День Победы в Великой Отечественной войне… Торжественность и трагичность праздника затрагивает миллионы сердец, хотя с той поры минуло более семи десятков лет. И с каждым годом добавляется грустная нота, поскольку уходят ветераны, труженики тыла, дети войны. Но мы не должны забывать о том, что пришлось пережить народу.
Железинская центральная районная библиотека в рамках проекта «Сильные волей» совместно с районной профсоюзной организацией работников образования провели встречу с ветераном педагогического труда, учителем физики и математики Железинской ОСШ №1, тружеником тыла Ольгой Емельяновной Белимовой в честь празднования 88-летия со дня рождения.
– Ольга Емельяновна, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Родилась 25 июля 1935 года в селе Троицк Железинского района. Сначала училась в селе Маркатай, на малой родине. Школа у нас была начальная, всего четыре класса. До обеда два класса учил один учитель, а после обеда следующие два класса – другой. Учились и в Церковном, в Трофимовке, затем три года – 8, 9, 10 классы – в Железинской средней школе. Домой ездили только на зимние каникулы. И то, если приедем, то на бычке, назад опять так же. Доедем до Церковного, там переночуем, и дальше. А если обратно, то в Захаровке останавливаемся. Так и учились.
– А как вы получали высшее образование?
– После школы поехала поступать в Алматы на географический факультет. Сдала три экзамена, захотелось домой. Ребята из нашей школы пришли в общежитие, спрашивают у меня: «Что, домой не едешь?» – «А вы домой собрались?» – «Да, мы едем». Ну, и я засобиралась. Сдала кастелянше общежития матрас и всё остальное и вернулась с ребятами домой…
– И начали работать?
– Да, директор школы Григорий Афанасьевич Игнатенко сказал моей однокласснице: «Пусть приезжает, я дам работу». Так я устроилась в Павловку учителем начальных классов. Сейчас этого села уже нет. Проработав год в начальной школе, в 1956 году поступила в Семипалатинский педагогический институт имени Н.К. Крупской на факультет физики и математики. Училась заочно. В том же году перевелась в Максимо-Горьковскую восьмилетнюю школу. Спустя два года вышла замуж за механизатора Владимира Белимова, с которым воспитали троих сыновей и дочь. Сейчас я бабушка восьми внуков и двух правнуков. В 1971 году переехали в Железинку. Здесь продолжила преподавать: сначала в восьмилетней школе учителем математики, немножко физику вела. После закрытия школы перешла в Железинскую ОСШ №1, в которой и проработала до 1993 года, до выхода на пенсию.
– Помните день начала войны? Как это было?
– Когда война началась, мне было неполных пять лет. Я была в том возрасте, когда не очень понимаешь, что такое война. Помню, как люди плакали, провожая родных на фронт. После объявления войны прошло совсем немного времени, когда началась мобилизация. Мы с жалостью смотрели на плачущих женщин, детей, у которых уходили родители, в основном, конечно, отцы. А мы думали: «Почему они плачут? Куда дядя уезжает?» Потом уже с годами поняли, когда в школу ходили, узнали от взрослых, по передачам, из газет, что такое война. Около конторы был установлен радиоприемник – с его помощью мы узнавали, как идут дела на фронтах. А раненые солдаты приезжали домой, их отпускали на лечение, потом они снова возвращались на фронт. Живых в конце войны осталось совсем мало.
– Какое участие в войне – на фронте и в тылу – принимали члены вашей семьи?
– Папа по состоянию здоровья не мог воевать. Его не брали на фронт, но он трудился в колхозе. Мамин брат Филипп Трофимович участвовал. Они перед войной уехали в Крым. Дядю забрали на фронт, а его семья жила три года в оккупации. Рассказывали, что никогда вечером или ночью лампочку не зажигали. Страшно было, да и не разрешали. А враги ходили, забирали всё, что было. Позже они переехали сюда, в Маркатай. Дядя вернулся с войны, уцелел. Папин брат тоже был на войне, но после Победы остался в Ленинградской области.
– А помните, как узнали, что настала долгожданная победа?
– Да (улыбается). 9 мая… Тогда весь Маркатай гудел: кто песни пел, кто плакал. Собирались кучками, на гармошке играли. В селе два-три двора соберутся или целой улицей – и радуются. Хоть мне десять лет было, всё равно хорошо помнится.
– Расскажите, пожалуйста, как вы трудились в военные и послевоенные годы.
– В те суровые годы нам рано пришлось повзрослеть – много работали, помогали старшим. Во время войны в период летних каникул со своими сверстниками, со взрослыми женщинами выходили в поле собирать колоски; на арбе, запряжённой парой быков, вывозили с угодий сено. В селе был бригадир, который говорил, что делать: где телят пасти, где проводить прополку. Ещё рвали полынь, чтобы зерно было негорькое. Помню, привезёт бригадир флягу воды, поставит, и вот мы бегаем туда-сюда: попьем – и опять за работу. Тяжело было, но жили все дружно и помогали друг другу, в гости ходили. И никто не говорил: устал, мол, неохота. Шли и делали всё, что нужно, вместе со взрослыми. Когда подросли, сено в бригаде копнили, ночевали там. Была построена избушка, нары. Мы сено копним, а здесь повар варит, как раньше говорили, затирку из муки. Сейчас ведь вермишель готовая, а раньше из муки делали шарики. Голодными не были. Так и прожили. До школы работали, а потом уже в школьное время помогали колхозу.
– Расскажите, пожалуйста, о своих наградах.
– В 1983 году была награждена медалью «Ветеран труда» за долголетний и добросовестный труд в преподавательской деятельности. В 2015 и 2020 годах – юбилейными медалями к 70-летию и к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
– Какая ваша любимая военная песня, фильм?
– Песни военных лет всегда слушаю с удовольствием. Одна из любимых – «Катюша». Раньше, когда в бригаду шли, всегда её пели. Из фильмов нравятся «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Завтра была война» и многие другие. Песни и фильмы о войне – это наша память.
– Какое напутственное слово вы скажете современному молодому поколению?
– Учиться, работать, не бояться никакого труда. К какой профессии стремитесь – той профессии и учитесь. Найди дело на всю жизнь, стань профессионалом.
– А что значит – быть патриотом?
– Любить и оберегать страну, в которой живешь. Я, мои дети, внуки – все здесь, в Казахстане. Прикипели. Здесь наш дом.
Фото из архива О. Белимовой.