• Вс. Ноя 24th, 2024

Соблюдать высокие стандарты

Ноя 7, 2023

Вопросы качества продукции и защиты прав потребителей являются неотъемлемой частью современной экономической системы. Министерство торговли и интеграции Респуб­лики Казахстан, осознавая важность этой темы, активно внедряет инновации и координирует действия с общественными объединениями, чтобы обеспечить надёжную защиту интересов простых граждан.

В соответствии с недавним социологическим опросом, в котором приняли участие 10 тысяч респондентов, стало ясно, что в первую очередь казахстанцы беспокоятся о качестве продукции, а также о соблюдении сроков годности и норм хранения продуктов питания. При этом четверть респондентов жаловались на отсутствие необходимой информации о продуктах питания на упаковке.

Чтобы бороться с этими проблемами, министерство активно сотрудничает с неправительственными организациями, которые играют важную роль в защите прав потребителей. Эти структуры стали ключевыми силами и в борьбе с некачественными импортными товарами на отечественном рынке.

Созданный весной этого года ситуационный штаб объединил профильные государственные органы, бизнес и общественные объединения потребителей. Совместно они исследовали более 68 видов импортной продукции, при этом обнаружили нарушения нормативов безопасности пищевой продукции в 19 из них. Нарушения включают в себя несоответствие продукции санитарно-эпидемио­логическим требованиям, заявленным характеристикам и составу, а также требованиям по маркировке. В итоге отменено 63 декларации о соответствии пищевой продукции, а также более 200 документов об оценке соответствия.

Для обеспечения защиты интересов потребителей министерством предлагается публичный концепт «Сапалы өнім» – «Качество моей продукции». Проект направлен на координацию усилий общественных объединений в обеспечении продовольственной безопасности на внутреннем рынке страны. Общественные объединения будут изучать характеристики товаров, инициировать экспертизы качества и безопасности, проводить опросы населения, обращаться в государственные органы и предъявлять иски в интересах потребителей. Кроме того, общественники имеют право фиксировать действия, совершаемые при покупке товаров, с помощью фото-, аудио- и видеозаписей, что делает процесс наблюдения более прозрачным и надежным.

Комментируя проект, руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей области Даулен Кабдушев отметил, что с начала года от граждан поступило 698 обращений. В большинстве случаев заявки связаны с розничной торговлей (66%), проблемами в предоставлении некачественных услуг (15%) и электронной торговлей (6%). В ходе последовавших проверок было выявлено несоблюдение правил в маркировке продуктов, приобретенных в магазинах. Например, на одном из колбасных изделий отсутствовала информация на государственном языке, хотя согласно нормам маркировка должна содержать информацию не только на казахском и русском языках, но и на языках стран Таможенного союза.

Заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля Гульнара Акылбекова сообщила, что по результатам проверки предприниматель получил предписание по исправлению ситуации, был оштрафован и временно лишен декларации. В ходе инспекционного рейда государственной комиссией были выявлены подобные нарушения у других предпринимателей, в частности в точке продажи моторных масел и спецжидкостей для автомобилей.

Отдельного упоминания заслуживает поступившая в департамент в конце июня жалоба на некачественное техническое обслуживание автотранспортного средства.

Весной этого года потребитель обратился в СТО, чтобы отремонтировать двигатель автомобиля. Эти услуги обошлись в сумму 80 тысяч тенге. Но новые неполадки стали обнаруживаться уже через неделю, когда автовладелец отметил увеличенный расход антифриза. Попытки исправить поломку в том же СТО не принесли успеха, хотя хозяин автомобиля приезжал в сервис несколько раз. Когда же гражданин обратился в другую компанию, мастерами сразу была обнаружена очевидная для профессионала неисправность – дефектная прокладка в двигателе. При этом, несмотря на доводы владельца авто, первоначальный исполнитель отказался возвращать потраченные на ремонт деньги.

Пострадавший клиент написал жалобу в департамент торговли и защиты прав потребителей Павлодарской области. Проведенная внеплановая проверка моментально выявила, что автосервис не предоставил письменный ответ на жалобу потребителя в установленный законодательством срок – 10 дней. Подобное бездействие является нарушением п. 2 ст. 42-4 Закона РК «О защите прав потребителей», за которое предусмотрена административная ответственность. Однако даже после полученного СТО предупреждения потребитель не стал останавливаться на достигнутом и подал иск в Павлодарский городской суд, требуя возмещения материального и морального ущерба. Он просил возместить стоимость работы, запчасти, опрессовку, планировку, дополнительные траты на избыточный расход антифриза.

Действительно, согласно статье 16 Закона о защите прав потребителей граждане могут потребовать возмещение убытков, причиненных их имуществу вследствие недостатков работы или услуги. Кроме того, согласно статье 35 Закона потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если недостатки в работе или услуге не были устранены в установленный срок.

Суд, принимая во внимание все обстоятельства дела, решил взыскать с индивидуального предпринимателя не только сумму в 80 тысяч тенге за материальный ущерб, но и обязал возместить 40 тысяч тенге в качестве компенсации морального вреда, а также покрыть судебные расходы в размере 2,5 тысячи тенге.

Напомним: если вы столкнулись с аналогичными ситуациями, для восстановления справедливости можете обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области по адресу: город Павлодар, улица генерала Дюсенова, 9 либо через единую платформу приема обращений е-otinish.gov.kz, единую информационную систему е-tutynushy.kz или по телефону «горячей линии» 8(7182) 551070.

Юрий МАЙЕР.

Фото с сайта ВКонтакте.