В конце 2024 года заместитель министра туризма и спорта Республики Казахстан Серик Жарасбаев провёл встречу с жителями Павлодарской области. На мероприятии собрались представители местных органов власти, активисты, молодёжь, спортсмены, тренеры и представители средств массовой информации. Оно оказалось очень информативным и интересным.
Начал С. Жарасбаев с того, что применение новых подходов в развитии физической культуры и спорта, соответствующих требованиям международных организаций, – своевременно. Помимо повышения уровня подготовки спортсменов, они являются важным инструментом повышения авторитета государства на международной спортивной арене.
На недавней встрече с участниками Олимпийских игр Глава государства сформулировал ключевые задачи и приоритеты в сфере спорта. Президент РК отметил, что назрела необходимость обновления законодательства в этой области. Он дал ряд поручений, касающихся изменения вертикали управления, внедрения единого стандарта подготовки спортсменов и системы аккредитации и сертификации, неравномерного финансирования отрасли спорта и придания мощного импульса развитию массового и детского спорта.
Серик Жарасбаев подчеркнул, что новый законопроект «О физической культуре и спорте», принятый в первом чтении Мажилисом 13 ноября 2024 года, в соответствии с поручениями Президента, предусматривает внесение существенных изменений в сферу спорта, в том числе наделение министерства компетенцией по утверждению лимитов бюджетных средств, выделяемых на содержание профессиональных спортивных клубов по командным видам спорта; запрет на финансирование из бюджетных средств спортсменов, не являющихся гражданами Республики Казахстан; разъяснение понятия «приоритетные виды спорта» (это национальные виды спорта, включенные в программы и имеющие высокие спортивные результаты на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских, Азиатских, Параазиатских играх, и виды спорта, приоритетные для государственного финансирования) и введение понятия «сопровождение спортсмена с ограниченными возможностями». Еще установление обязанности аккредитованной спортивной федерации принимать меры по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, а также требований к аккредитации спортивных федераций. Остановимся на основных вопросах подробнее.
Изменение вертикали управления
Если до принятия законопроекта была разрозненная система, приводящая к диспропорциям в качестве, контроле и управлении, то теперь нас ждет вертикальная интегрированная система, в которой в том числе будут утверждение регионального перечня приоритетных видов спорта в разрезе регионов и порядок их финансирования за счет бюджетных средств (16 летних, восемь зимних видов спорта); согласование назначения региональных руководителей управлений физической культуры и спорта.
2 сентября 2024 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана, где уделил повышенное внимание развитию массового спорта. Без этого невозможно добиться цели воспитания здоровой молодежи и укрепления здоровья всей нации. Поправки в законодательство позволят придать мощный импульс развитию массового и детского спорта, обеспечат основу для подготовки новой плеяды чемпионов.
Одними из основных организаций формирования спортивного резерва страны являются детско-юношеские спортивные школы. В республике действуют 521 ДЮСШ по 134 видам спорта (спорт высших достижений – 70, нац. виды – 11, не входят в программу вышеназванных видов – 53). В них воспитываются 406 227 спортсменов. В ДЮСШ работают 15 344 тренера-преподавателя. Из них в штате 10 067 человек (65,5%). По республике из бюджета финансируются 179 видов спорта, в том числе 94 относятся к спорту высших достижений (входят в программу Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских, Параазиатских и Азиатских игр), 11 – к национальным видам спорта, и 74 не входят в программу вышеназванных комплексных игр и не относятся к спорту высших достижений. По словам вице-министра, это очень много, и количество видов спорта только растет, что не оправданно и увеличивает нагрузку на республиканский бюджет. В рамках проекта закона по вопросам физической культуры и спорта планируется приоритизация видов спорта, финансироваться будут только 60-65. Для сравнения, в Узбекистане государство культивирует 10-20 видов спорта, в Беларуси – 50, в Германии – 20.
– Прозрачное и справедливое распределение ресурсов в сфере спорта – это основа для воспитания нового поколения чемпионов и создания благоприятных условий для всех казахстанцев, – подчеркнул С. Жарасбаев.
Внедрение единого стандарта подготовки спортсменов: подготовка спортивного резерва
Нынешняя система разрозненная, результаты не увязаны между собой, то есть как бы сами по себе существуют 521 ДЮСШ, 31 школа высшего спортмастерства, 19 школ-интернатов, четыре центра олимпийской подготовки, 19 центров подготовки олимпийского резерва, дирекция развития спорта, 110 колледжей и 40 вузов. Планируется же многоуровневая система, основанная на преемственности: школы, колледжи, вузы, далее ДЮСШ, потом школы-интернаты, далее школы высшего спортивного мастерства, потом центры олимпийской подготовки и только потом дирекция развития спорта.
Внедрение системы аккредитации и сертификации
В ее рамках планируется организация аттестации 15 344 тренеров, состоящих в штате ДЮСШ на базе НЦТ по аналогии учителей, распределение тренеров по уровню набранных баллов на категории с сильными, средними и низкими уровнями развития, а также подготовка и организация обучающих курсов и проведение сертификации. Предлагается ввести новую доплату тренерам и пересмотреть требования по уже имеющимся.
Подготовка и переподготовка кадров
Новый законопроект коснулся и разработки профессионального стандарта «Тренер», разработки и актуализации образовательных программ, организации обучения тренеров по профилю (бокс, дзюдо, борьба и др.), сертификации (независимая оценка квалификаций, навыков и умений претендентов), краткосрочных обучающих курсов для профессиональных спортсменов, не имеющих педагогического образования.
Дальнейшее развитие физической культуры и спорта требует использования новых методов обучения в связи с быстро меняющимися требованиями международных организаций. Этот год является олимпийским циклом среди спортивных объединений. Основная цель – обратить большее внимание на талантливых спортсменов с высоким потенциалом и добиться лучших результатов на крупных спортивных соревнованиях, поддерживая их в спорте высших достижений.
Изменение модели финансирования ДЮСШ
На встрече также были обсуждены перспективы внедрения подушевого финансирования детско-юношеских спортивных школ, которое планируется запустить в пилотном режиме в 2025 году (в ДЮСШ Шортанды Акмолинской области и в СДЮСШОР №4 г. Актобе). Если он будет удачным, подушевое нормативное финансирование масштабируют во всех ДЮСШ страны с 1 января 2026 года. Министерство туризма и спорта Республики Казахстан разработало проект закона, согласно которому будут приняты следующие поправки: определение понятий и полномочий подушевого нормативного финансирования ДЮСШ и наделение уполномоченного органа компетенций по утверждению методики, правил подушевого финансирования, правил размещения государственного заказа ДЮСШ и правил аккредитаций ДЮСШ. Сейчас финансирование сметное, в результате на одного спортсмена приходится 233 тысячи тенге. Предполагается, что после внедрения подушевого финансирования ДЮСШ с учетом приоритизации видов спорта, определяемых уполномоченным органом, этот показатель будет равен 415 тысячам тенге. Больше денег будут тратить не на содержание тренеров, а на проведение соревнований и качество тренировок. Появится возможность повышения заработной платы тренеров ДЮСШ по итогам сдачи национального квалификационного теста на 30 процентов.
Кстати, на территории Павлодарской области функционируют 24 детско-юношеские спортивные школы, где занимаются 24 356 учащихся.
Цифровизация
С.М. Жарасбаев сообщил, что министерство продолжает работу над созданием цифровой платформы «Е-sport», которая станет важным шагом к модернизации отрасли. В рамках её реализации министерством до конца текущего года в пилотном режиме запланирован запуск трёх основных модулей: «Единая база паспортов спортсменов, тренеров, судей и методистов», «Электронный календарь» спортивно-массовых мероприятий» и «Единый реестр спортивных объектов».
На сегодняшний день нет единой цифровой платформы, а значит, отсутствует учёт достижений спортсменов, автоматизация бизнес-процессов, мониторинг результатов деятельности ДЮСШ, нет прозрачности управленческих решений. Эта же платформа предусматривает сервисы управления мероприятиями; ведения паспорта спортсмена, тренера, судьи; управления спортивной инфраструктурой; ведения электронных протоколов соревнований и автоматизацию государственных услуг. Доступен сервис станет не только госорганам, но и спортсменам, тренерам, судьям и методистам, спортивным федерациям и организациям. Субъекты физической культуры и спорта обязаны будут вносить данные в эту цифровую платформу.
– Каждый регион, каждая спортивная школа должны стать центром притяжения для детей и молодёжи. Наша задача – сделать спорт доступным и привлекательным, а также создать условия для максимальной реализации спортивного потенциала каждого, – сказал в заключение заместитель министра. – Подводя общий итог, отмечу, что в ближайшие годы отрасль спорта и туризма ожидают масштабные изменения и законодательное укрепление своих позиций, достойных новых вызовов на мировой арене.
После выступления С.М. Жарасбаев ответил на вопросы присутствующих и выслушал их предложения. Вот лишь некоторые из них: касательно легионеров, уже подписавших контракты, и тех, кого только планируют взять, – из каких источников они будут финансироваться. Говорили о целесообразности привлечения иностранных специалистов: тренеров, массажистов, врачей. Обсудили лимиты по финансированию клубов и по заработной плате, к чему приведет смена формы собственности клубов с ТОО в государственное учреждение. Оплату работы специалистов, тренирующих спортсменов школы высшего спортивного мастерства, расходов на сопровождающего на спортивные мероприятия инвалида и увеличение количества ж/д билетов для поездки на парасоревнования.
Спонсор спортивных мероприятий из посёлка Солнечный Аксу, где население не менее 10000 человек, попросил построить большой спорткомплекс, потому что имеющийся – с нестандартными игровыми залами. А спонсор, желающий построить свой футзал в Павлодаре по всем стандартам и уже купивший земельный участок, попросил помощь в виде подведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Тренер по гандболу попросил о создании клуба по этому виду спорта и полноценного зала. Присутствующих волновал вопрос о том, как в дальнейшем быть тем секциям неолимпийских видов спорта, которые перестанут получать финансирование из бюджета.
Руководитель врачебно-физкультурного диспансера обратилась с просьбой разработать и утвердить нормативно-правовые акты по перечню противопоказаний занятий спортом. Заместитель руководителя специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва спросила про методику распределения тренировочной нагрузки.
Тренер по батутной гимнастике поинтересовался, будет ли надбавка тренерам, обучавшимся в магистратуре, докторантуре, по аналогии с учителями. Спрашивали и о доплате тренерам за воспитание победителей и призёров чемпионата Казахстана, за звание заслуженного тренера Республики Казахстан.
Были даже жалобы на отсутствие коммуникации с одним из главных тренеров области и ненадлежащее состояние спортивного ФОКа Щербактинского района.
На какие-то вопросы разъяснения были даны сразу, какие-то переадресованы представителям госорганов, присутствующим на встрече, какие-то взяты на личный контроль.
Вице-министр поблагодарил всех за активное участие. Также Серик Жарасбаев посетил ряд спортивных объектов в регионе и ознакомился с их деятельностью.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото с сайта sputnik.kz.