В тот день, когда нас, журналистов, пригласили познакомиться с работой нового дрона, Алма Мусабекова, глава пресс-службы, между делом заметила, что скоро нам предстоит увидеть учения ДЧС, где наши спасатели будут отрабатывать навыки десантирования с военного воздушного судна. Честно говоря, я тогда не поверила, что своими глазами увижу настоящий боевой вертолёт в деле. В воображении всплыли кадры из голливудских боевиков, но реальность оказалась куда эффектнее.
Ровно в 10:30 от водно-спасательной станции ДЧС мы на катерах отправились на противоположный берег Иртыша – к большому, удалённому от людей острову. Там нас уже встречали оперативно-спасательный отряд с руководством ДЧС, полностью готовые к началу учений.
– Сегодня мы проводим плановые учебно-тренировочные полеты с привлечением воздушного судна, спасателей и различных подразделений. Цель полетов – отточить практические навыки и слаженность наших подразделений. Учения будут проходить в два этапа: первый – спасение людей на водоеме, второй – в труднодоступных наземных местах. Мы задействуем силы и средства «КазАвиаСпас», сотрудников ДЧС, в том числе поисково-спасательные подразделения и кинологическую службу. В работе примут участие четыре катера и двенадцать человек личного состава. Сценарий учений следующий: первое – на условной лодке рыбаки вышли на воду и попали в бедственное положение; второе – в лесу, в труднодоступном месте, потерялся человек. Наши спасатели отработают оперативный вылет и спасение пострадавших, – объяснил собравшимся заместитель начальника ДЧС, полковник гражданской защиты Кайрат Шаймерденов.
Сосредоточиться на чём-то другом, кроме гипнотизирующего своим масштабом UP-MI879, или, проще говоря, Ми-8, было почти невозможно. Перед нами стоял не просто вертолёт, а легенда: самый массовый двухдвигательный винтокрыл в мире и рекордсмен по выпуску в истории авиации. Он состоит на службе более чем в пятидесяти государствах и одинаково уверенно выполняет как гражданские, так и военные задачи. Его характеристики впечатляют: 9 аварийных выходов, взлётный вес – около 11 тонн, скорость полёта – до 250 км/ч, а рабочая высота – примерно 4,5 тысячи метров. Для любознательных павлодарцев стоит отметить ещё одну деталь: все боевые машины традиционно носят имена своих создателей. Так, и Ми-8 получил своё название от фамилии главного конструктора ОКБ – Михаила Леонтьевича Миля.

За несколько минут до начала учений мне удалось побеседовать с командиром экипажа Ми-8 Саяном Есенгельды – человеком, который уже два десятилетия служит казахстанской авиации. По его словам, эта машина доказала свою надёжность и универсальность именно там, где техника часто оказывается бессильной: в непроходимой тайге, в горах, на воде.
– Вертолёт Ми-8 оснащён водосливным устройством, предназначенным для тушения пожаров с воздуха. Принцип его работы прост: с помощью специального подвесного ведра вертолёт забирает воду прямо из водоёма и затем сбрасывает её на очаг возгорания. Таким образом удаётся тушить как лесные пожары, так и возгорания в труднодоступных местах: например, на островах, в камышах или даже при пожаре на высотных зданиях. Максимальный объём воды, который способен взять Ми-8, – три тонны. В нижней части устройства предусмотрен специальный клапан, позволяющий контролировать набор и сброс воды. Это делает вертолёт особенно эффективным при ликвидации возгорания там, где невозможно использовать обычную наземную технику. Инженеры проводят регулярные проверки и ремонтные работы после каждой тысячи часов полета, – рассказывает капитан корабля.
И между прочим, даже у пилотов военных машин есть любимое название своей боевой подруги. Для Саяна Есенгельды Ми-8 тоже – его внеземная «ласточка»!
В этом году в Павлодарской области впервые на постоянном дежурстве находится именно Ми-8 с водосливным устройством. Ранее такой практики не было из-за отсутствия финансирования, однако в 2025 году акимат области предусмотрел необходимые средства для заключения договора. Помимо этого вертолёта, в регионе дежурит и еврокоптер-145, но он выполняет исключительно задачи мониторинга – облеты территории, без тушения пожаров.
Подготовить в полёт такую громадину – задача не из лёгких. Перед взлётом пилоты шаг за шагом тщательно проверили свою «ласточку»: осмотрели корпус, лопасти и шасси, убедились в целостности топливных баков и отсутствии утечек, проверили подвесное оборудование, радиосвязь, навигацию, аварийные системы, гидравлику и электронику, настроили каналы связи с диспетчером и спасателями. Даже мелочь вроде случайного предмета, который может попасть в лопасти, не осталась без внимания. Подготовка выглядела предельно серьёзной – и это объяснимо, ведь на высоту поднимаются одиннадцать тонн железа, и вопрос безопасности очень важен.
Раскрывшиеся пейзажи Прииртышья завораживали не меньше, чем сам вертолёт, на борту которого мы находились. Но наслаждаться видами долго не пришлось: в какой-то момент машина зависла в воздухе, и по команде спасатели двинулись к выходу. Дверь распахнулась – и один за другим водолазы устремились вниз, чтобы прийти на помощь тем самым «попавшим в беду рыбакам».
Каково же было моё удивление, когда я узнала, что наши спасатели прыгнули с высоты 10 метров! Чтобы вы понимали: в бассейнах обычно есть вышки для тренировочных прыжков – на три и пять метров. Однажды я решилась прыгнуть с пятиметровой и зареклась повторять этот трюк: ноги после удара о воду горели. При прыжке с большой высоты вода превращается не в мягкое одеяло, готовое принять тебя в объятия, а в твердый монолит, об который недолго и расшибиться. В таких прыжках есть важное правило: собрать руки и ноги, вытянувшись в иголочку, чтобы разрезать поверхность одним точным движением. Но сопротивление воздуха, словно нарочно, мешает сохранить идеальную форму. Поверьте, говорю из личного опыта. Этот день выдался одним из самых жарких в августе, и выдержать тренировку в спасательных костюмах было настоящим испытанием. Но наши герои не только справились с одной из самых сложных задач учений – такой, после которой я бы лично ещё долго приходила в себя, они умудрились и после тренировки сохранять заражающую бодрость, словно подобные нагрузки для них – обычное дело.
Далее наступила вторая часть учений: на сцену, точнее, на трап вертолета, заступили поисково-спасательный отряд, кинологи и их симпатичнейшая четвероногая коллега по имени Санти. Наши бойцы спустились с вертолета на высоте 20 метров с помощью СЛГ-300 (система лебедочная грузовая), предназначенной для подъёма и эвакуации людей или грузов во время зависания вертолёта. Ух, в этот день у меня изрядно пополнился словарный запас! СЛГ-300 незаменима в ситуациях, когда вертолёт не может приземлиться: например, над водой, горами или в густом лесу. Благодаря ей возможности авиации в поисково-спасательных и других специальных операциях существенно расширяются.
Санти – австралийский хилер, ей всего два года, она такая шустрая! Совсем недавно, в мае этого года, Санти и её напарница – австралийская овчарка по кличке Отрада – успешно прошли аттестацию: подтвердили готовность работать в самых сложных условиях – искать пострадавших при природных и техногенных ЧС, обнаруживать тела погибших, показали высокую чувствительность к запахам и полную ориентированность на проводника. Полёты на вертолёте для наших пушистых спасательниц уже не в новинку – они уверенно чувствуют себя и в воздухе.

– Попасть к нам в отряд не так просто, мы очень тщательно подбираем производителей, берем щенков у профессиональных заводчиков, которые следят за генетикой и здоровьем нашего будущего компаньона. Санти мы взяли из Караганды. У нас нет предпочтения определенной породы, главное – способности и характер. Отбор щенков начинается примерно в три недели, оцениваются стрессоустойчивость, общительность, активность, аппетит. В полтора-два месяца мы снова проводим отбор. Не каждая собака может стать поисковой. Отбор жесткий – по здоровью и психике. Собака-спасатель должна быть смелой, должна хотеть общаться с людьми и доверять им. Мы с детства учим их, что человек – это добро, с ним нужно взаимодействовать и его любить, – рассказывает руководитель кинологического отделения Галина Куценко.
Несмотря на внушительный опыт, Галина Анатольевна продолжает учиться и повышать квалификацию. Совсем недавно она прошла курсы в Севастопольском государственном университете. По её словам, это необходимо: «Наша работа требует постоянного развития – навыков навигации, управления, поиска. Если не развиваться, результата не будет».
Уже после завершения учений, когда спасатели складывали снаряжение, я выбежала на поле, чтобы сделать несколько кадров Санти и Отрады. Какие же они душки! Ласковые, нежные, будто чувствующие человека на расстоянии, и при этом невероятно общительные. И всё это – результат заботы и воспитания наших кинологов. О том, как готовят четвероногих спасателей, рассказал Казбек Бейсембаев, главный специалист кинологической службы ДЧС Павлодарской области. По его словам, метод «кнута и пряника» здесь не применяют: собака должна сама хотеть работать – только тогда результат будет надёжным. Во время тренировок для них создают максимально приближённые к реальности условия: меняют рельеф, усложняют задачи, используют статистов. Такая система формирует универсальную подготовку и настоящую надёжность в экстремальных ситуациях.
Кинолог в зоне ЧС – это не просто человек с собакой. Это специалист, который умеет работать со спецснаряжением, управлять собакой, оценивать обстановку и быстро принимать решения. От его слаженности с четвероногим напарником зачастую зависит успех всей операции. Как все наши спасатели, умеющие и пожар потушить, и в воду нырнуть, и в горы подняться, служебные собаки готовы к любой ситуации. В ДЧС нет разделения: одна собака – для техногенной ЧС, другая – для природной. Каждая из них проходит одинаково комплексную подготовку и может работать в любых условиях.
Рашид Жигер, главный спасатель подразделения радиационной, химической и биологической защиты, после десантирования поделился своими впечатлениями: «Каждый год мы проводим учения: например, казахстанский зачет спасателей «КазСпас» на учебно-тренировочном полигоне «Скальный город – Астана» в урочище Тамгалы Тас в Алматинской области. Там мы отрабатываем самые разные задачи, в том числе спуски с большой высоты и вертолётные учения. Для безопасности используем страховочные системы, рабочие каски, перчатки, альпинистские верёвки длиной 25 и 50 метров с диаметром от 10 до 13 миллиметров. Также обязательны карабины, спусковые устройства и, конечно, радиостанции – они позволяют держать связь и чётко координировать действия: когда кто-то приземляется, он сразу даёт команду остальным. Для нас подобные спуски – дело привычное. Мы регулярно проводим учебные тренировки, но каждое новое упражнение всё равно остаётся для нас возможностью получить новый опыт. Это своего рода экстремальный тренинг, который помогает развиваться и молодому составу. Сегодня, например, среди участников были ребята, которые выполняли такие спуски впервые».
Отдельное спасибо пресс-службе ДЧС за безупречную организацию. Для меня было большой честью и ответственностью осветить учебно-тренировочные полеты нашего ДЧС, ведь мало кто из граждан представляет себе тонкости спасательной службы. А сколько еще интересных подробностей скрываются за самой стойкой структурой нашего региона? Будем наблюдать.
Амира САБЫРХАНОВА.
Фото автора.