• Пт. Июл 11th, 2025

На ценнике – одна, в чеке – другая

Июл 10, 2025

В Павлодарской области выявили десятки нарушений в сфере торговли. Как рассказала заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Нурсулу Аубакирова, основная часть нарушений связана с завышением торговых надбавок на социально значимые продукты. Всего за пять месяцев этого года проверили свыше ста торговых точек. Проверки проводились как плановые, так и внеплановые.

С начала этого года в сфере торговли и защиты прав потребителей в регионе выявили 88 нарушений законодательства. В частности, специалисты зафиксировали серьёзные отклонения от допустимого уровня торговой наценки на социально значимую продукцию. Самая большая торговая надбавка зафиксирована на капусту. Овощ, закупленный по 100 тенге, продавали по 450 тенге за килограмм. На морковь, картофель, лук и гречку накрутка составляла 275, 106, 86 и 52,5 процента, соответственно.

По результатам выявленных нарушений к административной ответственности привлекли 64 субъекта внутренней торговли, выдано 88 предписаний об устранении нарушений. Проверки показали, что чаще всего предприниматели завышали наценку на картофель, подсолнечное масло и гречневую крупу.

Еще одного предпринимателя наказали за продажу риса с надбавкой свыше допустимой. С жалобой в департамент обратился один из покупателей.

– Мужчина обратил внимание на то, что на ценнике указана одна цена – 515 тенге, а на кассе с него взяли 534 тенге, – привела пример Нурсулу Аубакирова. – Возмутившись такой разницей, он обратился в наш департамент, мы открыли проверку, помимо этого нарушения выявили и завышение наценки на социально значимый товар до 20 процентов, в то время как допустимый максимум – 15 процентов. По итогам проверки выписаны штрафы на 9830 и 11760 тенге. Они оплачены в сокращённом порядке, то есть 50 процентов от общей суммы.

За нарушение прав потребителей с начала года наказали 26 субъектов предпринимательства, наложили 90 административных взысканий, из них 38 – штрафы на сумму свыше 763 тысяч тенге.

В качестве одного из примеров Нурсулу Аубакирова привела случай с жительницей областного центра, которая купила набор кастрюль, но не смогла ими пользоваться. Со слов женщины, вода при кипячении в новых кастрюлях окислялась, якобы покрытие выделяло какие-то вещества, вредные для здоровья. Покупательница, как полагается по закону, обратилась к продавцу с письменной претензией, но тот ее проигнорировал, и женщине не оставалось ничего другого, как обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей.

– Мы открыли проверку по факту непредоставления ответа на претензию, соответственно, предприниматель получил штраф. Кроме этого, он вернул заявительнице деньги за кастрюли, – рассказала Нурсулу Аубакирова.

Другой случай произошел с жителем Павлодара, купившим два билета в кинотеатр через Ticketon. В назначенный день мужчина пришел с супругой на киносеанс, однако сотрудники кинотеатра заявили, что билеты в нераспечатанном виде не принимают, и отказали в просмотре фильма. Претензию павлодарца кинотеатр оставил без ответа, а тот уже с помощью департамента потребовал возмещения материального ущерба и морального вреда.

– На основании данного обращения мы провели проверку и вынесли предписание об устранении выявленных нарушений, – говорит Нурсулу Аубакирова.

Еще одним нарушением прав потребителей является разная стоимость товара в зависимости от способа оплаты. В одном из магазинов яйца стоили 510 тенге при оплате наличными и 540 тенге – по карте. Это также расценивается как ущемление прав потребителя. Предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений.

В июне этого года за помощью в защите своих прав обратились и горожане, получившие пищевое отравление во время тоя в одном из ресторанов Павлодара. Напомним, более чем у 30 заболевших выявили сальмонеллез.

– Мы помогли пострадавшим составить соответствующую претензию. Если вопрос не будет решён в досудебном порядке, то сотрудники департамента готовы представлять интересы этих потребителей в суде, – заверила Нурсулу Аубакирова.

В прошлом году через аналогичную процедуру прошли жители Экибастуза, которым в итоге удалось отсудить материальный ущерб и моральный вред.

Продолжается работа по проекту «Сапалы өнім» с участием общественности. С начала года из 15 видов товаров, попавших под «контрольную закупку», в десяти выявлены нарушения. В результате двоих предпринимателей привлекли к ответственности по статье 425 КоАП РК «Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов».

– Любой потребитель, столкнувшийся с необоснованно высокой ценой, отсутствием ценников, отказом в возврате товара или некачественным обслуживанием и другими нарушениями, вправе подать письменное обращение в департамент. Основанием для проведения проверки служат заявление от потребителя, фото или видеодоказательства, копии чеков или ценников. Наши специалисты регулярно проводят разъяснительную работу с торговыми сетями, мониторинг торговых точек и активно публикуют полезную информацию в социальных сетях, но важна активность со стороны граждан. Главное – чтобы потребители знали свои права и не молчали, – подчеркнула Нурсулу Аубакирова.

Анна Уралова.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.