• Сб. Мар 2nd, 2024

5 причин буллинга

Ноя 28, 2023

О глубинных причинах школьного буллинга и способах его предотвращения мы поговорили с Розой Ашимбетовой, директором Павлодарского филиала АО «Национальный центр повышения квалификации учителей «Өрлеу».

В этом году центр «Өрлеу» совместно с другими организациями образования области провёл большую работу по профилактике буллинга в учебных заведениях. Всесторонне изучив проблему, Роза Ашимбетова сделала несколько выводов, почему тема насилия в школах вдруг стала такой актуальной. Обозначим их тезисно.

Во-первых, детская жестокость была во все времена. Вспомним «Очерки бурсы» девятнадцатого столетия и роман «Чучело» с одноимённым фильмом двадцатого века. Сейчас мы живём в эпоху смартфонов и соцсетей, поэтому факты травли или насилия над ребёнком утаить становится невозможно. На всеобщее обозрение всплывает то, о чём раньше стыдливо или боязливо умалчивали.

– Скрывать факты буллинга в школе – это всё равно что гнойничок замазать «тоналкой», – считает Роза Ашимбетова. – Его до поры до времени не видно, а потом выскочит. Так и факты насилия над детьми нельзя скрывать. Надо вовремя признавать проблему и с этим работать. Всё равно это вскроется в ещё более страшном виде.

Во-вторых, считает Р. Ашимбетова, стали родителями люди, родившиеся в тяжёлые 90-е годы. Это были времена дефицита товаров, безработицы, разгула бандитизма. Родители, чтобы прокормить семью, работали с утра до вечера, а дети были предоставлены сами себе и улице. Теперь некоторые представители этого поколения воспитывают своих детей «по понятиям» лихих 90-х, прививая им уже не актуальные ценности.

В это же время разрушается эмоционально-психологическая близость между людьми. Стало больше разводов, брошенных детей и стариков.

– Я, будучи студенткой, ходила в дом малютки. Там почти не было детей-казахов, один на всё заведение, – рассказывает Роза Ашимбетова. – Сейчас неполные семьи и гражданские браки стали нормой, люди женятся по два-три раза, а страдают при этом дети, чувствуя себя ненужными, пока родители устраивают личную жизнь. У казахов раньше такого не было. Родня детей не оставляла.

В-третьих, многие современные родители эмоционально бедны по отношению к окружающим и своим чадам. Они заняты работой, а на то, чтобы просто приобнять ребёнка, сил и времени просто не остаётся. Согласно исследованиям американского психотерапевта Вирджинии Сатир, своих ребятишек нужно обнимать и целовать не менее 12 раз в день. Тогда они будут послушнее и менее агрессивными.

– Как-то я с педагогами-курсантами провела эксперимент – легла на лавочку возле банка по Сатпаева. Мимо прошли 15 человек, никто не остановился, не поинтересовался, жива ли я, всё ли со мной в порядке, – рассказывает Роза Ашимбетова. – Этим я наглядно показала учителям, насколько равнодушно наше общество. Какой заботе и сочувствию смогут эти взрослые научить своих детей?

Многие родители привыкли во всём винить школу, а воспитание в первую очередь идёт из семьи. Все школьные тренинги и разговоры о доброте и дружбе бесполезны, если ребёнок видит в семье другой пример.

– В школе №16 висит объявление, которое мне нравится: «Дорогие родители, в школе мы учим писать, считать, соблюдать законы, дружить, а воспитывать детей вы должны дома!», – говорит Роза Ашимбетова. – В этом направлении у нас есть проект «Родитель – учитель – ученик». Родители принимают активное участие в воспитании и обучении своих детей, участвуют в общественной жизни школы.

В-четвёртых, современные дети чрезмерно перегружены информацией, и их психика просто не выдерживает.

– Сейчас объём интеллектуальной нагрузки пятиклас­сника фактически равен интеллектуальным нагрузкам космонавта в центре подготовки полётов. С той разницей, что мозг 10-летнего школьника не так развит, как мозг 30-летнего мужчины, – рассуждает Роза Ашимбетова. – Сейчас ребёнок учится в школе, дополнительно ходит на кружки и секции, учит иностранные языки, программирование, потом ещё в ТикТоке зависает. Информация со всех сторон. Поэтому происходят нервные срывы, вспышки агрессии.

В-пятых, безопасность детей в школе и здоровая атмосфера в классе зависят от учителя. Есть педагоги от природы, а есть те, кого интересует только высокая зарплата и карьера.

– Если в классе выявлен факт буллинга, нужно признать, что этим заражён весь класс. Мы все вместе допустили такое. Мы не остановили. Что же делать в этом случае? Нужно работать над сплочением коллектива. Как-то мы с педагогами-курсантами проводили тимбилдинг. Я разделила их на две команды. Одним завязали глаза, а другие должны были их провести по лестнице с первого на четвёртый этаж и обратно. Потом поменялись ролями. Люди не знали друг друга. Что они ощущали? Тот, кто шёл вслепую, – страх. То, кто его вёл, – заботу: не бойся, иди аккуратно – здесь ступеньки. После все мы знакомились, и вся группа была дружная. Почему бы это не делать в школе? Или когда в больницу одноклассник попал, почему бы его не навестить всем классом или хотя бы сообщение записать – выздоравливай скорее! Или на день рождения пусть каждый скажет имениннику тёплое слово. Сейчас учителя знают много таких техник. Мало говорить о дружбе, нужно постоянно показывать детям пример. Ну и, конечно, привлекать к этой работе родителей. Потому что только вместе мы – сила!

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото с сайтов dszn.ru и orleu-edu.kz.