В настоящее время национальные виды спорта стали частью школьной программы. Ещё несколько лет назад в Сенате Парламента РК были приняты поправки о культуре, физкультуре и спорте, где предусматривалось внедрение компонента национальных видов спорта на занятиях по физической культуре на всех уровнях образования. К примеру, кружки по асык ату функционируют в 36 школах Павлодара, в них занимаются 780 детей. Секцию казакша курес в десяти учебных заведениях посещают 236 детей, тогызкумалак осваивают 728 ребят в 34 школах и бес асык – 130 школьников в шести учреждениях образования областного центра.
Кроме этого, в школах на сегодняшний день дети могут посещать бесплатный кружок по садак ату (стрельбе из лука). В нынешнем учебном году такая секция открылась, например, в СОШ имени Малайсары батыра, а её руководителем стал учитель художественного труда Кайнарбек Махмет. Садак ату здесь осваивают 15 детей в возрасте от семи до 15 лет, группы есть отдельно для мальчиков и девочек. Несмотря на то, что занятия эти в школе начались не так давно, воспитанники Кайнарбека Махмета уже участвуют в городских соревнованиях, организованных центром стрельбы «Туран». Призовые места в состязаниях занимали учащиеся Расул Абдрахманов, Ильяс Жумаханов и Акерке Кизатова.
В другой школе Павлодара – №35 в открытии кружка садак ату посодействовал совет отцов «Тәуекел», созданныйприучебномзаведении. Врезультатестрельбойзанимаются 27 детейизшестых-десятыхклассов.
– Ведётся работа и в организациях дополнительного образования и воспитания. В детско-подростковом центре «Жигер» действуют две секции – по казакша курес и асык ату, – рассказали в Павлодарском городском отделе образования.
В секции асык ату здесь занимаются 24 школьника от семи до 16 лет. Её воспитанники и руководитель Калибек Хуан становились неоднократными призёрами и победителями соревнований разных уровней. Например, по итогам 2023 года ребята из клуба «Жас канат» в составе областной сборной команды заняли первое место в Кубке мира и Кубке Евразии, третье место – в Кубке Казахстана и второе – на чемпионате страны.
Любителей казахской борьбы в центре «Жигер» – 118, это в основном ребята в возрасте от шести до 18 лет. Они тоже активно участвуют в спортивных соревнованиях, показывая достойные результаты. Например, в январе этого года Зауреш Сарымова и Аружан Бейсекенова завоевали бронзовые медали на республиканском открытом турнире среди юношей и девушек. Тренирует спортсменок педагог центра Азамат Токкожин.
Что касается школьных уроков физкультуры, то на этих занятиях педагоги тоже стараются внедрять национальные виды спорта. Хороший пример в этом подаёт Козыкеткенская СОШ Успенского района, где уже стало традицией участвовать в национальных играх, а в честь празднования Наурыза в школе даже проводят соревнования среди детей. Учителя физкультуры сельской школы рассказывают: ребят из младших классов больше привлекает подвижность, а старшие дети любят национальные игры с логическим уклоном.
– Ребята помладше с удовольствием играют в асык ату. Это позволяет формировать у них уважение к историко-культурному наследию казахского народа, развивать ловкость и меткость. Ученики пятых-девятых классов играют в тогызкумалак. Игра развивает логическое мышление, смекалку и выдержку, – говорит учитель физкультуры Козыкеткенской школы Куаныш Баймулдинов.
Кстати, детские сады стараются не отставать от школ и организаций дополнительного развития в продвижении национальных видов спорта. Педагоги говорят: интерес малышей с каждым годом возрастает, поэтому в детсадах №№ 8, 33 и 46 открыты специальные кабинеты асык-терапии. Воспитанники детских учреждений от трёх до пяти лет активно осваивают национальную игру. Заинтересовать ею современных детей можно, ведь асык ату – это не только спортивная, но и дидактическая игра, которая развивает ребёнка, прививает ему лидерские качества.
В целом педагоги нашей области уверены: в Казахстане физическая культура и массовый спорт стали важным фактором развития детей. Однако в современных условиях мы можем наблюдать ситуацию, что далеко не вся молодёжь стремится к ведению здорового образа жизни. В этом смысле, как считают представители системы образования, как раз обращение к национальным традициям может сыграть решающую роль в оздоровлении молодого поколения.
Фото из архива
Владимира БУГАЕВА.