(Начало в №№ 32, 33)
В Мурманске – белые ночи
Мурманск стал высшей, но не последней точкой нашего путешествия. Это совсем молодой по историческим меркам город, которому недавно исполнилось сто лет. Но при этом самый крупный в мире город за Полярным кругом, с незамерзающим портом в Кольском заливе Баренцева моря. А не замерзает он под влиянием тёплого атлантического течения. И даже зимой здесь не бывает сильных морозов.
Мурманск вытянулся на двадцать километров вдоль скалистого побережья Кольского залива и очень красиво смотрится сверху, когда подъезжаешь к нему.
В годы Великой Отечественной войны город имел стратегическое значение – сюда шли караваны судов из США и Великобритании с грузами для СССР, по так называемую ленд-лизу – программе помощи союзников, также воюющих против фашистской Германии. Гитлер дал команду взять Мурманск в течение нескольких суток, дважды предпринимались генеральные наступления немцев на город, но оба провалились.
Мурманск при этом непрерывно бомбили. Позже будет подсчитано: по количеству и плотности бомбовых ударов больше этого города пострадал лишь Сталинград. Преимущественно деревянный Мурманск был практически полностью сожжён в результате смешанных бомбардировок, с использованием зажигательных, фугасных и осколочных бомб. Уцелела лишь небольшая часть каменных зданий.
В порту было потоплено бомбовыми ударами семь боевых кораблей, десять союзных транспортов и десятки других судов. Но город так и не был взят. Над ним было сбито более сотни вражеских самолётов.
После победы Мурманск был включён в число 15 городов (наряду с Москвой и Ленинградом), восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. Теперь это вполне современный город, переживший кризис 90-х годов и потерявший при этом едва ли не треть населения. Населения в нём теперь меньше, чем в Павлодаре, – около 267 тысяч человек. Были даже дискуссии о том, надо ли в нём, учитывая климат, долгую зиму и короткое лето, жить здесь людям постоянно, не лучше ли обойтись вахтовым методом? Но эти споры остались в прошлом, и в городе теперь вас приветствуют плакаты с лозунгом «В Мурманске – жить!».
У нас была хорошая экскурсия по этому городу, в ходе которой нас даже снимали, как далёких гостей, на видео. Город живёт своей жизнью, с буднями и праздниками. Работает дни и ночи порт. А среди недавних событий, впечатливших горожан, две яблони, которые впервые зацвели этим летом. На них мурманчане ходили смотреть, фотографировались на их фоне.
Ещё мы впервые здесь узнали, что такое белые ночи, когда трудно уснуть без плотных штор или специальной повязки на глазах. Попробовали в разных видах главную местную рыбу треску, которая может весить десятки килограммов. Не знал, что именно её издавна называют белорыбицей.
В дар мурманчанам оставил свои «Блёстки», передав их библиотекарю Алёне Бахтиной, ставшей нашим экскурсоводом.
Здравствуй, «Ленин»!
Одно из самых ярких впечатлений моей жизни – старт космического корабля на космодроме Байконур, свидетелями которого стали мы, казахстанские журналисты, на излёте двадцатого века. Для меня это было так важно, потому что я помню полёт Ю.А. Гагарина в 1961 году. Но ещё до этого дня нас, тогдашних мальчишек, стал кумиром (если так можно сказать о корабле) атомный ледокол «Ленин» – первый в мире, построенный и спущенный на воду в конце 50-х годов прошлого века.
Его неповторимый профиль был запечатлён на почтовых марках и конвертах, открытках, его показывали в документальных киножурналах. И мы в детстве сами любили рисовать его очертания, даже если нам это не задавали на уроках.
Мог ли я представить, что и сам, спустя более чем полвека, увижу его воочию? Я знал, что ледокол списан «в запас», но не знал, что местом его постоянной прописки стал мурманский порт. В первый же вечер после приезда поехали посмотреть легендарное судно. Сфотографировались на его фоне, но, к сожалению, не смогли попасть на экскурсию по этому уникальному кораблю – ледокол отправляли на очередной ремонт и техобслуживание.
Вот некоторые факты из биографии кумира нашего детства. Первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой был создан для обеспечения непрерывной навигации судов на Северном морском пути. Построен он был очень быстро: заложен летом 1956 года и передан на эксплуатацию Министерству морского флота в конце 1959 года. Строился в Ленинграде, и в создании его участвовало более 500 предприятий.
За 30 лет эксплуатации ледокол «Ленин» провёл по Северному морскому пути 3740 судов, прошёл 654 тысячи километров, в том числе 584 тысячи – во льдах. В 1989 году был выведен из состава флота и установлен на вечную стоянку рядом с морским вокзалом Мурманска как корабль-музей.
У России теперь целый атомный ледокольный флот, и можно даже на атомоходе отправиться в туристический поход к Северному полюсу.
Место, куда приплывают киты
Этот посёлок под названием Териберка в 130 километрах от Мурманска и в 240 километрах севернее параллели, откуда берёт начало Полярный круг, стал знаменит после получившего скандальную известность российского кинофильма «Левиафан». В Териберке снимались некоторые сцены из фильма, в котором жёстко рисуется беспросветная российская действительность. Он даже был номинирован на премию «Оскар». А в последние годы сюда зачастили туристы – любители разного рода экзотики. И мы тоже захотели увидеть этот посёлок со сложной судьбой в заполярной тундре, где в середине июня ещё местами лежит снег.
Дорога туда уже большей частью асфальтирована, но километров тридцать – каменисто-песчаного грейдера, когда даже из окна машины можно рассмотреть – какая она, тундра. У меня невольно рождалась ассоциация с холмистой степью на подъезде к Баянаулу ранней весной, когда она ещё не ожила. Так и здесь: серая равнина с невысокими горами по обеим сторонам дороги, озёра и болотца в низинах; почти нет травы, только мхи и лишайники (под тонким слоем почвы – вечная мерзлота). Но и тут растут деревья и кустарники; местами – редколесье, где преобладает карликовая берёза, изувеченная суровыми заполярными условиями, которая изгибается в разные стороны, но не «танцующая», какие встречаются и в нашем краю. В тундре она изо всех сил прижимается к земле.
На подъезде к Териберке горы повыше и также чем-то напоминают наши баянаульские, поросшие деревьями и кустарниками. У этого посёлка, известного с начала шестнадцатого века, по-своему богатая истории. В нём развивались давние здешние промыслы: рыбацкий и даже китобойный. До войны в посёлке проживало более пяти тысяч человек. И всем находилось занятие. Потом – послевоенная разруха и второе рождение: действовали два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы (в это трудно поверить, но это было), паслись в округе две тысячи оленей. Работали два рыбозавода.
Всё это – в прошлом. Будто железным катком прошёлся по посёлку постперестроечный кризис: не осталось никаких производств, сохранилась лишь малая часть населения. Мы видели брошенную, зияющую пустыми окнами трёхэтажную (!) школу, брошенные жилые дома, ржавые остовы брошенных кораблей на самом берегу.
И тут же, рядом, уже новая жизнь – лёгкие домики и гостинички, рестораны и кафе. Да, здесь развивается туризм – местными и приезжими предпринимателями, предлагающими гостям рыбалку с выходом в море, дайвинг (подводное плавание в утеплённой экипировке), прогулки на квадрациклах и даже экскурсии на малых вертолётах.
Здесь, на Кольском полуострове, на берегу Баренцева моря – роскошные виды во все стороны, специальная туристическая тропа по тундре и экзотическим окрестностям с прибрежным каменным пляжем, усыпанным крупными голышами, и россыпью таких же камней вдоль тропы, заросших лишайниками. Если у вас хватит сил, дойдёте и до живописного водопада – мы дошли. Это к тому, что и в тундре есть что посмотреть. Наверное, даже зимой, где полярная ночь длится 43 дня, морозы случаются до 32 градусов (но в среднем не ниже 10-12), и Териберка оказывается в снежном плену из-за многодневной пурги. Зато летом, когда бывает и до 35 градусов жары, можно не только искупаться в море (читай – Северном Ледовитом океане), но и увидеть китов, которые приходят к здешним берегам в эту пору. Для этого тоже проводятся экскурсии с выходом в море на небольших судах.
Мы китов не видели и в Баренцевом море не искупались: в тот день было плюс четыре на улице и примерно столько же в море. Но ритуальный заход в океан босиком вслед за внуком Николаем всё же совершили – постыдились с сыном продемонстрировать свою слабость перед младшеньким. И ничего – выжили!
* * *
Ночевали мы в тот день в так называемом глэмпинге. Это тоже гостиница, но своеобразная – полусфера, напоминающая казахскую юрту. Она разделена пополам на жилую (скажем так) и зрительную часть, из прозрачного материала. Она так устроена, чтобы можно было даже лёжа в постели наблюдать в полярную ночь северное сияние. Мы были лишены этой возможности; полярное сияние летом – большая редкость. Нам говорили, что сюда любят приезжать зимой китайцы. Якобы существует такое поверье: зачатый во время этого буйства природы ребёнок непременно окажется мальчиком. Может, это всего лишь рекламно-туристическая байка. Но ведь красивая же…
Юрий ПОМИНОВ.
Фото автора.
(Окончание следует).