Пользователи приложения DamuMed продолжают жаловаться на врачебные приписки в личных медицинских картах. Жители Павлодарской области узнают, что, оказывается, посещали узких специалистов, направлялись на профилактические осмотры и делали УЗИ.
Ряд подобных жалоб недавно опубликовали одновременно в нескольких пабликах социальной сети Instagram. Кто-то отмечает, что якобы посещал педиатра с ребёнком, хотя в приёме не было необходимости, а кто-то сетует на то, что в медкарте записан осмотр стоматологом.
Автор одной из таких жалоб в соцсети (имя пользователя не указывается) в начале октября этого года рассказала, что увидела на своей странице в DamuMed сразу несколько приписок, в которых говорится о том, что её ребёнка на приёме два раза осматривал педиатр. Кроме того, у нескольких пользователей зарегистрированы липовые профилактические осмотры или направления на них. В комментариях жительница областного центра Ирина Василевская сообщила, что в своём аккаунте нашла информацию, что 11 мая этого года ей сделали УЗИ плода, при этом женщина родила ребёнка несколькими днями раньше – 7 мая.
А вот павлодарка Галина Макарова указала, что в своей медкарте увидела сообщение о диагностической процедуре: «Мне якобы сделали колоноскопию в Астане, хотя я ни разу не была на такой процедуре, не посещала столицу. Звонила, чтобы разобраться с доктором. Мне ответили коротко: «Извините», – сообщила Г. Макарова.
За восемь месяцев нынешнего года в CRM-систему поступило 763 жалобы на работу медицинских организаций Павлодарской области, из них 39 связаны с недостоверной информацией, а именно по припискам в DamuMed. Как уточняют в региональном филиале НАО «Фонд социального медицинского страхования», из 39 жалоб 36 отозваны заявителями (причины в фонде не называют), и только по трём проведён внеплановый мониторинг качества предоставления медицинских услуг. К слову, в фонде заявили, что по итогам проверки только две жалобы признаны обоснованными.
– Нередко граждане сообщают в социальных сетях о приписанных, но не оказанных по факту медицинских услугах, однако посты и комментарии, оставленные в социальных сетях, не могут стать основанием для проведения официальной внеплановой проверки. Если факт приписки доказан, то фонд применяет в этой ситуации специальные коды дефектов, что служит основанием для уменьшения суммы, предусмотренной для оплаты поставщику по договору закупа медицинских услуг. Эти средства возвращаются на счёт фонда, и деньги снова идут на оплату медуслуг, фактически оказанных пациентам, – отмечают в НАО «Фонд социального медицинского страхования».
В ведомстве предлагают не жаловаться в соцсети, а пойти иным путём, который специалисты ОСМС считают более эффективным. В случае выявления приписанных, но не оказанных по факту медицинских услуг необходимо обязательно сообщить об этом в фонд медстрахования в письменной форме или электронным документом посредством Telegram-бота @SaqtandyryBot. Для этого следует выбрать раздел «Оставить обращение на 1414», затем ввести ИИН, текст обращения и прикрепить скриншот сообщения из eGov или мобильного приложения медицинской информационной системы (например, Damumed или другой), а после этого отправить обращение.
– Если после официального обращения в фонд касательно приписки заявителю звонят из медицинской организации и просят отозвать обращение, рекомендуем его не отзывать, так как в момент проведения внепланового мониторинга по данному обращению это становится поводом для прекращения внеплановой проверки, – говорят в фонде ОСМС.
Для обратной связи с населением сегодня действуют несколько прямых линий. Это единый информационный колл-центр 1414, мобильные приложения Qoldau 24/7, SaqtandyryBot, сайт фонда fms.kz. Все обращения регистрируются в информационной системе AikeyFMSCRM.
В пресс-службе группы компаний DamuMed подчёркивают: в некоторых регионах Казахстана были такие случаи, когда поликлиники записывают получателей услуг не посредством приложения, а прежним привычным способом – через регистратуру. Однако, по словам специалистов, в DamuMed об этом никак не смогут узнать, пока люди не начнут жаловаться. Отдельный вопрос – сбои в работе медицинских информационных систем (МИС), с которыми интегрировано приложение DamuMed, то есть нередко неполадки происходят именно в МИСах поликлиник. Разработчики приложения просят пользователей учитывать, что, как и в любой жизненной ситуации, здесь не исключён человеческий фактор, а во многих медицинских организациях системы «зависают» по причине некорректной работы устаревших компьютеров.
Известно, что, например, поликлиники и больницы Карагандинской области НАО «Фонд социального медицинского страхования» оштрафовал на 382 миллиона тенге. Это наказание за почти 83 тысячи нарушений и приписок. Самое популярное из этого перечня – завышение объёмов оказанных услуг.
По информации регионального менеджера группы компаний DamuMed по Павлодарской области Владимира Соколова, в нашем регионе на сегодняшний день зарегистрировано 248680 аккаунтов в приложении пациента, к которым прикреплено 120897 профилей несовершеннолетних детей и 27303 профиля пожилых родителей основных пользователей. Таким образом, почти 340 тысяч жителей области имеют доступ к цифровым медицинским услугам через приложение.
– Одно из последних важных обновлений, что нацелено на помощь в простых жизненных ситуациях пациентов, – информирование пользователя о том, на какой объём медицинской помощи он имеет право рассчитывать в связи со своим статусом застрахованности. Статус застрахованности можно сразу же проверить на главной странице приложения, – рассказал Владимир Соколов.
По его данным, каждую неделю в приложении регистрируются около 840 новых пользователей. За последние полгода более 23,5 тысячи человек хотя бы один раз воспользовались медицинскими услугами через приложение.
Разработчики DamuMed отметили, что они создали приложение, но не берут на себя ответственность быть надзорным органом над поликлиниками.
Марина КИСЕНКО.
Фото с сайта ru.sputnik.kz.