• Пт. Ноя 22nd, 2024

Алло, больной на проводе!

Ноя 9, 2023

В Министерстве здравоохранения решили официально разрешить приёмы врачей онлайн. Есть, конечно, ряд условий, дающих пациентам надежду на то, что медики всё-таки будут и лично их лицезреть, а не уйдут все в телефоны или компьютеры. Но могут ли они быть гарантией? И это не единственный вопрос, волнующий казахстанцев при упоминании о возможной легализации врачебных онлайн-приёмов. Попробуем разобраться.

При упоминании онлайн-приемов все сразу же вспоминают коронавирусную пандемию. Кстати, тогда больные сами просили врачей об онлайн-консультации, потому что по-другому получить врачебные назначения было практически невозможно. При любой температуре человека неизменно отправляли исключительно в фильтр-кабинет, которого в те времена, естественно, боялись как черт ладана. Я сама тогда впервые заплатила 7 тысяч тенге за онлайн-консультацию алматинского педиатра и в отсутствие альтернативы была этому несказанно рада. Ну потому что ребенок болеет, врачей нет, «скорую» не дождешься, да и опять же лишний раз не хотелось рисковать – кто знает, у каких больных они были до твоего вызова. В общем, засада полная. В таких обстоятельствах вообще без разницы, как тебя консультирует врач. Главное, что консультирует. И главное, что врач. Я, к слову, тем онлайн-приемом осталась очень довольна. Известная в Алматы педиатр свои деньги отработала честно. Мы всей семьей изощрялись как могли, чтобы врач через экран телефона по WhatsApp-связи смогла увидеть горло дочери: один светил телефонным фонариком, другой держал телефонную камеру, а ребенок старательно открывал пошире рот, бесконечно вытягивая традиционное в таких случаях «а-а-а-а». Квест удался. То, что надо, педиатр увидела, диагноз поставила, лечение назначила. Причем весьма эффективное и тем противовирусным препаратом, которого не то что нет в стандартных протоколах лечения, но о котором павлодарские врачи даже и не слышали в плане возможности опрыскивать им горло. Не поверите, странные красные точки, которые больше всего меня настораживали в горле ребенка, прошли буквально через день после приема назначенного лекарства. Кстати, с тех пор этот препарат в домашней аптечке есть постоянно и в сезон ОРВИ периодически используется в качестве профилактического средства.

Так что онлайн-приемы могут быть весьма и весьма эффективными. Кстати, масштаб им во времена пандемии придал председатель совета директоров АО «Медицинский университет Астана» Толебай Рахыпбеков.

– Летом 2020 года вся страна «горела» от ковида. Переполненные больницы, нехватка врачей, очереди из карет «скорой помощи» к приемным покоям больниц… Я тогда лежал с переломом ноги дома. Звонит мне одна знакомая и плачет в трубку: болеет сильно, температура, а в «скорой» говорят: «Вы у нас 62 по очереди. Может, приедем, а может, и нет». Ну такая тогда была действительно тяжелая ситуация. Что делать больным? Естественно, я, как врач, не мог отказать в помощи, проконсультировал, порекомендовал, что делать. Чуть позже перезвонил, поинтересовался самочувствием, оказалось – улучшилось. И тут меня осенило! Можно же те вызовы «скорой помощи», которые медики в силу объективных причин не могут своевременно обслужить, переадресовывать онлайн врачебным консультантам, чтобы хотя бы оценивать тяжесть состояния больных и не упускать время. Посоветовался с коллегами. И мы предложили министерству массово внедрить эту инициативу на станциях «103». Она была внедрена и в то время действительно помогла очень большому количеству казахстанцев.

Вот так, оказывается, и родилась идея проведения онлайн-приемов врачей.

Вспомнил об этом случае Толебай Рахыпбеков не зря. Это было вступление к тому, что онлайн-приемы врачей вполне реально могут стать настоящими палочками-выручалочками.

– Телемедицина, врачебные приемы онлайн уже пришли в нашу жизнь. И от этого никуда не деться. Я только «за» дистанционное консультирование, потому что наши врачи на участках загружены просто колоссально. Но в правилах его ведения должно быть всё досконально прописано: и случаи, при которых прием доктора онлайн вообще неприемлем, и ответственность сторон, в первую очередь медиков, и право выбора для пациента. При соблюдении всех этих условий, я уверен, инициатива Минздрава по расширению сервиса телемедицины в разы снизит нагрузку на первичное звено, позволив участковым врачам оказывать более качественную врачебную помощь, – заключил заслуженный врач Казахстана.

В принципе Толебай Рахыпбеков нисколько не преувеличил, заметив, что телемедицина уже вошла в нашу жизнь. Сегодня в Казахстане в дистанционном формате уже оказываются 13 медицинских услуг. В этом списке онлайн-консультации психологов, логопедов, реабилитологов, дистанционный консилиум врачей… Если проект приказа «Об утверждении правил оказания специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях» будет одобрен, то перечень дистанционных медицинских услуг расширится до 48 наименований и 67 видов консультаций. Консультировать онлайн предлагают разрешить невропатологам, кардиологам, психиатрам, эндокринологам и даже гинекологам, что особенно восприняли в штыки противники новшества. Согласна, звучит на самом деле дико. Если не дочитать проект приказа до конца. Красной нитью через весь документ проходит неизменное условие предлагаемого новшества. Дистанционно могут осуществляться только последующие приемы врачей. Первичный же прием должен проводиться обязательно офлайн. Если рассудить, то это очень даже удобно. К примеру, пришли результаты анализов или диагностических исследований, требующие назначения лечения или внесения корректировок в него, уже не нужно идти в поликлинику, высиживать очереди, тратить время. В данном случае общение с врачом онлайн – просто идеальный вариант. Но опять же прав Толебай Рахыпбеков: у пациента всё равно должно быть право выбора. Может, кому-то принципиально самому прийти в поликлинику. Измерить артериальное давление, например.

И в заключение хочется сказать еще вот о чем. Противники реформы, не вникшие в суть предлагаемых изменений, ссылаются на неудачный постковидный опыт, когда после пандемии почти во всех отраслях здравоохранения стал регистрироваться рост заболеваний. И связывают его как раз с распространением врачебных онлайн-приемов. Но вот, например, заместитель главного врача Павлодарского онкологического диспансера Тельман Альгожин уверен: к увеличению случаев заболеваемости той же онкологией дистанционное консультирование врачей не имеет никакого отношения.

– Рост заболеваемости различными видами рака после пандемии действительно имеет место. Но произошел он из-за отмены в этот период плановых профосмотров и скринингов. Когда всё это вновь возобновилось, заболеваемость и пошла вверх. И это хорошо, в том плане, что скрининги дают возможность выявить заболевание на ранних стадиях, что в разы повышает шансы на полное излечение от рака, – резюмировал павлодарский онколог, тоже считающий, что масштабирование дистанционных медицинских услуг, призванных сократить очереди в поликлиниках, это, скорей, хорошо, нежели плохо.

Пока соответствующий приказ Минздрава только обсуждается на портале открытых нормативно-правовых актов. В этом обсуждении может принять участие любой, достаточно оставить свой комментарий. В социальных сетях его уже заклеймили. Но если вчитаться и вдуматься, то получается совсем другой коленкор. Так что не спешите кидаться камнями. Лучше всем вместе подумать, как можно улучшить изменения, чтобы в конечном счёте никому не было «больно».

Ирина ВОЛКОВА.

Фото с сайта vk.com.