Сани готовят летом, телегу – зимой, а наши спасатели готовы круглый год! 13 ноября в селе Кенжеколь прошли областные учения ДЧС «Қыс-2025», на которых силы гражданской защиты вновь доказали: они способны ликвидировать любую чрезвычайную ситуацию – даже в минусовую температуру, при степном шквальном ветре и в любое время суток.
Всегда готовы!
Всё началось с осмотра боевой спасательной техники. На площадке у Дома культуры села Кенжеколь развернулась линия боевых машин: плавающий шестиколесный вездеход, вахтовый автобус на базе «КамАЗа», аварийно-спасательный автомобиль, автоцистерны, бульдозеры, экскаваторы, машины скорой помощи и «УАЗы». Заместитель начальника ДЧС Кайрат Шаймерденов, помимо планового осмотра, пообщался с патрульными, электросетевиками, оперативно-спасательными и медицинскими бригадами: задал ряд рабочих вопросов и ответил на обращения. Каждый раз, глядя на автопарк нашего департамента, я поражаюсь, насколько масштабной и внушительной может быть боевая техника. Машины выглядели, как уснувшие титаны, которые готовы ринуться в бой по первому зову. А чтобы рассмотреть их крыши, приходилось запрокидывать голову. И всякий раз я спрашиваю себя: каково это – управлять такой огромной, тяжёлой, неповоротливой махиной в условиях чрезвычайной ситуации? Даже представить трудно.
По сценарию учений автобус с пассажирами съехал в кювет. Люди, не ставшие дожидаться помощи, решили самостоятельно добраться до населенного пункта, но в пути заблудились и вызвали на помощь службу «112».
– Сегодня мы отрабатываем различные алгоритмы взаимодействия областных служб и подразделений гражданской защиты. Предусмотрено несколько основных сценариев: действия при дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими; развертывание пунктов обогрева в разных условиях; аварийно-восстановительные работы при нарушении объектов жизнеобеспечения. К зиме в регионе уже подготовлено 188 пунктов обогрева, включая 11 на базах дорожно-эксплуатационных управлений. Они смогут принять более 20 тысяч человек. Пострадавшие могут находиться в пункте обогрева столько, сколько необходимо: до улучшения погодных условий или до завершения чрезвычайной ситуации. Для ликвидации возможных ЧС подготовлены 2788 человек и свыше тысячи единиц различной специальной техники, включая снегоуборочную, инженерную, эвакуационную и высокопроходимую. 90 единиц техники повышенной проходимости готовы к работе в экстремальных условиях. Мы развернули областной оперативный штаб, провели заседание областной комиссии по ЧС, где определили задачи на предстоящий сезон. Уверен, в зимний период справимся с любыми возможными чрезвычайными ситуациями, – резюмировал Кайрат Шаймерденов.
Под крышей Дома культуры села Кенжеколь собрано всё самое нужное. Помимо столовой, медпункта и спортивного зала, где при необходимости можно разместить людей на ночлег, здесь работают библиотека и кинотеатр. А буквально в нескольких метрах от здания расположен продуктовый магазин.
– В этом Доме культуры организован пункт обогрева, рассчитанный на 200 человек. Учения совместно с профильными структурами мы проводим уже третий год подряд. В 2021 году на въезде в Кенжеколь произошло ДТП, из-за сильного мороза 30 человек застряли в степи. Мы доставили их в пункт обогрева, накормили, разместили на ночлег и утром отправили дальше. К счастью, в последние годы подобных случаев больше не было, – рассказал Медет Сансызбаев, аким Кенжекольского сельского округа.
Помогут, когда нужно
Любая угроза – стихия, авария или чрезвычайная ситуация – всегда напоминает нам одну простую истину: в трудный момент только сплочённость позволяет выжить. И в день областных учений я познакомилась с волонтёрами Красного Полумесяца – ребятами, которые без колебаний бросаются на помощь. Что удивительно и одновременно вдохновляюще – многие из них ещё школьники!
– Сегодня мы участвуем в поисково-спасательных учениях: половина нашей группы Красного Полумесяца выходит на поиски пострадавших вместе с сотрудниками ДЧС, а другая половина остаётся в здании, чтобы принимать людей в пункте обогрева. Основная задача нашей организации – помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации по всему Казахстану. Наше движение к тому же продвигает культуру добровольного безвозмездного донорства крови, поддержки социально уязвимых слоёв населения, восстановления семейных связей. В будущем я бы хотела открыть бесплатный центр помощи для людей или животных, чтобы каждый мог получить поддержку, – воодушевленно рассказывает шестнадцатилетняя Сауле.
– Я узнала о Красном Полумесяце, когда провели тренинги для нашей школы. Мне так понравилось, что с тех пор я пополнила ряды волонтёров. Иногда сложно совмещать учебу и общественную деятельность, но у нас в школе относятся с пониманием. Если нам нужно уйти на мероприятие, мы приносим справку или расписку от родителей, и нас отпускают. Учителя всегда положительно относятся к нашему стремлению помогать людям. В будущем я хочу стать учителем английского языка и продолжать вдохновлять детей совершать благородные дела, – подхватывает пятнадцатилетняя Айжан.
– Сегодня погода выдалась особенно ветреной: порывы пробирают до дрожи даже сквозь толстые костюмы. Но когда перед нами стоит цель, ничто не способно сбить нас с пути. Мы разыскиваем людей, оказываем первую доврачебную помощь, согреваем их и кормим. А потом и эмоционально поддерживаем: разговариваем, помогаем прийти в себя после стресса. Но если человек, например, сильно замёрз, мы не имеем права давать медикаменты. Скоро я поступлю в медицинский университет и сделаю следующий шаг, чтобы лечить людей уже профессионально, – добавляет семнадцатилетняя Дарина.
Они идут первыми
Спустя несколько минут после сигнала тревоги волонтёры, бойцы Национальной гвардии и оперативно-спасательный отряд ДЧС выстраиваются в цепочку и уходят в бескрайнюю степь на поиски пострадавших. Навстречу им – жуткий, режущий ветер, который буквально сбивает с ног; под ботинками – ухабистая земля, покрытая жёсткой колючей растительностью, будто иголками цепляющейся за одежду. Местами под ногами попадаются тонкие островки льда, на которых можно легко потерять равновесие и поскользнуться. И именно в таких условиях – без тени сомнений и лишних слов – силы гражданской защиты движутся вперёд. С флангов их прикрывает тяжёлая спасательная техника. Через несколько километров поиска раздаётся долгожданный крик: «Нашли!» Людей обнаруживают обессиленными, но живыми. Медики мгновенно подхватывают тех, кому требуется срочная помощь, проверяют дыхание, пульс, накрывают термоодеялами. Остальных аккуратно погружают в снегоходы, болотоходы, квадроциклы, вахтовки и отправляют в пункт обогрева, где их уже ждут горячая еда и тепло.
Тем временем патрульная полиция и «КазАвтоЖол» координируют движение автотранспорта и перекрывают дорогу: нужно обеспечить проход снегоуборочной техники, которая очищает трассу для колонны «скорой помощи» и вездеходов. Позади – цепь машин, и каждая с драгоценным грузом – людьми, которых нужно спасти. Всё происходило настолько стремительно, что я до сих пор не могу вспомнить, в какой момент снимала кадры, а в какой – пряталась за пожарной машиной, стараясь поймать правильный ракурс. В каких-то нескольких метрах от меня спасатели по сценарию тушат загоревшийся микроавтобус, который «вёз детей». Степь накрывает густой едкий дым, из-за которого невозможно разглядеть лиц – только красные отблески фар и силуэты пожарных. Но, несмотря на эту напряжённость, в происходящем не чувствовалось ни паники, ни суматохи. Каждый участник действовал настолько отточенно, будто эта программа помощи уже была записана в их ДНК. И лишь сердце репортёра, спрятанного за объектив камеры, эхом отзывалось в груди под ритм табуна лошадей, мчащегося где-то на горизонте бескрайней степи. Это был тот редкий момент, когда понимаешь: учения – это не формальность, это настоящая школа выносливости и слаженности. Отправимся ли мы ещё раз на учения ДЧС? Безусловно! После всего увиденного и пережитого я так же, как и наши спасатели, хочу быть готовой к любым природным и техногенным угрозам. Жизнь подбрасывает нам испытания, как игральные кости, – никогда не знаешь, что выпадет в следующий раз.
В это же время электромонтёры оперативной выездной бригады выезжают на место аварии. Их автомобиль «УАЗ-460» полностью оснащен приборами и защитными средствами: инструментами, монтажными поясами, когтями и лазами для подъёма, а также испытательным оборудованием, с помощью которого они проверяют и измеряют все элементы электроустановок.
– Экипаж машины – три человека: водитель и два монтёра. Этого достаточно, чтобы оперативно реагировать на большинство аварийных ситуаций. После того, как пожарные потушили огонь, выезжаем мы. Наша задача – осмотреть оборудование, проверить, убедиться, что линии и электроустановки готовы к работе. Только после этого мы включаем и подаём напряжение горожанам. Сроки всегда зависят от масштаба аварии. Если повреждение крупное, восстановление может занять два-три часа, мелкие аварии устраняем примерно за час, – посвящает меня в работу электромонтеров Рамиль Хакимов.
Учения «Қыс-2025» показали: силы гражданской защиты региона готовы работать слаженно, быстро и эффективно – в любых условиях и при любых сценариях. Но этим дело не закончилось.
Безопасность начинается с игры
На следующий день после учений наш ДЧС совместно с труппой театра им. Ж. Аймаутова в рамках месячника пожарной безопасности представил театральную постановку «Өртпен ойнама» («Не играй с огнем») для самых маленьких зрителей. Сотрудники ДЧС собственными руками изготовили небольшие макеты домиков, чтобы в игровой форме показать детишкам, как возникает пожар и какие действия помогут избежать чрезвычайной ситуации. Иногда строгие замечания и назидания лишь отталкивают ребёнка, мешают ему услышать главное – какие опасности таятся в нарушении элементарных правил и как уберечь себя от беды. А наши спасатели умеют находить эффективный педагогический подход, превращая важные уроки в живое и запоминающееся действие.
Поэтому, дорогой читатель, завершу статью одной фразой: не бойся, ДЧС с тобой!
Амира САБЫРХАНОВА.
Фото автора.
