• Пн. Апр 14th, 2025

Путешествие мечты: Рождество на Синае

Апр 10, 2025

Арабское завоевание

Согласно традиции, монахи монастыря Св. Екатерины в 625 году направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано. Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов. Монастырь был также освобождён от уплаты налогов. Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке. Но число монахов стало сокращаться. К началу IX века их осталось всего 30, и это число было неизменным до пандемии. Наш экскурсовод рассказал, что после того, как шестеро из 30 умерли от коронавируса, монахи перестали выходить к людям и не слишком любят, когда туристы проникают в святая святых, поэтому некоторые помещения закрыты. Во время нашего посещения этих мест мы видели молящегося монаха лишь на некотором расстоянии, и только двое торговали в лавке. Все они греки.

Крестоносцы

С 1099 по 1270 год в монашеской жизни был период возрождения. Особый Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охраны направлявшихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Деревянные двери притвора церкви и латинские надписи в старой трапезной – напоминание о периоде крестоносцев.

Османский период

После нелёгкого периода правления мамлюков завоевание Египта Османской империей во главе с султаном Селимом I в 1517 году означало появление нового покровителя монастыря. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Христианские правители Европы следовали примеру султанов. Они проявили большой интерес к монастырю – одаряли его и даже предоставляли владения в других странах. В XVII веке монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность. В Гераклеоне на острове Крит он открыл школу, где получили образование ведущие греческие мыслители того времени. Религиозная, духовная и культурная деятельность монастыря простиралась далеко за пределами родной ему Греции. Его филиалы были созданы в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в такой далёкой стране, как Индия.

Наполеон

В период завоевания Египта Наполеоном (1797-1804 гг.) традиция покровительства монастырю со стороны правителя была сохранена. В галерее икон находится документ, представляющий собой Декларацию о покровительстве Наполеона. Он также финансировал восстановление северного крыла монастыря, повреждённого сильной бурей в 1798 году.

Вторая половина XIX и первая половина XX века оказались неблагоприятными для монастыря. Он потерял свои владения в России, Румынии, Турции и других местах. Тем не менее продолжал существовать и выполнять свои духовные и культурные функции. В 1966 году монастырь отметил 1400-летие своего существования. На торжествах присутствовали представители православных церквей и бывший король Греции Константин.

Монастырь-крепость Юстиниана

Чтобы защитить от набегов кочевников многочисленных монахов, поселившихся вокруг Неопалимой купины, строители Юстиниана под руководством архитектора Стефаноса Айлисиоса возвели столь монументальную крепость, что её стены за 14 веков почти не обветшали. Исключение составляет северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. Эта стена толщиной от двух до трёх метров построена из местного гранита. Высота её различна в зависимости от конфигурации местности – от 10 и местами до 20 метров.

Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Согласно методам обороны того времени, над ним сделана бойница, через которую можно было поливать нападающих кипящим маслом. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются сейчас. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.

Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения. Внутри монастыря – двенадцать часовен. Поскольку он построен на склоне горы, пришлось возвести арки, чтобы поддерживать кельи и другие строения. 60 из них до сих пор сохранились со времени строительства монастыря.

В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа. Среди новых зданий – гостиница, построенная с западной стороны монастыря.

Церковь

Стефанос, архитектор монастырских стен, построил также церковь в северной части монастыря. Работы начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, возведённая Св. Еленой, стала составной частью церкви. Она построена из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонами просторного центрального нефа (вытянутого помещения, ограниченного с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн), с апсидой (полукруглым выступом) и притвором (пристройкой перед входом в храм). Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII-ХVIII векам. И мы все ступали по этому полу осторожно, будто боясь повредить. Гид дал нам по две довольно большие свечи, причем бесплатно, взять свечи при входе может любой человек. И мы зажгли их по всем канонам, наскоро прочитав молитвы. Невероятное ощущение какой-то нереальности происходящего – совершить такой ритуал в центре египетской пустыни.

Интересно, что деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними надпись по-гречески из Псалтыря: «Вот врата Господа; праведные войдут в них». Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке. Рука сама потянулась потрогать их, дрожащими от волнения пальцами провести по полуторавековому произведению искусства, коим видятся мне не только двери, но и не менее искусно выполненная обналичка. Наверняка, как и двери, она является носителем и хранителем аутентичной культуры этого места.

В алтаре храма находится два ковчега, в которых хранятся останки святой Екатерины: в одном – голова, в другом – правая рука. Они считаются для христиан величайшей Святыней. Люди со всего мира едут в монастырь, чтобы поклониться реликвиям.

Рядом с Преображенским храмом находится колодец, который сохранился на этом месте со времен пророка Моисея. До сих пор из него берут воду для нужд монастыря. Гид рассказал нам историю, связанную с этим колодцем. Говорят, он был завален огромным камнем, сдвинуть который никто из монахов был не в силах, и только Моисей пришел и отодвинул его. Так монахи узнали, что это именно тот человек, которому будут переданы десять заповедей. Попить святую воду разрешили и нам.

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн – по числу месяцев в году. Над каждой – византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них – кресты, флаги, кисти винограда, ягнята – традиционный символ Иисуса – и другие христианские символы.

Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ним – часовня Неопалимой купины.

Колокольня

Колокольня построена в 1871 году монахом по имени Григориус. В ней девять колоколов различного размера – дар российских царей, а также деревянный колокол (талантон), использовавшийся до появления металлических колоколов. Ныне перед обычными службами используют талантон, а колокола – в праздничные дни и перед божественной литургией.

Галерея икон

В галерее находятся 150 из 2000 икон, составляющих уникальную коллекцию монастыря. Они имеют исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны ещё в VI веке восковыми красками. Часть коллекции относится к раннему византийскому периоду (VI-X века). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими (египетскими) мастерами. В коллекции широко представлены иконы XI-XV веков. Работ западноевропейского письма мало. Одна из них, написанная в готическом стиле в 1387 году испанская икона с изображением Св. Екатерины, вывешена в церкви.

(Окончание следует).