Недавно на мой мобильный телефон поступил звонок с незнакомого российского номера. На другом конце провода человек представился руководителем отдела «Казпочты» по посылкам и сообщил, что на моё имя пришла посылка и мне надо подтвердить её получение, продиктовав код, который придёт на мой телефон.
Сразу понимаю, что это мошенники. Поэтому из праздного любопытства приступаю к следующему шагу – тяну время. Чем больше времени они потратят на меня, тем меньше людей обманут. Сразу говорю, что нахожусь за рулём и мне надо пять минут, чтобы припарковаться и ответить на звонок. Сбрасываю. Минут через 5-6 вновь перезванивают. Снова внимательно их выслушиваю.
– Аскар Антонович, подтвердите посылку?
– А куда она пришла? На какой адрес? – интересуюсь в ответ.
– На Абая 6 «а», кв. 4.
– Так это мой старый адрес, я там уже давно не живу. Я уже в другом населённом пункте проживаю, – продолжаю вводить в заблуждение собеседника.
– А какой у вас новый адрес, мы вам туда доставим, – не теряется собеседник.
– А вы где находитесь? Может, мне будет проще заехать к вам и самому на месте забрать посылку? – играю в наивного простачка.
– Мы не можем вам отдать посылку. Она уже в доставке.
– У нас появилась доставка? Странно. Раньше не было. Неужели Канышбек Михайлович всё-таки пробил? Вот молодец, – начинаю восхищаться выдуманным на ходу персонажем начальника почты.
– Да, всё верно, он пробил, – на той стороне провода подтвердили мое ложное утверждение.
– Сто лет его не видел, – продолжаю «легенду», – он мой хороший друг. Давайте я приеду, он меня знает, на месте всё решим. И посылку получу, и вас избавлю от лишней работы. У нас же всё так и решается, через Баке, Маке. Тем более, что мы были вместе на «кудалыке» по улучшению сервиса почты, и даже вместе подписали «жабдык», – ставлю ловушку для оператора.
Тот молча проглотил слова «кудалык» и «жабдык», видимо не зная, что термины совсем не для официально-делового мероприятия. Это уже доказывает, что человек, который мне звонил, не знает казахские термины и как минимум не живет в Казахстане.
– Всё верно, – говорит он.
– А скажите, откуда посылка, я, насколько помню, никакие посылки в последнее время не заказывал?
– От «Теmu».
– Но я там не брал ничего, – играю дальше роль дурачка.
– Наверное, вы выбрали товар или посмотрели на него, но не купили. А сайт «Теmu» сейчас проводит акцию и дарит бесплатно первый товар для каждого, кто впервые зашел на сайт, – изворотливость и лёгкость на язык собеседника поражают: так быстро адаптируется к ситуации, либо такое действие у них прописано в алгоритме.
– Знаете что, меня мама учила, что нельзя брать бесплатное. Потом в жизни не повезет в другом. Я, пожалуй, откажусь от посылки. Оставьте её себе, – говорю я и мысленно готовлюсь к тому, что диалог закончится.
Уж очень меня утомил собеседник. Но нет же, следует новый ход. Скорее всего, данный алгоритм тоже прописан на случай отказа.
– Мы тогда отменим заказ. Сейчас вам придет код для отмены. Сообщите его нам.
Тут на самом деле приходит код со службы «1414». Сообщаю ему «левые» цифры. Они, естественно, не подходят. Собеседник вновь отправляет код. Код пришел, но я говорю ему, что нет sms. Снова отправляют – снова говорю, что ничего не пришло.
– Давайте сделаем так, пусть ваш курьер скажет, что не нашел меня и не дозвонился. Пусть себе оставит эту посылку. За труды. Раз не суждено, значит не моё. Или давайте встретимся, я как раз к отделению почты подъехал. Выходите через минуту. Вас как зовут? Напомните мне ещё раз…
На том конце провода бросили трубку. Вывод: мошенники весьма убедительно врут и держат в постоянном напряжении собеседника. Человек, который не подготовлен, может поверить и сообщить код из sms. После чего в его личном кабинете меняется номер телефона, и мошенники через свою СИМ-карту входят в банковские приложения, прочие платёжные системы и оформляют кредиты, займы. Установка запрета может позволить избежать «сюрпризов» в виде кредитов, но опустошить счет и снять деньги с депозита они могут. Что тоже весьма неприятно.
В общем, сегодня вопрос финансовой и цифровой грамотности весьма актуален. Я привёл весь наш диалог в качестве предостережения, чтобы показать, как быстро эти ловкачи перестраиваются в ходе разговора, как могут быть настойчивы в достижении своей цели.
Расскажу еще об одной ситуации, которая произошла с жительницей Северо-Казахстанской области. Она хотела получить подарок и попала в ловушку интернет-мошенников. На деньги ее развела мнимая «курьерская служба сайта Temu». 47-летняя женщина часто делала там покупки. Удобная доставка, большой выбор и низкие цены сделали её постоянной клиенткой. Так она попала в список «любимых покупателей», за что щедрый маркет-плейс решил сделать ей подарок. «Служба доставки Temu» сообщила, что презент ждёт счастливую обладательницу на складе. Для подтверждения нужно продиктовать четырёхзначный код. И женщина его продиктовала, получив в виде sms-сообщение.
Через несколько минут преданной покупательнице Temu уже звонила «сотрудница Нацбанка». «Звонившая сообщила, что это были мошенники, которые оформили на неё кредит размером три миллиона тенге. Женщина была в шоке от такой новости. Она, как и многие, считала, что никогда не попадется на удочку мошенников. Но попалась. И тут заботливая Кристина (так представилась липовая сотрудница Нацбанка) успокоила потерпевшую и пообещала аннулировать кредит. Она велела чётко выполнять её команды.
Для этого понадобился второй телефон. По указаниям «Кристины» женщина совершала действия, даже не подозревая, что в это время она оформляет на себя кредиты и переводит деньги на неизвестные счета. Два кредита по 500 тысяч тенге потерпевшая оформила за несколько минут в двух банках. Затем перевела на указанные номера телефонов и только потом поняла, что её обвели вокруг пальца. Она написала заявление в полицию. Однако такие дела раскрываются крайне редко. А вот доверчивой женщине придется ещё долго выплачивать кредиты. Помните: если у вас по телефону просят сообщить какие-то коды, просто не делайте этого.
Аскар ХАНЕНКО.
Страницу подготовила Галина ЕГОРОВА.
Фото из открытых источников.