• Пт. Апр 25th, 2025

Путешествие мечты: Рождество на Синае

Апр 24, 2025

(Окончание. Начало в №№ 11 от 20 марта, 13 и 14 от 3 и 10 апреля)

Библиотека

По числу и ценности рукописей библиотека монастыря уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные – па арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Большинство – на религиозную тему. Но в коллекции есть также исторические документы с золотыми или свинцовыми печатями императоров, патриархов, епископов и турецких султанов.

Ныне самый ценный манускрипт библиотеки – так называемый «Сирийский кодекс» V века с копией VII или VIII веков. Прежде же в библиотеке находился также «Синайский кодекс», ещё более ценный греческий манускрипт IV века с текстом Библии. В 1865 году немецкий учёный Тишендорф от имени российского царя взял его на время для изучения, он был доставлен в Петербург и так и не вернулся. В 1933 году Британский музей в Лондоне купил его у Советского Союза за огромную сумму в 100 тысяч фунтов стерлингов. Ныне самое старое Евангелие библиотеки, написанное по-гречески, относится к 717 году. Это подарок византийского императора Феодосия III.

Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны также 5000 книг. Некоторые из них относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Эх, если бы только можно было хотя бы разок прикоснуться к этим священным книгам!

Сад и склеп

Монастырский сад, треугольником врезающийся в пустыню, – настоящий оазис среди гранитных скал и безжизненного пейзажа. Он заботливо взращён монахами, которые неутомимо привозили почву издалека. Они также соорудили цистерну для сбора дождевой воды и воды, образующейся от таяния снега в горах. Физический труд всегда был существенной частью жизни православных монахов. В саду растут оливковые и абрикосовые деревья, сливы и вишни. Там также выращивают овощи. Внутри сада расположено монастырское кладбище, примыкающее к склепу, – хранилищу костей монахов, скончавшихся в монастыре на протяжении многих веков. Покойников сначала хоронят на маленьком кладбище, затем их кости вынимают и помещают в склепе. Останки архиепископов хранятся в специальных нишах. Этот странный обычай происходит в первую очередь оттого, что в этом, как и в других монастырях, расположенных в пустыне, трудно выдалбливать могилы в каменном грунте. Но он также имеет духовный смысл – постоянно напоминать монахам о бренности бытия. Кстати, в тех самых 12 колоннах вдоль базилики в церкви замурованы пальцы всех умерших монахов – в каком месяце умерли, в колонну с таким месяцем и помещают кости. Было немного странно стоять с ними рядом, зная, что внутри множество костей за столько веков существования монастыря.

Кстати, в склепе находится и скелет отшельника Стефаноса, жившего в VI веке, в чёрных монашеских одеждах и с белым крестом на головном уборе.

Монастырские слуги-бедуины

В хрониках Евтихия, патриарха Александрийского, жившего в IX веке, зафиксировано, что когда Юстиниан построил монастырь, он поселил рядом с ним около двухсот семей, привезённых с северного побережья Анатолии и из Александрии. Этим семьям рабов было поручено охранять монастырь и обслуживать его.

Нынешние слуги монастыря – потомки тех семей. Они составляют племя джабалия, относящееся к синайским бедуинам, но также считают себя греками и гордятся, когда другие называют их так. У этих людей в монастыре свои права и обязанности. Представители племени джабалия – мусульмане, но они сохранили некоторые прежние христианские поверья. Они, например, поднимаются в день Св. Моисея на вершину его горы, поклоняются пророку Аарону,

Св. Екатерине и Св. Георгию. Монастырь стал неотъемлемой частью их жизни. Несмотря на свою бедность, это мирные, культурные и гостеприимные люди. Архиепископ монастыря считается ими своим судьёй и лидером, и именно к нему идут они со своими заботами и проблемами.

Гид рассказал нам, что вообще-то те бедуины, которые связаны с туризмом на территории всего Египта, не такие воинственные, как остальные: понимают, что это источник их дохода. Ведь ничего другого они делать не умеют. В браки вступают рано – девочки с 12 лет, мальчики с 14-15. На всем пути до места и около самого монастыря нам встречались дети, которые подбегали к туристам, предлагая изделия ручной работы – бусы и кошельки. Семьи многодетные, и всех нужно кормить. Они живут общинами по своим законам, не подчиняются законам Египта. Именно защищаясь от воинственных представителей племени, египтяне построили вокруг городов бетонные стены, а каждый въезд и выезд из города оборудован блок-постом. И обязательно сопровождают транспорт с туристами вооруженные полицейские, предоставляя конвой к туристическим объектам каждые два часа.

В церковной лавке мы купили маленькие копии древней иконы «Христос Пантократор», и я заметила странность – по-разному написанные глаза – левый как будто поврежден. Я думала – ошибки в росписи, но увидела это же на других копиях – совершенно разных по стилю и, видимо, авторству. Ответ нашелся быстро (спасибо всемирной паутине). Оригиналу, написанному специально для монастыря, почти полторы тысячи лет. Долгое время исследователи и даже сами монахи Синайского монастыря полагали, что икона была создана не ранее тринадцатого века, но не давал покоя слишком реалистичный и индивидуальный образ Христа, не свойственный поздневизантийской иконописи. Сомнения в правильности первоначальной датировки подтвердились после сери исследований, проведенных в 70-х годах XX века. Удалось установить, что создание шедевра относится не позднее чем к середине VI века. Что повергло в шок многих ученых, так как древнейшая икона дошла до наших дней практически в первозданном виде.

Как принято считать, «Христос Пантократор» был королевским подарком Юстиниана монастырю. С учетом великолепного исполнения иконы и ее возраста, предположение звучит более чем правдоподобно. Но самое удивительное в иконе – это даже не ее великолепное исполнение, а длительное время считавшееся весьма странным различие между ее правой и левой частью. И это не ошибка иконописца. Если внимательно присмотреться к лицу «Пантократора», можно обратить внимание на яркие различия между правой и левой половиной, что особенно заметно по глазам и даже выражению лица. Но лишь сложив зеркальные отражения каждой из половин, можно увидеть, что перед нами два совершенно разных изображения! Этот художественный прием является уникальным для иконописи и наглядно демонстрирует ипостасное соединение, отражающее двойную природу Христа, объединяя божественное и человеческое. Талантливый иконописец, имя которого так и остается неизвестным, смог создать икону, на которой Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком.

Синайский монашеский орден

Монахи Синая живут вместе в братстве и душевном спокойствии, между ними редко возникают конфликты. Большую часть времени они проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны. День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7:30. С 3 до 5 пополудни – вечерняя молитва.

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В административном отношении Синайский монашеский орден независим со времени своего создания в VI веке. Византийские императоры, различные институты Греческой православной церкви и страны, покровительствовавшие монастырю, всегда признавали его независимость. В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви и согласно религиозным и политическим правам, предоставляемым ему время от времени церковными институтами и различными властями. Как религиозное заведение международного значения, монастырь пользуется поддержкой всех христианских церквей и различных учреждений ООН, включая ЮНЕСКО.

Членами Синайского монашеского ордена могут быть только греки. Делами ордена управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения собрания исполняются Советом отцов, в который входят четыре человека: заместитель и помощник архиепископа; монастырский ризничий; эконом, отвечающий за внешние связи и бюджет, и библиотекарь.

Архиепископ Синайский с момента основания ордена пользуется статусом, уникальным для православной церкви. Он независим ото всех церковных институтов и, имея высший церковный чин, является также настоятелем монастыря. Согласно церковным традициям, это необычная комбинация. Как глава монастыря, архиепископ руководит священниками и монахами, управляет делами ордена, представляет его в сношениях с различными церквями и властями.

Вот такой оказалась одна из самых значимых для меня, как человека верующего, экскурсий. Уникальное место, святое и для христиан, и для мусульман, и для иудеев. И, конечно, хотелось бы вернуться туда еще раз – но уже в качестве паломника. Гору я второй раз вряд ли осилю, а вот не спеша осмотреть территорию монастыря, не торопясь под конвоем покинуть святое место – это, пожалуй, моя следующая цель.

P.S. Кстати, 11-летний мальчишка из нашей группы после экскурсии сказал маме: «Приедем домой, отведи меня, пожалуйста, в церковь. Хочу покреститься». И он точно не один такой, на кого это место произвело настолько неизгладимое впечатление и подвигло принять самое, пожалуй, важное в жизни решение.

Татьяна САРТАКОВА.

Фото автора.