Я хочу рассказать об одной увлекательной настольной логической игре, в которую играют сотни тысяч человек по всей планете. По ней проводятся чемпионаты мира, Европы и Азии, она также включена в программу Всемирных игр кочевников, которые пройдут в сентябре в Астане. Это тогызкумалак.
Трудно сказать, какая настольная игра является древнейшей на Земле. Споры не утихают по сей день. Кто-то говорит, что это египетский сенет, кто-то настаивает, что древнейшая игра ур из Месопотамии, кто-то считает таковой го, кто-то – игры семейства манкала. А может, банальные игральные кости – древнейшая игра? Думаю, точка в этом вопросе не будет поставлена никогда. В любом случае не оспаривается, что игры семейства манкала (к ним относится тогызкумалак) – крайне древние, им насчитывается несколько тысяч лет.
Человеку нужен не только хлеб, ему нужны и зрелища. Нужна пища для ума, какой-то способ времяпрепровождения, который скрасит быт и рутину. Такой пищей для ума кочевников, которые пасли скот в бескрайних степях на территориях, сейчас относящихся к Казахстану, стала игра тогызкумалак (в переводе с казахского – «девять шариков»). Число 9 было священным у тюркских народностей. Российский исследователь игр А.П. Шиляев полагает, что казахская игра – это свидетельство зарождения десятеричной системы счисления. Считается, что тогызкумалаку около четырех тысяч лет. Тогда, естественно, никто не мог предположить, что игра станет настоящим вызовом в эпоху компьютеров и нейросетей.
Большим любителем игры был в свое время известный поэт-просветитель Абай Кунанбаев. Помимо развлекательного момента, игра имеет образовательный и практический аспект (развивает математические способности, которые необходимы были чабанам для подсчета скота, поэтому ее нередко называют «алгеброй чабанов» и «степными шахматами»).
Немного о правилах. Тот, кто уже играл в игру калах (на телефонах «Нокиа» она шла под названием «бантуми»), легко разберется с ними. Впрочем, несложно это будет и тем, кто никогда не сталкивался с играми семейства манкала (принцип которых заключается в раскладывании камней или шариков по лункам и захвате «вражеских сил»). Но за этой простотой правил скрывается множество тонкостей и нюансов, знание которых отличает сильного игрока от слабого. А знания эти приходят не только из литературы, которой ничтожно мало (на русском языке книг по теории игры можно пересчитать по пальцам одной руки), но и с опытом. Поэтому, несмотря на то, что в тогызкумалак играют на всех концах Земли, лучшими на сегодняшний день считаются казахстанцы, у нас регулярно проводится множество турниров, официальных и неофициальных. Практика – лучший двигатель прогресса.
Первое наиболее полное описание игры было сделано в 1906 году российским этнографом Н.Н. Пантусовым в статье «Киргизская игра «Тогуз-кумалак» (в России до революции и некоторое время после нее казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками). «Тогуз-кумалак основан на расчете и играется людьми степенными, умеющими думать и считать», – писал он.
В тогызкумалак играют двое на специальной доске. У каждого игрока имеется по 9 лунок («отау»), в каждой лунке в начале игры лежит по 9 шариков. Итого 81 шарик (или кумалак; иногда говорят, что у каждого по 81 камешку, хотя камешками уже давным-давно никто не играет). Кроме этого, в середине доски располагаются две большие лунки для сбора выигранных шариков (их называют казанами).
Тогызкумалак остался бы просто очередной игрой из семейства манкала (коих наберётся под сотню), если бы не один элемент, своего рода изюминка, которая делает эту игру не похожей на другие. Этот элемент переворачивает все представления об играх класса «sow and capture».
Если ваш последний раскладываемый шарик попадает в лунку соперника, доводя число шаров в ней до трех, то вы можете превратить эту лунку в туздык (получить своего рода разведчика в логове врага). Она как бы становится вашей десятой лункой, из которой вы, правда, не сможете сыграть, но зато все попадающие в нее шары (ваш ход это был или не ваш – неважно) выигрываются (захватываются) вами и пополняют ваш казан, приближая вас к вожделенной победе.
В одной статье невозможно рассказать и о сотой доли возможностей игры тогызкумалак, на это потребуется целая книга или отдельный курс. Хочу лишь сказать, что пользу игры трудно переоценить. Она развивает логическое мышление, память, математические способности, выдержку, а детям полезна для мелкой моторики. В 2020 году ЮНЕСКО включил тогызкумалак в список нематериального культурного наследия человечества.
На текущий момент уже проведено шесть чемпионатов мира (в которых участвовали спортсмены из более чем 20 стран), шесть чемпионатов Азии и пять чемпионатов Европы.
Как отмечалось выше, сильнейшие игроки по тогызкумалаку живут в Казахстане. В стране проводится немалое количество турниров (включая самый престижный – чемпионат страны), работает большое количество кружков для детей, в которых занимаются около 200 тысяч человек, существует система разрядов и рейтингов, есть 150 мастеров спорта, 40 международных мастеров, а также заслуженные мастера спорта (звания гроссмейстера не существует).
Где-то есть конкуренция, где-то ее фактически нет. Чемпион Германии (такой есть) вряд ли войдет в топ-30 на чемпионате Казахстана. В России турниры по тогызкумалаку проводятся в основном в Хакасии, Туве, в Республике Алтай.
Теперь о том, как компьютер играет в тогызкумалак и насколько успешно он это делает.
Нынче никого не удивишь программами, которые играют в интеллектуальные игры. Они «думают» (анализируют текущую позицию), делают ходы (принимают решения) и способны сыграть целую партию, как и человек. Успехи компьютерных программ в наше время неоспоримы: и в шахматах, и в шашках, и даже в игре го лучшие программы уже превосходят сильнейших гроссмейстеров.
Тогызкумалак относится к играм с полной информацией, элемент случайности или везения (как в картах или нардах) полностью отсутствует, поэтому к нему можно применить те же самые принципы и алгоритмы, которые применяют, например, к шахматам.
Программисты, которые писали программы для шахмат, шашек, го и прочих переборных задач, с легкостью напишут программу для тогызкумалака. Вопрос в том, будет ли она обыгрывать сильнейших игроков. С уверенностью могу заявить, что игра тогызкумалак не может быть строго математически решена ни в ближайшем будущем, ни, вероятно, вообще (то есть невозможно будет из начальной позиции просчитать игру до самого конца для определения идеальной, математически точной стратегии).
По моему мнению, тогызкумалак – это идеальная игра из семейства манкала. Тот, кто полагает, что она исключительно счетная и поэтому компьютер должен легко бить человека, глубоко ошибается. Тонко играющие чуть ли не из дебюта видят очертания и силуэты концовки игры (что не означает, что они тоже не ошибаются).
В игре тогызкумалак присутствует уникальный элемент – это туздык. Честно говоря, трудно подыскать аналог туздыка в других логических играх. Вообще, на каждое утверждение в тогызкумалаке найдется масса исключений.
Учитывая всё это, я создал мобильное приложение «Мастер тогызкумалака». Оно – неоднократный чемпион мира среди компьютерных программ, но далеко от идеала. Оно может победить белкового мастера спорта или даже международного мастера и в следующем туре проиграть кандидату в мастера. Определенные типы позиций оно понимает не очень хорошо, и работа над этим требует много времени.
Оно содержит в себе массу возможностей. Начинающим я порекомендовал бы выбирать уровень 0 («Ребенок»), чтобы просто почувствовать вкус побед, а затем постепенно повышать уровень противника с искусственным интеллектом. Начиная с уровня 5 («Крепкий орешек»), программа подключает обширную дебютную базу, и сражаться с ней становится трудно даже сильным любителям.
В планах у меня открыть на образовательной платформе stepik бесплатный курс для начинающих, который можно будет пройти для более глубокого погружения в игру. Там будет больше теории, больше задачек, будут приведены формулы для расчета оставшихся ходов в эндшпиле, будет рассказано о типичных приемах. Периодически что-то интересное будет появляться на моем телеграм-канале t.me/togyzkumalakmaster. Кроме того, в работе у меня две книги по тогызкумалаку (по теории игры и по дебютным вариантам), они будут полезны не только начинающим.
Считаю, что этой игре все возрасты покорны, она дает незабываемые ощущения, поэтому рекомендовал бы ее всем для развития и приятного времяпрепровождения.
Ернар ШАМБАЕВ, программист, г. Павлодар.
Где поиграть
Если вам непросто найти противника для игры, то всегда на помощь придет интернет:
1. PlayOK https://www.playok.com/ru/togyzkumalak/
Незатейливая доска, но зато на этом сайте можно играть гостем (то есть без регистрации), и там практически в любое время суток можно найти соперника любого уровня и попрактиковаться. Есть возможность организации турниров.
2. IgGameCenter https://www.iggamecenter.com/ru/
Тут доска поприятнее, но соперников будет намного меньше (когда-то их было гораздо больше, но постепенно произошла их миграция на PlayOK). Возможности организации турниров в автоматическом режиме нет.
3. PlayStrategy https://playstrategy.org/
Сайт для тех, кому привычен интерфейс сайта lichess.org. Есть возможность организации турниров (включая арену) и ряд других «плюшек». Но самый главный минус сайта: соперника придется ждать, как у моря погоды. Поэтому рекомендовать его пока не могу.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото из открытых источников.