• Пт. Май 9th, 2025

Оторвёмся от земли

Май 8, 2025
Screenshot

Мы познакомились у «Батырмола». Я не могла пройти мимо этих замечательных ребят, которые бесстрашно совершали такие суровые вылеты, прыжки и вращения на своих самокатах и велосипедах. Я бы никогда не осмелилась даже встать на эти двухколёсные доски с палкой вместо привычного руля, но ребята не просто катались, они летали. Заметив моё любопытство, восемь здоровых спортивных парней с горящими глазами и отбитыми коленками начали рассказывать мне о своём увлечении.

– Обычно люди знакомятся со скейтингом или кикскутерингом (самокатный спорт) через друзей или ютуб. Я сначала посмотрел видео, а потом предложил другу попробовать покататься. У него уже был самокат, а я себе купил на день рождения. Я не люблю сидеть дома, тем более что у меня сахарный диабет, мне нужно двигаться. Раньше я занимался рукопашным боем, потом переключился на самокаты. Друг мой вскоре бросил, а я вот быстро прогрессировал и понял, что это то дело, в котором я хочу совершенствоваться, – рассказывает мне Гоша, мой проводник в мир двухколесного спорта. – Для нас катание – это не просто веселье. Это такой же процесс обучения, который требует недюжинной воли и терпения. Чтобы совершать такие трансферы (трюки с перемещением из одной плоскости в другую), вращения, скольжения, нужно быть очень смелым. Не каждый готов шагнуть с высоты двух метров, да к тому же и проконтролировать свое падение.

– Да, а еще это качалка для нас, спортзалы нынче очень дорогие! – перехватывает инициативу только что приземлившийся самокатчик, или, как профессионально называют ребята друг друга, райдер. – Я тоже смотрел видео на ютубе, мне понравилось, как прыгали спортсмены. Я не побоялся и приехал в «Батырмол», знал, что здесь на площадке тренируются райдеры. Мы сразу подружились, ребята приняли меня в движуху, я в этот же день за двадцать минут выучил свой первый трюк. Мы как мушкетеры, только нас не трое, а триста, и вместо коней у нас самокаты или велосипеды. Один за всех и все за одного!

Ребята рассказали, что всем желающим нужно сначала научиться просто стоять, почувствовать баланс, а потом прокатиться несколько кругов. Стоя твердо на ногах, новичок может попробовать подпрыгнуть или скатиться с квотерпайпа (горка, напоминающая четверть трубы, радиусная разгонная горка с подиумом). Конечно, парни новичков всегда страхуют, потому что в первый раз можно испугаться, потерять управление и нехило так упасть.

У райдеров довольно большое комьюнити. Каждодневно катаются примерно двадцать человек, но в целом в движении около трехсот. Самому младшему восемь лет, он в третьем классе, а самому взрослому – почти тридцать, это уже состоявшийся мужчина, у которого из-за работы редко появляется время прокатиться с ветерком.

Увлеченное подрастающее поколение так воодушевленно рассказывало мне, несведущей, о тонкостях этого экстремального спорта, что самой захотелось взлететь над житейской суетой. А вы знали, что скейты и самокаты обязательно нужно менять в зависимости от роста, а руль должен быть как минимум на высоте пояса, иначе райдер не справится с управлением? У нас в городе на данный момент существуют три скейт-парка: на набережной, в парке Гагарина и возле «Батырмола». Велосипедисты, а точнее говорить, BMX-еры, и самокатчики катаются здесь, потому что есть специальные фигуры: квотерпайп, грайндбокс (коробка в виде параллелепипеда небольшой высоты), кикеры (короткий трамплин с небольшим фиксированным углом наклона 30-45 градусов). Правда, последние – сломаны. Одного райдера, как рассказали ребята, недавно увезли на скорой, потому что он разодрал себе колено из-за торчащего гвоздя. А другой самокатчик сломал себе руку на этих кикерах. По словам парней, у половины скейт-парка нет болтов: части фигур просто вылетают, потому что маленькие саморезы не выдерживают нагрузки.

Скейтеры же катаются на набережной, но не в самом парке, а возле фонтанов, где есть ступеньки, которые также выступают в качестве фигур, на них можно отточить свое мастерство.

Казалось бы, как здорово, что у нашей молодежи есть возможность саморазвиваться и не зависать в соцсетях. Но не всё так гладко…

На набережной и в парке Гагарина ребята не катаются, ибо «кто-то решил построить там скейт-парки по макету первой попавшейся картинки из интернета», и сами фигуры давно стали непригодны: чинить их бесполезно, ибо они сделаны из дерева, а значит, и первого интенсивного касания с самокатом не выдержат. Самый ударостойкий, но дорогой материал – бетон. Зато он гарантирует, что даже с самыми резвыми райдерами фигуры продержатся несколько лет.

Единственное место, где ребята сейчас могут заниматься любимым спортом – площадка возле «Батырмола», но желающих с наступлением тепла стало так много, что на фигуры выстраивается очередь, а от этого частенько пропадает боевой настрой.

– В других городах, например, в Караганде, под скейт-парки выделены специализированные зоны – и каждая из них предназначена для отдельного вида катания. Это не такие уж огромные территории, но достаточные, чтобы райдеры могли высоко вылетать и не навредить прохожим. У нас пытаются построить в одном месте и стрит-зону (фигуры, которые встречаются в повседневной жизни: перила, наклонные, прямые, бугорки, на которые можно запрыгнуть), и флай-зону (специализированные конструкции, чтобы можно было вылетать на большие расстояния), и потому они мешают друг другу. Сами фигуры однотипны и маленького размера. Получилось, что оба парка изначально построены для более слабых райдеров. Мы там не катаемся, потому что не прогрессируем. Был еще скейт-парк в горсаду, он продержался лет пять, но потом его снесли. Перила растащили на металл, и теперь там пустырь, – сетует самокатчик.

Исполняющий обязанности руководителя отдела физической культуры и спорта Асет Уакас на вопрос, почему качество наших городских скейт-парков оставляет желать лучшего, возразил, что парки ориентированы не на нужды конкретных лиц, а на всех горожан.

– Мы можем сделать крутые спуски и подъемы, но если кто-то из павлодарцев получит травму, напишет жалобу, ответственны будем мы. Мы готовы принять пожелания от ребят, они могут подать заявку через «109» либо напрямую к нам в отдел, но мы будем смотреть на целесообразность их предложения, – прокомментировал Асет Слямулы.

Проблему молодежного спорта пытались поднимать и раньше. Видео, где ребята просят отремонтировать парки, было опубликовано в известном инстаграм-паблике, но попытка оказалось безуспешной.

– На пятый день после публикации пришел рабочий и заменил одну дощечку на квотерпайпе. В принципе, всё, – высказался самокатчик.

По словам старшего райдера, еще в далеком 2016 году парни пытались объединиться в ассоциацию и коллективно обратиться в городской акимат, но ответа не последовало. Попытки с тех пор происходят ежегодно. Ребята обращались и в Казахстанскую федерацию скейтбординга в Павлодаре. Самое интересное, что об этом учреждении слышали только два-три райдера. Парни как минимум хотят выйти на равноправный диалог, в котором будут уверены, что их пожелания дойдут до конечного адресата.

Спортсмены находятся в безвыходном положении. Мало того, что парки в потрепанном состоянии, самостоятельно действовать они также не могут.

– Администрация «Батырмола» отвечает на наши запросы, если мы просим починить конкретные места. Вот недавно нам починили фанеру – поставили дощечку и закрыли дыру на большом вылете. А еще мужчина в форме закрутил нам две гайки, – комментируют обратную связь райдеры.

«Батырмол» – это огромный торгово-развлекательный центр, на территории которого, помимо скейт-парка, работают детские площадки, карусели и фонтаны, – и всё это для павлодарцев. Здорово, что наши предприниматели понимают социальную ответственность своего бизнеса, но его потенциал может быть еще больше.

Этой зимой ребята просили администрацию «Батырмола» выдать им две лопаты, чтобы почистить скейт-парк и помочь ему быстрее высохнуть, но в итоге получили отказ. На то были свои причины. По словам администратора «Батырмола», они осматривают всю территорию ТРЦ три раза в день. За каждый участок отвечают компетентные служащие. Выдавать инвентарь несовершеннолетним не имеют права, потому что не уверены, насколько правильно им воспользуются. К тому же факт, что территорию ТРЦ убирают юные павлодарцы, общественность может принять за эксплуатацию детского труда.

В зимнее время райдеры не катаются. Закрытого помещения для тренировок нет, а потому им приходится оставить любимый спорт на полгода. Для спортсменов такой перерыв критичен, райдерам приходиться заново вспоминать все отработанные приемы. Темпы профессиональной подготовки падают, на восстановление уходит целый месяц. В таких условиях речи о республиканских и тем более международных конкурсах быть не может. В какой-то момент ребята настолько отчаялись, что стали писать на страницы в социальных сетях «Gorilla Energypark» – парк экстремальных аттракционов в Алмате. Но и в этот раз сила медийного слова оказалась тщетной.

Ответ на главный вопрос, когда же отремонтируют скейт-парки, одинаковый и у отдела физической культуры и спорта, и у «Батырмола»: к наступлению лета обе организации проведут косметический ремонт и подготовят скейт-парки к летнему сезону.

По словам Асета Слямулы, отдел уже подал заявку на проведение государственных закупок.

– В Павлодаре, помимо скейт-парков, есть площадки, которые требуют незамедлительного ремонта. Средства у нас ограничены, и мы распределяем бюджет исходя из приоритета. Отдел выезжает на адреса, оставленные в заявках, каждый день. Сегодня, например, мы выехали на Естая, 132, убирали баскетбольную площадку и увидели, что там требуется дополнительное ограждение. Сейчас ремонт скейт-парков сиюминутный: вколотить гвозди, прикрепить доску, убрать шероховатости. Подача заявки – это длительный процесс. Сначала выбирается место, где действительно нужно провести ремонт, потом формируется документ, который требует подписи, только потом объявляется конкурс, определяется подрядчик и начинается ремонт. Тендер проводится через госзакупки, вся процедура проходит онлайн. К лету мы можем ожидать, что скейт-парки будут готовы к сезону, – прокомментировал Асет Уакас.

Администрация «Батырмола» ответила довольно коротко: до конца весны планируется сделать косметический ремонт площадки, в том числе добавить мусорки и лавочки. Однако представители ТРЦ беспокоятся за ответственность самих ребят, смогут ли они сохранить целостность парка после его преобразования?

От себя скажу одно: райдеры – очень открытые, добрые и порядочные парни. Я искренне прониклась их проблемами и считаю важным рассказать о них нашим павлодарцам. Как неравнодушные граждане, мы сами ответственны за свое положение и потому должны действовать вместе и сообща. Я постараюсь проследить за результатами обещанного ремонта и обязательно расскажу о них.

Амира САБЫРХАНОВА.

Фото автора.