Более 80 процентов возгораний в резервате «Ертiс орманы», случившихся с начала пожароопасного сезона в этом году, выявила новая система раннего обнаружения пожаров. С тонкостями её работы ознакомились депутаты Мажилиса.
Система раннего обнаружения пожаров, во многих странах применяющаяся на протяжении уже нескольких десятков лет с целью защиты лесного фонда, в Казахстане – проект пилотный. Пока в него вошли всего два природных резервата. Это Боровое и павлодарский «Ертiс орманы». Планируется, что в следующем году список счастливчиков пополнит еще Баянаульский нацпарк. О семейском же «Ертiс орманы», где в прошлом году случилась страшная трагедия, унесшая жизни 15 человек, речи пока не идет. Как объясняют в Правительстве, не всё сразу. Система очень дорогая (более 2 миллиардов тенге, если взять пример павлодарского «Ертiс орманы»), и сразу оснастить ею все национальные природные парки Казахстана бюджетной финансовой возможности нет. Как вариант, можно воспользоваться советом мажилисмена Нуржана Ашимбетова и попробовать поучаствовать в международных экологических грантовых программах или рассмотреть приобретение необходимого оборудования в лизинг, как это делается с пожарной техникой в тех же резерватах. Но пока факт остается фактом. Система раннего обнаружения лесных пожаров работает лишь в Боровом и Шалдае.
Кстати, в Боровом, по словам депутата Мажилиса Веры Ким, дорогостоящее оборудование не выдерживало жары. И пожарным приходилось выезжать на вызов, чтобы тушить станцию. В павлодарском резервате таких случаев не было. Но депутаты всё же посоветовали павлодарцам предусмотреть системы кондиционирования на самих вышках и станциях к ним, откуда осуществляется круглосуточный мониторинг.
В Шалдае под всевидящее око видеокамер (а их здесь 23 по всему периметру резервата) попадает абсолютно вся лесная территория. Даже если в каком-то самом отдаленном лесном квартале произошло возгорание, это в считанные секунды становится известно в центральной операторской в Шалдае. На экране тут же появится оранжевая линия с определением точного места начавшегося пожара.
С начала пожароопасного периода, то есть с 1 апреля, в резервате произошло 20 пожаров. В прошлом году за аналогичный период их было 80, в результате чего выгорело 862 гектара леса. Хотя, возможно, сравнивать прошлый год и этот не совсем корректно, поскольку прошлое лето было ну очень засушливым и почти без дождей, а это дождями просто изобилует. Но в любом случае почти все пожары были вовремя обнаружены и своевременно потушены. Так что можно с уверенностью сказать, что система раннего выявления лесных пожаров, хотя и используется всего ничего, свою эффективность уже доказала. Однако пока наряду с автоматикой на пожарных вышках круглосуточно дежурят и противопожарные наблюдатели.
– От человеческого труда мы пока решили не отказываться. Надо отработать систему, выявить все её слабые места, погрешности. Думаю, в ближайшие три года мы еще будем использовать традиционный мониторинг за пожарами в лесу. На всякий пожарный! – рассказал исполняющий обязанности генерального директора ГЛПР «Ертiс орманы» Казбек Маметов.
Еще один важный нюанс эффективной работы системы раннего обнаружения лесных пожаров – это всегда хорошая связь. «Ертiс орманы» в этом плане тоже повезло. Помимо сотовой связи, которая действительно не везде есть, особенно на лесных территориях, граничащих с Россией, здесь используются еще и казахтелекомовские линии.
Осталось решить вопрос лишь с кадрами. Именно с госинспекторами. По словам Казбека Маметова, большинство из работающих сейчас лесоводов и лесников – уже предпенсионного возраста. Нужно подтягивать молодых специалистов лесной охраны. Раньше, когда зарплата у лесников была чуть больше 100 тысяч тенге, сделать это было практически невозможно. Сейчас лесники получают по 300 тысяч тенге. Это хоть какой-то стимул для молодежи приехать после института работать в лес. Кстати, с июля повышение зарплаты коснулось и тех, кто непосредственно участвует в ликвидации лесного пожара. Химбойцы, водители пожарных машин, трактористы теперь вместо 110 тысяч тенге будут получать 220 тысяч.
Ирина ЮРЬЕВА.
Фото пресс-службы ПОФ партии «Amanat»