С 2002 по 2024 год треть берега Гусиного перелёта смыта Иртышом. Крупнейший в Евразии палеонтологический памятник мирового значения продолжает разрушаться рекой и оврагами, разворовываться и превращаться в свалку. Павлодарские учёные и архитекторы выступили на общественном совете с предложением сделать из Гусиного перелёта настоящий музей под открытым небом.
Государственный палеонтологический памятник природы «Гусиный перелёт» находится в ведении Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов РК. По сути его охрана возложена на лесников. Но у них нет расчёта ущерба в случае обрушения берега, незаконных раскопок и т. д. Это просто не их компетенция.
В то же время природоохранные законы, под которые попадает Гусинка, запрещают вести здесь любые строительные работы, в том числе по укреплению берега и защите костеносных склонов от вандалов и чёрных копателей.
Если для науки – это памятник мирового значения, для культуры – Гусиный перелёт, воспетый поэтами, то для некоторых местных жителей это место было и остаётся «…бун-горой», куда они до сих пор заезжают на машинах, чтобы выпить, накуриться и так далее.
Чтобы начать работы по сохранению и благоустройству Гусинки, учёные предлагают перевести её из статуса особо охраняемой природной территории в статус научного объекта, передать из Комитета лесного хозяйства в управление культуры и сделать юридическим лицом.
Они считают, что статус особо охраняемой природной территории республиканского значения Гусинке присвоен ошибочно, так как здесь нет ничего ценного с точки зрения Закона «Об охране окружающей среды» и экологического законодательства – ни краснокнижных животных, ни редких растений.
Некоторые горожане думают, что все важные находки здесь уже сделаны, потому что с момента открытия Гусиного перелёта в 1928 году отсюда вагонами вывозили скелеты мамонтов, жирафов, оленей, десятки черепов носорогов и других животных, составивших экспозиции крупнейших московских музеев. Дескать, копать здесь больше нечего.
Между тем ведущий специалист по Гусиному перелёту, заместитель председателя Национального географического общества «Qazaq Geography», профессор Маргулан университета Валентина Алиясова утверждает, что научный потенциал памятника далеко не исчерпан.
Костеносные пласты уходят под жилые кварталы Химгородков. По приблизительным подсчётам, они могут содержать до 170 000 остатков более 60 видов древних животных и бесчисленное количество костей мелких грызунов, рептилий, птиц, частей насекомых и растений, царствовавших в наших местах миллионы лет назад.
Уникальность объекта в том, что он практически единственный в мире расположен в городе. В других странах места раскопок находятся в пустынях, за десятки километров от населённых пунктов, но и туда устраивают туристические туры. У нас же сокровища неогеновой фауны и флоры лежат буквально под ногами.
В 2022 году важность сохранения Гусиного перелёта подчеркнул на встрече с павлодарской общественностью Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев:
– Особенность местной набережной – нетронутый участок берега, где расположено крупнейшее в мире скопление останков неогеновых животных «Гусиный перелет». Важно сохранить этот уникальный по мировым меркам палеонтологический памятник. Такие объекты укрепят символический капитал города и привлекут поток туристов, – отметил он.
Попытки по благоустройству Гусинки предпринимались многократно. Член президиума общественного совета Александр Рюмкин, занимавший ключевые посты в горадминистрации 1980-90-х, напомнил, что 40 лет назад планировалось строительство музея палеонтологии «Гусиный перелёт» с парком и скульптурами доисторических животных в натуральную величину. Были готовы архитектурные разработки, но с распадом СССР проект закрыли. На месте храма науки вырос Благовещенский кафедральный собор.
Жалко, что члены совета не вспомнили о проектах павлодарского архитектора Ертыса Камзина, который всю жизнь боролся за сохранение Гусиного перелёта и предлагал местным властям свои проекты по созданию на обрыве современного исследовательского комплекса с застеклённой раскопочной площадкой и переходами для туристов. Стеклянные мечты Камзина разбились о те же природоохранные законы и невозможность финансирования.
В 2019 году тогдашний глава региона Булат Бакауов волевым решением смог начать благоустройство Гусиного перелёта, которое обсуждалось много лет, и привлечь спонсорские средства. Так появилась прогулочная зона с деревянными входными группами, дорожкой и горками из баянаульского камня, а также скульптурами древних животных.
В 2024 году почётный архитектор РК Нурлан Какамбетов, ранее возглавлявший управление архитектуры Павлодарской области, вышел с новым проектом создания на Гусином перелёте научно-исследовательского комплекса с применением современных строительных материалов и технологий.
Первым делом он предлагает обнести территорию решётчатым забором, чтобы остановить проникновение на неё посторонних людей. Затем провести укрепление береговой линии для защиты от паводковых вод, а склоны накрыть навесами, под которыми разместятся раскопочные площадки и дорожки для экскурсий.
Председатель общественного совета Нурлан Набиев, бывший акимом Аксу и Экибастуза, занимавший руководящие посты в администрации Павлодара, привёл в пример Большой каньон в США, который благодаря развитой инфраструктуре и рекламе стал магнитом для туристов, хотя Чарынский каньон гораздо интереснее, а панорамы, открывающиеся с Гусиного перелёта, во много раз красивей.
Нурлан Набиев предложил не спешить с передачей памятника республиканского значения в областное управление, ошибаться нельзя – потомки нам не простят. Члены общественного совета сошлись на том, чтобы создать комиссию, которая всесторонне изучит ситуацию и разработает стратегию реализации предложенного плана.
Но для начала нужно хотя бы облагородить существующие скульптуры, восстановить пояснительные и предупреждающие таблички, а также добавить стенды с информацией, что такое Гусиный перелёт и чем он ценен.
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото Нурлана КАКАМБЕТОВА.