он начался еще раньше. Летом начинается сезон кишечных инфекций. И так по кругу.
Просто цифры
За неделю процент болеющих ОРВИ учащихся школ увеличился в регионе с 13,08 до 16,8. На дистанционное обучение переведено 479 классов в 78 школах региона.
– Асель Алдонгаровна, всегда было интересно, грипп по сути своей – та же острая респираторная вирусная инфекция. Но врачи всегда разделяют ОРВИ и грипп. Почему?
– Классификация вирусов, относящаяся к категории ОРВИ, очень обширна: аденовирусы, риновирусы, ротавирусы, энтеровирусы, бакуловирусы, парагрипп… Продолжать можно долго. У всех этих вирусных инфекций разная клиника. Но ни одна из них не протекает так тяжело, как грипп, и ни одна не дает таких серьезных осложнений, как грипп. Вот поэтому мы его и выделяем в отдельную статистику.
– Как отличить грипп от любой другой вирусной инфекции?
– При гриппе на первый план выходит сильная интоксикация. Это всегда очень высокая и часто плохо снижающаяся жаропонижающими средствами температура. Термометр показывает 40 градусов, а то и выше. Больного мучает сильная головная и мышечная боль. На фоне высокой температуры нередко появляется рвота. Это, кстати, к вашему вопросу о том, что раньше якобы люди так тяжело не болели. Симптоматика гриппа одинакова во все времена. При других ОРВИ, например, том же парагриппе, интоксикация выражена слабо, температура вообще может повышаться лишь до субфебрильных показателей в 37-37,5 градуса, но превалирует катар верхних дыхательных путей: кашель, осиплый голос, одышка.
Грипп мы можем определить клинически. Для идентификации других вирусов используется только ПЦР. И самый главный синдром, характерный для гриппа, которого боятся все инфекционисты, особенно детские, – это геморрагическая сыпь.
– Чем она так страшна?
– Если поступает больной с высокой температурой и сыпью, в первую очередь нужно исключить менингококк, потому что ни от одной инфекции человек не погибает так быстро, как от менингококковой. А геморрагическую сыпь дают и грипп, и менингококк. И определить причину ее появления нужно очень быстро. Самый простой способ – натянуть кожу пациента, надавливая на нее пальцами. Если сыпь в результате такой манипуляции исчезает, значит, в ее основе лежат сосудистые или воспалительные изменения, характерные для гриппа. В противном случае мы вызываем всех, потому что при менингококковой инфекции нужны консультации очень многих специалистов. Если сыпь при надавливании не исчезает, это свидетельствует о том, что мы имеем дело с малыми кровоизлияниями. И это опасно. И чтобы закончить тему менингококка, скажу еще один факт. Для этого вида инфекции характерна сезонность. Менингококк неустойчив в природе. Он умирает быстро от некомфортной температуры. Когда на улице минус 30, менингококк маловероятен. То же самое касается и высоких температур. Чаще всего менингококковую инфекцию регистрируют в феврале-марте.
– Кстати, о морозах. Бытует мнение, что при слишком низких температурах вирусы погибают. Но в пику ему недавно прочитала, что на самом деле в морозы люди просто минимизируют свои походы по общественным местам, стараясь побыстрее оказаться дома. То есть сводятся на нет контакты между людьми, и цепочка заражений просто прерывается. Где правда?
– Ну, наверное, не совсем правильно утверждать, будто холода на вирусы никак не действуют. Но вирусы очень хитры и умеют достаточно быстро приспосабливаться к неблагоприятным для себя условиям. Это – с одной стороны. А с другой, вирусы мы ловим не на улице. Источник вирусной инфекции – это всегда больной человек. И чем меньше мы в сезон ОРВИ бываем на людях, тем меньше вероятность для нас подхватить какую-нибудь чихающую «неприятность». Так что я, как инфекционист, больше склоняюсь к версии о прерывании цепочки заражений.
– Могут ли на эту «цепочку заражений» как-то повлиять противовирусные средства, если их применять в профилактических целях? Ведь сейчас в аптеках можно найти целый вирусно-барьерный арсенал. Были бы деньги…
– Судить об эффективности любого лекарственного средства можно по доказательной базе, которая подразделяется на классы и уровни доказательности. К примеру, все знают, что парацетамол снижает температуру. Вот этот препарат мы относим к классу 1 при уровне доказательности «А». А противовирусные средства, в том числе и те, которые, как гласит их яркая упаковка, якобы имеют какой-то защитный эффект от вирусов, доказательной медицинской базы не имеют. Да, они сертифицированы, соответственно, разрешены к продаже, но сказать про них как о противовирусной панацее я не могу. Покупать их или нет – это личный выбор каждого.
– Надо полагать, то же самое относится и к лечебному эффекту противовирусных препаратов?
– Доказательность «А» среди противовирусных средств имеют все препараты, где действующее вещество осельтамивир. Мы обязательно используем его при лечении гриппа, поскольку именно грипп, как я уже говорила, дает самые тяжелые осложнения.
– Асель Алдонгаровна, родители часто болеющих простудными заболеваниями детей нередко спрашивают, какое количество больничных по этому поводу допустимо в течение года, чтобы быть уверенными, что у ребенка нет иммунодефицита?
– Если ребенок болеет более шести раз в год, это часто болеющий ребенок. Но если он выздоравливает, простудные заболевания протекают у него без осложнений на легкие, на уши, почки и так далее, состояние при болезни оценивается как средней степени тяжести, у него НЕТ иммунодефицита и НЕТ показаний для назначения иммуностимулятов или иммуномодуляторов. Наша иммунная система – это идеальный и очень умный механизм. Корректировать его можно только на основе опять же наличия доказательной базы. Бесконтрольно принимать такие препараты нельзя.
P.S. Пик заболеваемости ОРВИ в регионе инфекционисты прогнозируют в конце декабря – начале января. И чтобы чихать хотеть на вирусы, поменьше в это время бывайте в толпе, побольше гуляйте на свежем воздухе (если, конечно, нет морозов, поскольку фактор переохлаждения никто не отменял) и налегайте на натуральные, а не аптечные витамины.
Ирина ВОЛКОВА.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.
