• Сб. Июл 27th, 2024

Находка для акушеров

Авг 29, 2023

Доулы в Казахстане могут стать самыми высокооплачиваемыми специалистами. Учитывая, что всё больше женщин на роль партнёра в родах выбирают не родственников или подруг, а как раз-таки доул.

«Кого-кого?» – это первая реакция тех, кому я рассказывала про них. В большинстве своем люди, если только они не сталкиваются в ближайшей перспективе с будущим материнством, и знать не знают ни о каких доулах. Я и сама, признаться честно, прочитав жалобу доулы из Петропавловска по поводу конфликта с местным перинатальным центром, не пропускающим ее в родзал, только по этому обстоятельству и догадалась, о чем речь. Но на всякий случай все же «погуглила».

«Доула (от древнегреческого «рабыня») – это помощница женщины в родах, которая заботится о ней на протяжении всего процесса», – выдал мне Google.

…Главного врача Павлодарского областного перинатального центра Айман Оспанову дважды про доул спрашивать не пришлось.

– Для нас, акушеров-гинекологов, доулы – это просто находка, потому что с ними роженицы более спокойны, они приходят в роды эмоционально хорошо подготовленными, а если в стрессе что и забудут, так доулы им напомнят, подскажут. Поэтому мы только «за» участие в родах профессиональных доул, – рассказывает она.

Сами доулы себя профессионалами не считают. Хотя бы потому, что у каждой из них диплом о высшем образовании совсем по другой специальности.

32-летняя Инкара Куандыкова по образованию юрист. Правда, по специальности практически не работала. Вышла замуж, декрет. Один, второй, третий. В перерывах между рождением детей пробовала себя в разных ипостасях. Даже арбузы, бывало, высаживала в поле. А год назад получила совершенно неожиданное предложение – попробовать себя в качестве доулы.

– Я знала, кто такие доулы и чем они занимаются, поскольку перед глазами был опыт хорошей знакомой. Собственно говоря, она и пригласила меня в ряды доул-движения. Согласилась я не сразу, поскольку очень боялась чего-то недодать роженице. Но, обдумав все еще раз, решила попробовать, – вспоминает Инкара.

Конечно, все доулы проходят кратковременные курсы подготовки, куда входят правильные массажные практики, тренировка дыхания, репетиция родов, психологическая подготовка. Всему этому их обучают. Единственное требование, которое предъявляют к потенциальным доулам, – это наличие собственных детей или ребенка, количество в данном случае не имеет значения.

– Главное, чтобы доула по себе знала, через что проходят в родах. Потому что понять это, не испробовав на себе, невозможно, – объясняет павлодарская доула.

– Бесплатные роды с мамами, сестрами и подругами уже не популярны? – спрашиваю у своей собеседницы.

– Не думаю, что здесь дело в популярности. Партнерские роды с близкими, неважно, муж это или мама, не всегда эффективны именно с точки зрения психологической и эмоциональной помощи роженице, в чем, собственно говоря, и есть их основной смысл. Если родовой процесс затягивается, родные обязательно начинают переживать, требовать от врачей каких-то действий. И эта паника передается женщине. Она нервничает. Ей не только больно, но еще и страшно. В этот момент забывается всё, чему ее учили при подготовке к родам, если, конечно, учили вообще. Доулы же абсолютно спокойны. Мы дышим вместе со своими девочками, напоминая, как это правильно делать, эмоционально поддерживаем, массируем при схватках поясницу, ходим вместе по коридору, пока это еще можно, поим, помогаем умыться, спокойно объясняем все манипуляции, которые делают врачи, чтобы женщина знала, для чего они нужны, и помогала акушерам, а не усложняла своими криками процесс рождения ребенка, – объясняет Инкара Куандыкова.

Важный момент: доулы ни в коем случае не вмешиваются в медицинский процесс рождения ребенка. Их работа – эмоционально-психологическая поддержка роженицы. И не только в родах. Доулы начинают готовить будущих мам к самому главному событию в их жизни за несколько месяцев до положенного срока. Причем неограниченное количество раз, сколько беременной потребуется пообщаться по душам с доулой на тему материнства или родов, столько раз она к ней и приедет. После рождения ребенка помощница остается в родзале еще два часа, чтобы показать, как правильно приложить малыша к груди, как его держать, пеленать. И последний визит к клиентке в соответствии с контрактом предусмотрен уже после выписки из роддома. Доулы с помощью послеродового и лимфодренажного массажа помогают новоиспеченным мамам быстрее прийти в хорошую физическую форму.

И всё это удовольствие стоит 120 тысяч тенге. Это павлодарские расценки. В Алматы и Астане, естественно, дороже. Еще в столицах, что в одной, что во второй, будущие отцы детей не говорят (ну или почти не говорят) своим беременным супругам, решившим рожать с доулами: «Да ты что, такие деньжищи! Сама прекрасно родишь, и бесплатно!» Там отношение к работе доул совершенно другое. Хотя павлодарских мужчин тоже нельзя мерить одной меркой. За год пятеро павлодарских доул сопроводили около 500 родов.

– Доула – это, наверное, одна из самых благодарных профессий, когда даже те из мужей, которые где-то сомневались в целесообразности партнерских родов с ними, не перестают благодарить за поддержку их жен. Ведь на связи с родственниками роженицы во время родов тоже находимся мы. И порой их приходится успокаивать не меньше, чем женщин. В общем, я ни разу не пожалела о сделанном выборе. Мне нравится прикасаться к таинству рождения новой жизни, знать, что в этом есть и твой скромный вклад, нравится по сути свободный график работы, благодарность и рожениц, и их родственников. Это ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от работы, которую ты делаешь! – резюмировала Инкара Куандыкова.

Денежное вознаграждение доул, кстати, что уж греха таить, тоже не может не нравиться. И что-то мне подсказывает, что совсем скоро в Казахстане при упоминании доул никто не будет спрашивать: «А кто это?»

Ирина ВОЛКОВА.

Фото с сайта mamindom.ua