Уходящий год был достаточно напряжённым для парламентариев. Можно сказать, что мажилисменам пришлось навёрстывать упущенное их предшественниками. Новые времена приносят новые вызовы. Насколько оперативно мы на них реагируем, во многом зависит от работы депутатов-законодателей. Гость номера – депутат Мажилиса Парламента от партии «Ауыл», член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Николай АРСЮТИН.
– Николай Геннадьевич, итоги деятельности Мажилиса Парламента подводятся летом, когда вы и ваши коллеги уходите на парламентские каникулы. Но для граждан по традиции подведение итогов года – декабрь. Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальные законы были приняты в 2024 году?
– За период с 1 сентября 2023 года по 28 июня 2024 года была проделана огромная работа над законопроектами, которые поступили в Мажилис Парламента. Провозглашённый Президентом принцип верховенства закона и порядка стал базовым ориентиром в прошедшем законотворческом сезоне. Заданный вектор повысил запросы общества к принятию качественных законов. Законодательная повестка второй сессии была достаточно насыщенной. Прошло 39 пленарных заседаний Мажилиса. Только Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе, в котором работаю я, был рассмотрен 31 законопроект, 11 инициированы депутатами Парламента, 20 – внесены Правительством. За время текущей сессии в работе обеих палат находилось 179 законопроектов, из которых приняты 102. За этот отчётный период депутатами комитета был проведён личный приём 4473 граждан, рассмотрено 13051 обращение физических и юридических лиц, подготовлены 433 депутатских запроса, в том числе 323 в соавторстве. После каникул и выездов в регионы работа продолжилась, темп постоянно увеличивается, потому что идёт достаточно большой поток законопроектов из Правительства. Среди принятых законов – о теплоэнергетике, о государственных закупках, о масс-медиа, о противодействии торговле людьми, по борьбе с бытовым насилием, по вопросам защиты прав заемщиков, по борьбе с лудоманией и другие. В частности, депутаты ужесточили требования к букмекерским конторам и казино, ввели уголовную ответственность за организацию деятельности онлайн-казино, запретили играть должникам и алиментщикам. Таким образом, сделан важный шаг к социальному оздоровлению общества. Кроме того, парламентарии приняли главный финансовый документ страны – республиканский бюджет. Удалось решить вопрос социальной защиты людей, занятых на работах с вредными условиями труда. Также Парламент ратифицировал 46 международных договоров и соглашений. Наряду с этим на сегодня в работе другие важные для общества проекты, такие как Водный кодекс, Строительный кодекс, Налоговый кодекс, ожидаем законопроект «О банках». Как видите, работы очень много. При всем этом еще есть партийные мероприятия. Партия «Ауыл» на сегодня проводит масштабные семинары по всей республике, направленные на повышение финансовой грамотности наших граждан в связи с увеличением фактов мошенничества, связанных с выдачей онлайн-кредитов, и другие. Нами также были организованы молодежные стройотряды, которые работали летом на восстановлении жилья в регионах, пострадавших от паводков.
– Есть мнение, что законы в Казахстане на самом деле вполне «рабочие». Просто зачастую не соблюдаются, а избиратели не всегда компетентны. Насколько продуктивны наши законы? Они работают? Что мешает их чётко выполнять?
– Надо отметить, что в принципе сами законы более или менее понятны и направлены на регулирование взаимоотношений граждан с государством и взаимоотношений между собой. Они работают, правда, бывают и исключения. Это когда закон принят, но в силу разных причин он просто невостребован. Для этого, конечно, необходимо проводить анализ законов на предмет ревизии и исключения в дальнейшем ненужных норм. Поручение Главы государства по этому поводу было. Другой вопрос в том, что позже происходит трансформация закона путём изменения смысла за счёт принятия всяких нормативно-правовых актов, потом различных приказов, которые в конце концов приводят к изменению самой сути прописанных основ закона.
– К сожалению, крайне актуальной стала тема семейных конфликтов. Люди разводятся, при этом напрямую затрагиваются интересы детей. Планируется ли в МП РК продвижение законов, гарантирующих равные права на ребёнка между расставшимися супругами? Почему наше законодательство в случае развода стоит по большей части на стороне женщины? Ваш взгляд на проблему одиноких отцов?
– Все взаимоотношения между супругами, в том числе и среди бывших, в нашей стране регулируются Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Напомню, при расторжении брака (супружества) в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов, об определении порядка общения родителя с ребёнком. В решении суда указываются фамилии супругов после расторжения брака (супружества). В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака (супружества). В данном случае законом определены равные права между супругами, остальные разногласия решаются в суде.
Недавно был рассмотрен и направлен в Сенат проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования и защиты прав ребёнка». Законопроект предусматривает следующие основные поправки. Первое – обеспечение защиты прав детей, включающее в себя внедрение института «приёмная профессиональная семья» (понятие, требования к приёмным профессиональным воспитателям, заключение с ними договора). Второе – обеспечение прав отдельных категорий детей на получение поддержки (в виде питания, а также денежной выплаты на школьную форму, канцтовары) в период получения образования в организациях образования независимо от форм собственности. Третье – введение в организациях технического и профессионального образования формы онлайн-обучения и академической мобильности студентов и педагогов.
– Ещё одна актуальная тема – национальные ресурсы. Изучая социальные сети, можно понять, что политика привлечения иностранных инвесторов для разработки недр, переработки полезных ископаемых, распределения земельных наделов часто подвергается критике со стороны граждан. Насколько оправданно привлечение в Казахстан иностранных инвесторов?
– По Конституции у нас все недра и земля принадлежат народу. По состоянию на 1 ноября 2024 года (данные из доклада, которые предоставил министр энергетики Алмасадам Саткалиев), действуют 315 контрактов по углеводородам (из них СРП – 9, на разведку – 11, на разведку и добычу – 173 и на добычу – 122). Это что касается нефтегазового сектора. Мы до сих пор не можем добиться раскрытия данных соглашений с зарубежными компаниями, которые прикрываются подписанными в 90-х СРП. Из неофициальных данных, Казахстан в виде отчислений получает только два процента от всей добытой нефти, и даже эта прибыль оседает где-то за границей. У нас есть Нацфонд, в котором порядка 55 миллиардов долларов. Было поручение Главы государства довести капитализацию фонда до 100 миллиардов долларов США. Это огромный объём денег, который приносит дивиденды кому-то. Я думаю, разумней развивать экономику, используя именно эти средства вместо привлечения непонятных инвестиций. Надо понимать, что любой инвестор приходит для того, чтобы увеличить свой капитал, и проблемы других ему чужды. Это моё сугубо личное мнение.
– Николай Геннадьевич, наше интервью выходит накануне Дня Независимости. Что бы вы хотели пожелать землякам, жителям Павлодарской области?
– Желаю всем крепкого здоровья, благополучия, оптимизма и процветания нашей великой стране! Будьте счастливы!
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото пресс-службы Мажилиса Парламента РК.