Если собака кусачая не только от жизни собачей, но и вообще сама по себе, то не служить ей в полиции никогда. Хотя, признаться честно, я, наоборот, была убеждена, что штурмовая собака обязательно должна быть злой, а как иначе, если она только и имеет дело, что с отъявленными преступниками. Мифы о собаках-полицейских развеял младший инспектор кинологического центра ДВД Асхат Праленов.
– Злые собаки в полиции не служат! – сказал как отрезал полицейский кинолог.
Четвероногие полицейские все как один – псы добрые. Та же штурмовая собака. Ее приучили проявлять агрессию только в том случае, если появляется угроза. В качестве последней выступает оружие в руках у преступника. Если его нет, собака нападать не будет.
В полицейских рядах Павлодарского кинологического центра ДВД служат 28 собак. Немецкие и бельгийские овчарки, лабрадоры, спаниели. И все по темпераменту либо сангвиники, либо холерики. На меланхоликов еще можно посмотреть, подумать. Их можно, например, задействовать в идентификации человека по запаху. А вот флегматикам служба в полиции не подходит категорически.
– В поисках наркотиков идеально проявляют себя холерики. Здесь никак без активности. А вот на взрывчатку нужны сангвиники. Они более послушные и спокойные, – рассказывает Асхат Праленов.
У каждого из питомцев полицейского кинологического центра свое направление работы. Кто-то берет след, например, в поисках пропавшего человека или ребенка. Другой натаскан на поиск взрывчатки. У третьих – нюх на наркотики. Найдут даже в самых неожиданных местах. Есть собаки-«штурмовики», работающие бок о бок со спецназом. И есть те, кто идентифицирует человека по запаху.
– У каждого человека есть свой индивидуальный запах. Это как отпечатки пальцев. К примеру, выбросил преступник нож после совершения преступления. На орудии убийства остался его запах. Криминалист берет забор этого запаха. А собака сопоставляет его с подозреваемым. Этот метод исследования позволяет безошибочно определить, держал ли наш задержанный в руках найденный нож или нет, – говорит павлодарский кинолог.
По словам Асхата Праленова, собака-полицейский выручает всегда и везде. Здесь мне сразу вспомнился случай с Миланой Давыдовой, пропавшей второклассницей из села Бескауга вблизи Экибастуза. Девочку искали три дня, в том числе и с помощью собак. Даже не одной. Со своими собаками тогда, кстати, приезжали и волонтеры. Но ни одна из них не смогла определить, где находится тело Миланы.
– Мать с соседом, закопав тело Миланы, присыпали землю золой. А зола маскирует запах. Думаю, поэтому собаки и не смогли указать нужное место, – высказал свою версию той ноябрьской трагедии эксперт.
Но рассказал немало случаев, когда четвероногим друзьям без труда удавалось найти маленьких потеряшек, за которыми недосмотрели родители.
Собака-полицейский готова к выезду в любое время суток. Единственный нюанс – перед заданием ее обязательно нужно выгулять. И дело не только в естественной нужде. Во время прогулки кинолог оценивает состояние питомца. Если собака активная, она едет на вызов. Вялое животное заменят. Еще, отправляясь со служебным псом на выезд, его нельзя кормить. После – пожалуйста! Можно дать любимое лакомство – ливерную колбасу или сосиски, если у кинолога окажется необходимая провизия с собой. Дело в том, что каждый работник кинологического центра старается побаловать закрепленных за ним питомцев, поэтому зачастую и приносит им угощение. А так у них двухразовое питание в виде сухого сбалансированного корма.
Обычно собака служит в полиции 7-8 лет. Но если она по истечении этого времени продолжает оставаться такой же активной и у кинолога нет нареканий к ее рабочим качествам, хвостатый служивый остается на службе. А после уходит на домашнее обеспечение, часто к тому, к кому привык за годы службы в полиции.
Ирина ВОЛКОВА.
Фото автора.