46 лет он посвятил охране труда и защите прав трудящихся, 15 лет возглавляет профсоюз работников сельского хозяйства Павлодарской области. Также Сурма является заместителем председателя ЦК профсоюза республики, членом международного консультативного совета профсоюзов и активным участником областного совета биев.
Павел Сурма родился 27 июля 1949 года в селе Кондратьевка Восточно-Казахстанской области. В колхозе было 400 домов, большие поля и богатые урожаи. Перестройка и распад СССР обнулили все достижения и численность населения. В 2018 году село ликвидировали.
Предки Павла Егоровича переехали в эти места из Украины в 1907 году. В 1910 году здесь появились на свет его родители – Анна Павловна и Егор Филиппович.
– Мама моя – мать-героиня, у неё было десять детей. До войны родилось шестеро. Когда папа ушёл на фронт, все они остались на плечах у мамы, – рассказывает Павел Егорович. – Отец воевал в Подмосковье, в Дубосеково. Там его серьёзно ранило, и он попал в госпиталь. Полгода лечился, потом работал в КГБ. Он кавалер ордена Отечественной войны. Вернулся домой в 1946 году. Родились ещё четыре ребёнка, я – девятый.
Мама Павла Егоровича всю жизнь занималась детьми и домашним хозяйством. Отец полвека проработал в Кондратьевке сначала учётчиком, бригадиром, потом председателем сельсовета. На пенсии был заведующим током. Родители родились и умерли в один год, перешагнув 82-летний рубеж.
Кондратьевка находилась вблизи Семипалатинского полигона, поэтому Павел Егорович в детстве видел ядерные испытания, из оврага наблюдал растущие огненные шапки ядерных грибов, ощущал на себе удары взрывной волны, которой постоянно в домах выбивало окна.
От радиации пострадала большая часть его родни. Из десяти детей, кроме Павла Егоровича остались двое – старший 90-летний брат, который живёт в Семипалатинске, и 80-летняя сестра в Москве. Остальные умерли, в основном от онкологии.
После десяти классов Сурма год отработал в селе, а потом поступил на заочное отделение Павлодарского индустриального института. Здесь на стадионе он встретил молодую спортсменку Тамару, которая стала спутницей всей его жизни.
– Я учился заочно и работал в институте сначала сантехником, потом инженером по административно-хозяйственной части, через два года меня назначили исполняющим обязанности проректора института по АХЧ. Мне исполнилось 23 года, и я был самым молодым проректором, – рассказывает Павел Егорович. – У меня в подчинении было около 300 человек – электрики, сантехники, лаборанты. Мы обслуживали четыре корпуса и четыре общежития.
Когда он оканчивал институт, развернулось масштабное строительство корпуса по улице Ломова. Стройку вёл трест «ГлавПавлодарСтрой» со всеми своими организациями. От института работы курировал Павел Сурма. Затем его приняли начальником отдела охраны труда треста «Облмежколхозстрой».
Примерно в те же годы он сыграл с Тамарой комсомольскую свадьбу и получил квартиру. Потом пути молодожёнов ненадолго разошлись – Тамара поступила на спортфак в пединститут, а Павел ушёл служить в армию, на Дальний Восток.
– В Приморском крае был большой военный завод ЖБИ-351 – порядка тысячи рабочих. Мы были морскими военными строителями, возводили фортификационные железобетонные сооружения, – вспоминает Павел Егорович. – Меня с высшим образованием и опытом работы сразу назначили заместителем главного инженера по охране труда. Я прослужил неполный год, потому что мы выполнили объём работы и нас отпустили раньше срока. На гражданку вернулся в звании сержанта.
В Павлодаре его ждала жена. Нужно отметить, что Тамара Ивановна всю жизнь занимается спортом. 10 лет подряд она была чемпионкой КазССР по метанию копья и вошла в книгу выдающихся спортсменов Казахстана 80-х годов. Она тренер высшей категории, подготовила немало выдающихся спортсменов и рекордсменов. С Павлом Егоровичем у них сын и три внука.
После армии Павел Сурма вернулся в трест «Облмежколхозстрой». Работал инженером отдела охраны труда, инженером по контролю качества строительства, главным механиком треста.
– У нас было 35 колхозов, мы строили в них животноводческие помещения. Строили «Луганск» (бывший колхоз им. Тельмана), «Кирова», «Победу», «Галицкое». Они сейчас сохранились, и мне очень приятно, когда я приезжаю и вижу следы своих дел, – говорит Павел Егорович.
В феврале 1978 года Сурму пригласили на должность технического инспектора ЦК профсоюза сельского хозяйства Павлодарской области. Решение о его назначении принималось в Москве президиумом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов.
Профсоюзы в то время были огромной организацией. В них входили практически все трудящиеся страны. С каждого работника удерживалось 17% от зарплаты на социальное страхование. На эти взносы профсоюзы строили санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, оплачивали рабочим больничный, отпуск, путёвки и т. д.
Только в сельском хозяйстве Павлодарской области было 147 тысяч членов профсоюза. Это была самая крупная профсоюзная организация. В год выдавалось полторы тысячи бесплатных путёвок в разные здравницы Советского Союза.
– В инспекции нас было пять человек – молодые ребята. Мы создали службу охраны труда в каждом совхозе, на каждом предприятии. Были кабинеты по охране труда, была учёба, все – от простого рабочего до бригадира и руководителя – сдавали экзамены, – рассказывает Павел Егорович. – Потому что сельчане работали на старой сельскохозяйственной технике. Бывало, людям ноги-руки отрывало или они в бункер попадали. В год было полторы тысячи несчастных случаев, погибало порядка 50 человек. Каждую неделю у нас были выезды на расследования несчастных случаев. Основной причиной гибели было отсутствие трудовой дисциплины – например, водитель сел за руль пьяным и перевернулся. Причем чаще гибли многодетные. У них оставалось по 6-10 детей. И нам предстояло решать судьбу семьи. Тогда по каждому несчастному случаю руководитель ехал к министру сельского хозяйства, и министр по нему принимал решение. Наше заключение было основой для принятия решений.
За 10 лет инспекторам удалось вполовину снизить травматизм на производстве. Потому что у инспекторов были широкие полномочия. К нарушителям они могли применять жёсткие меры – высокие штрафы, вплоть до остановки предприятия. Техническая инспекция труда профсоюзов подчинялась напрямую Москве и была по-настоящему независима от местных работодателей и властей.
– В самом начале своей работы мы приехали на «Ветсанзавод», он был в совхозе им. Камзина возле Аксу. Там 150 человек работало, – вспоминает Павел Сурма. – Этот завод занимался утилизацией трупов животных и производством мясокостной муки. В то время женщинам запретили работать во вредных условиях труда, а на «Ветсанзаводе» работали одни женщины. Там были грубейшие нарушения по охране труда, и я принял решение остановить его. Это был скандал на всю республику. Тогда многие подключились к этой теме, и мы навели порядок – завод начал нормально работать.
Сурма, как и другие инспекторы, ежегодно проходил обучение в московской школе ЦК профсоюза сельского хозяйства и сдавал экзамены, потому что технический инспектор должен быть грамотным, ответственным за свои действия. За 18 лет ни одно решение, принятое Павлом Егоровичем, не было отклонено, хотя их пытались оспорить в суде. Это значит, что они принимались строго по закону.
– Я принимал решения, после которых не стыдно людям в глаза смотреть, – говорит он.
Сурма утверждает, что сегодня село работает практически без травматизма. В год в профсоюзе регистрируется один-два случая с тяжёлым исходом. Во многом специалист связывает это с приходом немецкой и американской техники, которая соответствует требованиям безопасности, а также с возросшей трудовой дисциплиной.
Распад СССР и разгосударствление сельского хозяйства поставили профсоюзы на грань выживания – весь 1998 год сотрудники ходили на работу без зарплаты и помогали людям на чистом энтузиазме, лишь бы сохранить структуру. Старый профсоюз пришлось обанкротить и создать новый, в который кроме аграриев вошли и переработчики.
В новых условиях профсоюз потерял многие инструменты – социальное страхование, инспекции охраны труда и правовой защиты, возможность штрафов и приостановления работы предприятий. Изменился и Закон о труде. Если раньше в нём 40 статей обращалось к мнению профсоюза, то теперь он больше ориентирован на защиту прав работодателей.
По словам Павла Сурмы, в Павлодарской области на месте 150 колхозов и совхозов образовалось приблизительно 3500 крестьянских хозяйств, многие со штатом 5-10 человек. Владельцы в большинстве своем категорически отказались от создания на предприятиях профсоюзов. Некоторые даже пригрозили сотрудникам увольнением. Они словно не понимают, что профсоюз не враг, а партнёр. Или им есть что скрывать?
Но и в таких стеснённых условиях профсоюзы сделали многое для защиты интересов наёмных работников – ввели коллективные договоры, льготы для работников с вредными условиями труда, согласительные комиссии для решения трудовых споров, трудовое соперничество вместо соцсоревнования, денежные поощрения лучшим работникам. Предприятия, где создан профсоюз, функционируют стабильно, без конфликтов и забастовок.
– В наше отраслевое соглашение мы включили льготы для работников с вредными условиями труда. Раньше у них не было такой социальной защиты, – говорит Павел Сурма. – Этот вопрос мы решали на уровне Правительства. Я в этой комиссии работал, так как являлся инициатором. Когда рассматривали вопрос вредности условий труда ветеринаров, со мной спорили: какая вредность? Ветеринар же на свежем воздухе работает! А я говорю: он каждый день рискует заболеть бруцеллёзом или сибирской язвой и заразить свою семью. Это риск. Риск чем-то должен подкрепляться. И тогда мы ввели отраслевой коэффициент – повышение зарплаты на 30 процентов ветеринарам. Те работодатели, которые вошли в наше соглашение, этот коэффициент используют. Наше социальное партнёрство работает даже с иностранным участием. К примеру, владельцы АО «Сүт»руководствуютсянашимидокументами. Ониввелиусебяповышеннуюзарплату для ветеринаров. В этом году у них появился свой профессиональный праздник, он отмечается 10 июля. С 2021 года введён День животновода. Эти даты появились тоже стараниями профсоюза при поддержке Министерства сельского хозяйства.
В отраслевое соглашение вошла повышенная оплата больничных и отпусков, а также поощрения работников.
– Мы ввели у себя в профсоюзе отраслевые награды. Это грамоты от обкома и ЦК профсоюза и орден трудовой славы «ЕңбекДаңқы»первой, второйитретьейстепеней. Опятьже, просто дать медаль – этого мало. Поэтому мы говорим с работодателями – выдавайте награждённым премию. Теперь член нашего профсоюза вместе с орденом первой степени получает 150 000 тенге, второй –
100 000 и третьей – 50 000 тенге. Если работник получил три награды, ему ежемесячно к зарплате начисляют пять расчётных показателей, пока он работает на предприятии. Этого для членов нашего профсоюза мы добились буквально три года назад.
На сегодняшний день в Павлодарской области более 150 000 членов профсоюзов всех отраслей. Пять с половиной тысяч из них состоят в профсоюзе сельского хозяйства. Это сотрудники 40 предприятий, в том числе лидеров агропрома.
– Я горжусь тем, что предприятия, которые входят в наш профсоюз, занимают первые места в республиканском конкурсе по социальной ответственности бизнеса, что у них нет трудовых конфликтов, травматизма, что они работают в благоприятных условиях, – говорит Павел Егорович. – Лучший коллективный договор в стране среди всех отраслей народного хозяйства у ТОО «Луганск»; ТОО «Победа» – лучшее предприятие по охране труда, работает десятки лет без травматизма; ТОО «Галицкое» дважды было победителем – по охране труда и коллективному договору. ТОО «Крендель» тоже две награды от Президента получило – по охране труда и коллективному договору. Это их заслуга, но я рад, что участвую и им помогаю. Они пример для всей республики.
26 апреля делегаты областной конференции Профсоюза работников сельского хозяйства большинством голосов выдвинули Павла Егоровича Сурму на новый срок. Люди ему доверяют – он участвовал в законотворческой работе, 10 лет был членом Генерального совета Федерации профсоюзов Казахстана. Издал ряд сборников по профсоюзной работе и охране труда, которыми пользуются по всей стране, опубликовал более сотни материалов в прессе о роли профсоюзов. Кавалер ордена «Құрмет»иобладатель 17 наградобластного, республиканскогоимеждународногоуровней. Вкадровомрезервеестьидругиеспециалисты, ноПавелСурмасосвоимпочтиполувековымопытом, неугасимойэнергиейистремлениемпомогать людям пока вне конкуренции. Пожелаем ему крепкого здоровья и плодотворной работы.
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото автора.