• Сб. Май 3rd, 2025

Помогая мошенникам?

Май 2, 2025

Различные учреждения Казахстана и частные структуры фактически пособничают жуликам в обмане людей.

Илье Ильфу и Евгению Петрову, авторам знаменитого романа «Двенадцать стульев», принадлежит гениальная фраза, вошедшая в массовое потребление: «Может быть, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?» Так главный герой повествования Остап Бендер ответил мальчику-беспризорнику, который назойливо просил у «турецкого подданного» десять копеек.

Если в годы написания произведения эти слова звучали как юмор и остроумный ответ, то ныне они – горькая реальность. Особенно в сфере финансов, коммерческих и других сделок и в разномастном мошенничестве. Так как жуликоватые люди, пытаясь кого-либо обмануть, правдами-неправдами стараются выудить у них банковские и другие регистрационные реквизиты. Обладая которыми, они лишают доверчивых и невнимательных людей, поделившихся этими данными, сбережений или навешивают на них миллионные кредиты, которые пострадавшие затем годами погашают. И всё это происходит из-за того, что мошенники располагали данными об этих гражданах и их финансовых возможностях.

По данным специалистов финансовых и правоохранительных структур Казахстана и согласно социальным исследованиям, «55,8 % респондентов сталкивались с финансовым мошенничеством, из них 34,2 % – с телефонным мошенничеством (вишинг), 32,7 % – с интернет-мошенничеством (фишинг). 21,6 % опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, 11,5 % – с платежными картами.

Основной группой риска финансового мошенничества являются люди пенсионного возраста. 50,7 % опрошенных старше 63 лет не смогли сразу распознать мошенничество, из них 6,3 % частично передавали информацию преступникам и никогда не уточняли данные организации, от которой звонил преступник.

Как показало социсследование, наиболее часто используемые схемы мошенников – это хищение персональных данных с помощью ложных рассылок на фишинговых сайтах и мобильных приложениях; маскировка мошенника под работника службы безопасности финансовой организации для обмана граждан для получения доступа к личному кабинету в мобильном устройстве.

Мошенники, как правило, используют большое количество звеньев. Для обзвона потенциальных жертв – программное обеспечение (SIP-телефонию), которое позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов. Для обналичивания денежных средств привлекаются подставные лица, которые в силу своей доверчивости и желания быстро заработать поддаются уловкам мошенников».

Есть и другие приемы отъема средств у граждан. И, применяя их, мошенники даже не тратят большие усилия, так как получают требуемые данные о казахстанцах, скажу, как подарки.

Судите сами. «С 22 апреля в Казахстане вступили в силу новые правила продажи железнодорожных билетов – изменились сроки покупки, порядок оформления и условия для пассажиров с инвалидностью». В них называется – кто, в какие сроки, в том числе и в специализированные купе для пассажиров с инвалидностью, приобретает билеты. То есть в изменениях есть существенные удобства для пассажиров.

Но в этом документе сообщается, что также «установлены новые требования к оформлению билетов на пригородные поезда через кассы, агентства, терминалы и интернет: теперь обязательно указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), ИИН и номер удостоверения личности». Ранее такое требование прописано не было.

И вот тут возникает вопрос: а зачем железной дороге такие данные граждан? Сегодня интернет заполнен предупреждениями силовых структур, банков, других ведомств с просьбами-предупреждениями к казахстанцам – никому не сообщать, причем «дежурно», свои основные регистрационные персональные данные, так как это на руку жуликам и находка для них. Поэтому интересуюсь: а что, билет в вагон нельзя приобрести, не называя фамилии, ИИН и так далее? Для железной дороги, как представляется, главное – оплата за проезд. Что она и получает. А остальное – это похоже на какие-то ведомственные накрутки и «хотелки», загружающие документацию ведомства и гарантирующие лишнюю работу персоналу.

Другой пример. Не так давно в Казахстане одна из общественных организаций республики провела массовую проверку магазинов ряда областей страны, реализующих продукты питания. После чего в прессе появились материалы-отчеты о нарушениях по качеству этого вида товара: несоблюдение технологии изготовления, невыдерживание сроков реализации продуктов и другие несоответствия. В числе нарушителей были «засветившиеся» товарищества нашей области. Готовя материал на эту тему, я обратился в региональное ведомство санитарно-эпидемиологического контроля качества и безопасности товаров и услуг с вопросом: есть ли действенные законодательные и организационные меры, ставящие барьеры на пути суррогатных пищевых продуктов? Руководитель департамента, главный государственный санитарный врач области Батырбек Алиев ответил мне, что качество продуктов питания в торговле и в структуре общественного питания отслеживается. Работа ведется по утвержденным Правительством РК требованиям в этой сфере, ГОСТам и техническим условиям на продукты питания. И если в этой продукции есть нарушения, то санитарные медики в рамках своей компетенции принимают меры.

Так как мне были необходимы цифры и факты, то я попросил поделиться ими. Ответ был положительный, далее по «цепочке исполнения» одна из сотрудниц сказала мне по телефону, что я вначале должен назвать им свои фамилию, имя, отчество, ИИН и номер удостоверения личности. На мой вопрос зачем, получил ответ, что так предписано вышестоящей структурой. Помня о телефонных и других мошенниках и их умении выуживать и использовать чужие персональные данные, я ответил отказом. А нужные мне цифры и факты, правда, в меньшем объеме, позже нашел в интернете.

Можно и дальше продолжать перечень ведомств, где требуют данные, облегчающие работу телефонных и других мошенников. Им даже не надо приобретать дорогостоящее оборудование, имитирующее нужный голос говорящего или портретное сходство с тем, за кого он себя выдает. Не говоря уже о его персональных данных и тех, что не предназначены для массовой огласки. Поэтому одна моя знакомая по поводу мошенников и мошенничества с тоской сказала, что никто в полной мере не защищает людей от этого явления. И всё, что у граждан должно быть под секретом, выставляют напоказ. Похоже, скоро в пивнушках и банях станут требовать весь набор выкладок о человеке. И это не преувеличение: зайдите в интернет – и обязательно найдете сообщение о том, что кто-то «слил» в электронную сеть тысячи персональных данных, другие сведения, вплоть до финансовых и банковских. Это же для кого-то сделано!

Есть и еще одно объяснение, опубликованное в республиканской прессе 06.09.2022 года под рубрикой «Мир финансов» под заголовком «Алматинские магазины облетела новость: с 15 сентября в чеках контрольно-кассовых машин должен быть отражен ИИН покупателя». И далее говорится: «Об этом сообщил один из специализированных сайтов по бухгалтерскому учету, мотивируя тем, что этого требуют изменения, внесенные в Налоговый кодекс РК».

Согласно этому сообщению, «при продаже товара продавец обязан выдать чек и по требованию покупателя (клиента), отразить в чеке контрольно-кассовой машины (ККМ)». Если же эти данные не будут отражены, то владельцу бизнеса прилетит штраф, сообщает сaravan.kz. А для того, чтобы кассовая машина могла отпечатать на чеке новые данные, ККМ надо перепрошить. Эта услуга тоже стоит от 5 до 20 тысяч тенге, в зависимости от марки ККМ.

– Все эти перепрошивки на самом деле смахивают на чью-то кормушку, – возмущаются предприниматели. – Каждые 2-3 года налоговики вводят изменения, и каждый раз надо нести операторам данных деньги, чтобы они перепрошили кассу.

– Президент регулярно говорит налоговикам, что надо максимально облегчить жизнь бизнеса, но они постоянно что-то меняют, усложняя её, – рассказал владелец одного из кафе Алматы. – У нас три кассы, и все три надо перепрошить. Вот и считай, во сколько нам это обойдется.

– В Налоговый кодекс РК была добавлена норма, что по требованию покупателя продавец обязан отразить в чеке ККМ его ИИН, – рассказал в интервью руководитель управления департамента госуслуг КГД РК Владлен Балан. – У нас есть налоговые вычеты по медицинским услугам. Например, человек может вылечить зубы, и затраты на это лечение пойдут на налоговые вычеты. Сегодня, чтобы получить вычеты, надо получить от продавца счет-фактуру. Но это неудобно. Проще внести в сам чек, который клиенту обязаны выдать, его ИИН, и тогда будет видно, что услуга была оказана в его адрес. Это ваше право. Вы можете это потребовать, а можете и не потребовать.

Такой же чек может потребовать от гостиницы, где он проживал, командированный специалист. Но он внесет в чек уже БИН организации, чтобы потом у него была возможность отчитаться перед начальством.

Со своей стороны продавец не имеет права требовать от человека его ИИН, отметил глава управления. И это правило, замечу, в силе до сих пор.

Получается, что ИИН в определенных случаях (подчеркну) требуется и указывается лишь с согласия и по просьбе клиента (покупателя)? Значит, в остальных вариантах это чья-то самодеятельность или сверхбдительность?

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото с сайта yandex.kz.