• Вс. Апр 21st, 2024

«Раковая опухоль»

Ноя 16, 2023

Бизнес на финансовом обмане граждан расширяется в Казахстане, и счёт уже идёт на сотню миллиардов тенге

Первый звонок был вечером. Плачущая «дочь», обращаясь ко мне (к «папе»), сообщила, что она попала в автомобильную аварию, находится в больнице и что я должен принести туда деньги, так как это требуется для её успешного лечения. Прервав вопли и горькое рыдание, я спросил, какая из дочерей – Света или Людмила – попала в беду? Ответ был, что это Света, и я, пожелав звонившей выздоравливать, положил трубку. Так как у меня единственная дочь живет в России, и у неё другое имя.

Что примечательно: тот же голос и те же причитания были спустя несколько дней во второй раз. И я вновь сообразил, что меня разводят.

А потом был звонок из «Каспи банка». Человек, представившись его сотрудником, деловито сообщил, что мой счет пытаются вскрыть в Караганде и снять с него мои деньги. И что я срочно должен прийти в банк и заменить там свои данные. Мои слова о том, что у меня в этом банке нет никаких накоплений, не возымели действий. Требование было прежним: я должен явиться.

Сознаюсь, от такого напора и убедительных слов собеседника я растерялся. Тем более что являюсь клиентом данного финансового учреждения. Но интуитивно сообразив, позвал из соседней комнаты внука, который хорошо разбирается в компьютерах и в некоторых банковских операциях с клиентами. Услышав мои слова, на том конце провода резко оборвали разговор и прервали связь. Позже я узнал, что это был один из приемов мошеннического выманивания у людей денег.

Но и это еще не всё. С интервалом в два дня позвонила, судя по голосу, одна и та же девушка, сказав, что она из «Казахтелекома», и оба раза заявила, что я должен погасить долг по адресу: ул. Лермонтова, 107. В первый раз я ответил, что там не проживаю уже более 20 лет, и называю свой новый адрес. Девушка растерялась и отключила связь. Но во второй раз она была более настойчивой и категорически требовала погасить «лермонтовский» долг в 1500 тенге. Я вновь назвал мой нынешний адрес и ответил, что готов оплатить эту сумму, чтобы ко мне больше не приставали, но не хочу, чтобы меня при этом считали лохом. Тем более что я стараюсь сотрудничать с «Казахтелекомом» без долгов. Тогда мне сказали, чтобы я позвонил по телефону 160. Это я сделал. Моя собеседница потребовала назвать полностью фамилию, имя, отчество, адрес и ИИН, что меня возмутило, так как я не был уверен в том, что эти данные нужны именно сотруднице «Казахтелекома». Но после взаимных препирательств всё же сообщил требуемое и получил ответ, что в их документации я не зафиксирован как жилец по улице Лермонтова, 107. Там указан лишь мой нынешний адрес.

После чего я несколько дней размышлял: зачем эта телефонная игра с «Казахтелекомом» и 1500 тенге? Но когда готовил этот материал, нашел ответ в интернете. «Чаще всего мошенники просто звонят или пишут своим потенциальным жертвам, – рассказывают эксперты «Лаборатории Касперского». – Как показал проведенный опрос, очень часто преступные планы таких злоумышленников заканчиваются успехом – более трети граждан Казахстана (39%) теряли деньги в результате мошеннических действий. В половине случаев денежные потери превышали 1000 тенге. Такая сумма может показаться «несерьезной», однако если рассматривать случаи мошенничества в масштабах всей страны, то счет пойдет на миллиарды. Напомним, всего лишь за один январь 2023 года в Казахстане было зарегистрировано 3,5 тысячи правонарушений по статье «Мошенничество» – общая сумма ущерба, которую преступники нанесли казахстанцам, составила почти 60 млрд тенге».

Но продолжу «телефонную эпопею» моей семьи. Буквально на днях позвонила бойкая девушка (похоже, из какого-то офиса, так как были слышны голоса) и, назвав меня по имени, сообщила, что у фирмы, которую она представляет, юбилей, и по этому случаю проводится лотерея, к участию в которой я приглашен. Здесь я положил трубку.

Что касается моей супруги, то ей тоже дважды звонила из больницы плачущая «дочь», попавшая в аварию, «сотрудник банка» с сообщением, что на ее счет кто-то покушается и следует сменить контрольные данные, еще кто-то, но моя жена – человек бдительный и просто прерывала эти телефонные разговоры.

Обсуждая с супругой такие поползновения мошенников, мы пытались уяснить, как наш телефонный номер (а также других граждан, которым звонят эти ловкачи) попал к ним. Причем они даже по имени знают того, кому принадлежит этот номер. Они что – взламывают телефонную сеть и оттуда выуживают номера телефонов и данные их владельцев? Или эту информацию можно нелегально купить в коммуникационных и других ведомствах, которые владеют такими данными?

Попутно у нас возник вопрос: для чего чуть ли не в каждой организации, куда за услугой и помощью обратился человек, с него требуют назвать домашний адрес, номер сотового телефона и ИИН? Это же «козырные карты» для мошенников и информация для обмана людей, так как есть основа этому! Вспоминаю, как в советское время один знакомый офицер милиции рассказывал мне, что если у него есть чей-то домашний адрес или фамилия гражданина, то он, сотрудник МВД, назовет состав семьи этого человека, планировку квартиры, номер его домашнего телефона, где он работает и еще ряд данных о нем. Это было тогда, а сейчас, с широкими возможностями компьютеризации и других электронных технологий, изобретательность мошенников возросла во многие разы. Также, замечу, возросла и жестокость по отношению к людям. Особенно к пожилым, которых обманывают на сотни тысяч и даже миллионы тенге.

Чего, к примеру, стоит происшествие, случившееся в конце октября в Экибастузе. По данным информационного агентства, дело было так: «Как сообщили в областном департаменте полиции, на мобильный телефон 62-летней женщины позвонила девушка. Представившись сотрудником банка, она пояснила, что на имя пенсионерки хотят оформить кредит, и сразу же соединила её якобы с сотрудником КНБ. Тот предложил срочно приехать к банку и ждать его звонка, при этом попросил никому об этом не говорить. Когда пенсионерка пришла в банк, лжесотрудник КНБ предложил ей оформить кредит, чтобы установить мошенников. Пенсионерка испугалась и выполнила все условия, оформила кредит на 2,3 миллиона тенге и пополнила указанный счет через терминал.

На следующий день лжесотрудник снова позвонил потерпевшей и попросил перевести на другой счёт все деньги из банка.

Уже вместе с супругом пенсионерка отправила мошенникам свои сбережения – 7,3 миллиона тенге. После лжесотрудники убедили мужа потерпевшей отправить копию своего удостоверения личности, затем все смс-подтверждения, коды, поступавшие на его мобильный телефон. При этом аферист сообщил, что кредит будет погашен к утру. Позже пенсионеры поняли, что стали жертвами мошенников. Полиция разыскивает подозреваемых».

Как представляется, к этому ЧП должны подключиться и сотрудники КНБ, так как мошенники оболгали данную государственную службу и даже, возможно, посеяли неверие людей в ее сотрудников. А вообще-то, телефонным и другим жуликам подобного пошиба надо объявить в стране беспощадную войну с жестким наказанием за содеянное. Так как их действия деморализуют людей и «раскачивают» общество.

Разве можно считать нормальным явлением то, что в 2022 году мошенники причинили жителям Казахстана ущерб на сумму 95,8 млрд тенге – это на 88,3% больше, чем в 2021, сообщает Finprom.

Больший урон нанесли физическим лицам – 64 млрд тенге по сравнению с 38 млрд в предыдущем году. Годовой рост в денежном выражении составил 68,4%.

Юридическим лицам мошенники причинили ущерб на 23,2 млрд тенге. В 2021 году юрлица потеряли таким образом 4,3 млрд тенге.

Государство получило ущерб на сумму 8,6 млрд тенге в 2022 году, а в 2021 – 8,5 млрд тенге.

За январь-октябрь 2022 года в стране зарегистрировали 37 тысяч дел по статье «Мошенничество». За тот же период 2021 года – более 34 тысяч случаев. Количество подобных инцидентов увеличилось на 7%. При этом 47% (17,7 тысячи) случаев относятся к интернет-мошенничеству. То есть, обобщая, «раковая опухоль» этого вида преступлений расползается, как и суммарный ущерб от неё.

В этой связи председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК Мадина Абылкасымова в ходе парламентских слушаний о снижении закредитованности населения и повышении финансовой грамотности сказала, что сотовые операторы должны нести ответственность за использование анонимных телефонных номеров или передачу абонентских номеров третьим лицам в мошеннических целях.

По ее словам, введение ответственности сотовых операторов является одной из пяти мер в борьбе с финансовыми мошенниками, которые причиняют ущерб клиентам банков.

 – Во-первых, постановлением правления агентства приняты меры по усилению требований кибербезопасности, мобильных приложений, информационных систем, банков и микрофинансовых организаций. Установлены требования по проверке исходных кодов, введен запрет на использование мобильного приложения при удаленном управлении и при выявлении взлома операционной системы. Во-вторых, планируется создание совместно с Национальным банком единого антифрод-центра, который обеспечит сбор данных по мошенническим операциям и мошенникам и позволит субъектам рынка блокировать подозрительные операции в режиме реального времени, – сказала М. Абылкасымова.

Третьей мерой АРРФР предлагает ввести добровольный отказ граждан от получения кредитов. Четвертой мерой вводится ответственность финансовой организации по возмещению ущерба или прекращению требований к клиенту по мошенническим операциям, если такие операции были проведены с нарушением процедур информационной безопасности.

По словам Мадины Абылкасымовой, агентством совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой РК реализуется меморандум межведомственного мониторинга фиктивных операций по финансовым услугам, а также подписан алгоритм оперативного списания задолженности заемщиков по фиктивным займам. Для борьбы с интернет-мошенничеством в 2022 году был ужесточен порядок идентификации заемщиков при выдаче кредита: введена обязательная двухфакторная идентификация, биометрическая идентификация заемщика. Также было введено требование по сверке номера телефона. В прошлом году также ввели требование о прекращении претензионно-исковой работы и приостановлении начисления вознаграждения по всем мошенническим кредитам.

Такова реакция государства на кажущуюся безнаказанность телефонных и других мошенников. И эта борьба с ними, как надеются люди, будет множиться и совершенствоваться. Но в успехе этого дела должны принять участие и сами граждане. В любом случае соответствующе реагировать на подозрительные звонки и сообщения – тут же прерывая разговор. Ведь из банка вам никто не позвонит, а всяческие подарки и лотереи будут в пользу позвонивших вам, так как трудно верится, что кто-то позаботится о том, чтобы вы разбогатели. Бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке.

Сегодня существует много способов, как обмануть людей и выудить у них деньги или недвижимость. Об этом следует помнить всегда и быть настороже. Тем более что мошенники могут звонить из соседних и дальних государств, надеясь на свою безнаказанность. Поэтому лучше быть сверхбдительным, чем обманутым и обворованным. В таких случаях с деньгами люди расстаются без затруднений, а вот вернуть их – проблематично и зачастую невозможно, так как эта «индустрия» хорошо законспирированная и разветвленная.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото с сайта ixbt.com.