– Птицы ведь полезны? – Да. – А бакланы? – Очень. – А рыба? – И рыба в реке нам очень нужна! Только бакланы, которых стало слишком много, могут съесть всю рыбу в Иртыше. И тогда мы можем остаться и без неё, и без других птиц, которые тоже питаются рыбой… Именно такой диалог случился в моей голове после беседы с известным специалистом, магистром биологии Жаркыном Кабдоловым. Человек очень осторожный в своих высказываниях, этот исследователь утверждает, что численность больших бакланов в Павлодарской области следует регулировать, а именно сократить. Для начала – на одну пятую. И вот почему.
Финская методика
Группа зоологов из Казахстана и России изучила количество больших бакланов в пойме реки Иртыш Павлодарской области. Проведённое исследование было организовано для того, чтобы определить численность этих крупных, размером с гуся, водоплавающих птиц и методику их регулирования на особо охраняемой природной территории, а именно такой статус носит наша пойма (заказник). Специалисты проанализировали собственные данные по подсчёту бакланов и дали рекомендации по режиму регулирования растущей популяции большого баклана.
Эксперты исследовали большие пойменные территории реки. Для этого группа специалистов отправилась в сплав по реке от границы с Абайской областью до границ с Россией. В нём вместе с Жаркыном приняли участие Даулет Ибраев и Руслан Смаилов. При учёте популяции большого баклана их экспедиция прошла по руслу Иртыша, двигаясь со средней скоростью десять километров в час. Наблюдения за птицами они вели визуально, используя ещё и бинокль, всё записывали. Пройденный маршрут и места крупного скопления большого баклана биологи отметили на карте.
Свой учёт они начинали с восходом солнца, а заканчивали не позже чем за час до заката. Таким образом, специалисты двигались без остановок каждый день по двенадцать часов.
– В качестве международного стандарта маршрутного метода учёта использовали методику, разработанную в Финляндии. Этот способ был адаптирован нами для маршрутных учётов по руслу реки Иртыш. Метод маршрутных учётов отличается своим хорошим математическим обеспечением, что позволяет вычислять плотности популяции большого баклана на различных участках протяжённого маршрута, – рассказывает биолог.
Мёртвые деревья
Ж. Кабдолов говорит, что, по предположению доктора биологических наук профессора Сибирского отделения Российской Академии наук Сергея Соловьёва, появление бакланов в Павлодарской области, вероятно, связано со снижением уровня воды в Бухтарминском водохранилище и озере Зайсан, где располагаются ближайшие крупные колонии вида, и выселением части птиц в более северные районы. В эти же годы баклан впервые загнездился на озере Маркаколь в Южном Алтае.
– Это очень осторожная по отношению к человеку птица. В целом баклан молчалив, но может быть крикливым у гнёзд во время кормления. Его голос – это отрывистое хриплое карканье, – рассказывает собеседник. – Весной он прилетает вскоре после вскрытия водоёмов (в апреле-мае). Обитает большой баклан в поймах крупных рек с большим количеством пойменных водоёмов, а также на прудах рыбхозов и на озёрных комплексах. Баклан прекрасно плавает и ныряет. Правда, его перья в воде быстро намокают, поэтому птица часто сушит их, сидя на берегу и распустив крылья.
В пойме реки Иртыш популяция большого баклана распределена неравномерно. По мере продвижения по реке от границы с Абайской областью до границ с Россией этих птиц становится всё меньше и меньше, свидетельствует эксперт. Вероятно, это связано со сдвигом популяции Восточного Казахстана на север по руслу реки в Омскую область.
Совершая свой сплав для изучения птицы, биологи увидели, что порой большие бакланы собираются в колонии численностью от 238 до 606 особей. Всего – и во время сплава, и в ходе стационарных наблюдений – они насчитали 4616 особей, учитывая взрослых и неполовозрелых особей. Плотности расселения большого баклана на Иртыше – 6,4 экземпляра на каждый километр реки. В пятидесятых годах прошлого века известный биолог Александр Соломатин писал о том, что этих птиц была лишь одна пара, и большой баклан был занесён в Красную книгу.
– В местах обитания бакланов не раз встречались мёртвые деревья, лишённые и листвы, и коры. Это деревья с гнездованием баклана. К гибели деревьев приводит помёт бакланов и других рыбоядных пернатых, который называют гуано. Азота в нем в 33 раза больше, чем в обычном навозе, – утверждает Жаркын.
Ну и аппетит!
Эта птица питается исключительно рыбой, ею же выкармливает птенцов. В пищу идут рыбины размером от пяти сантиметров (окуни, ерши) до тридцати (карпы).
– При кормлении баклан ныряет, преследуя добычу под водой. Взрослая особь способна съесть за день 500-700 граммов рыбы, хотя среднесуточная потребность каждой особи составляет 350-500 граммов. В местах высокой численности бакланы, концентрируясь по нескольку сотен особей в пойме и русле Иртыша, причиняют ощутимый вред рыбным запасам. А в осенние месяцы на берегах реки этих птиц скапливается огромное количество (от 1,5 до 3,5 тысячи), – говорит специалист.
Учитывая среднесуточную потребность одной особи, бакланы могут ежедневно съедать в водоёмах Павлодарской области больше двух тонн рыбы. Только за осень ущерб, наносимый бакланами рыбным запасам в Павлодарской области, превышает 130 тонн. Хотя годовой промысловый лимит на вылов рыбы в нашем регионе составляет 98 тонн.
Количество пищи, которое употребляет большой баклан, отличается в зависимости от региона, поясняет Жаркын. Кстати, до него никто популяцию этой птицы в нашем регионе не изучал.
– Для более точного подсчёта наносимого ущерба необходимо провести научно-исследовательскую работу по изучению питания большого баклана в нашем регионе. При этом важно соблюдать научно обоснованное количество птиц, питание которых будет изучено. Кроме массы содержимого желудка, нужно изучить виды съедаемой рыбы. Эти данные позволят посчитать ущерб в денежном эквиваленте. К тому же такие сведения помогут подтвердить или опровергнуть бытующее у населения мнение (у рыбаков-любителей, природопользователей) о том, что большой баклан предпочитает питаться редкими и ценными видами рыб.
Были изучены и паразиты большого баклана. Эти исследования провели доктора биологических наук, профессоры Маргулан университета Бибигуль Жумабекова и Наталья Тарасовская.
На кону – ихтиологическое равновесие
Биолог уверен, что большой баклан наносит существенный ущерб рыбным хозяйствам, в которых численность кормящихся на водоёмах птиц в конце лета и осенью может достигать нескольких тысяч особей. Чтобы снизить этот вред от рыбоядных птиц, люди прибегают к разным хитростям. Их отпугивают чисто визуально или с помощью шумовых эффектов и приспособлений. Но чаще всего толку от такой борьбы с прожорливой птицей мало, потому что она либо не боится этих «пугалок», либо быстро к ним привыкает (даже если они её сначала как-то могли отогнать), либо кормится рыбой в других местах, так же съедая её там подчистую. А значит, проблема в целом не решается.
– Исходя из международного опыта, апробированного в Беларуси, эффективная борьба с рыбоядными птицами в большей части прудовых рыбоводных хозяйств ведётся путём отстрела. Исходя из принципа осторожного подхода к объектам живой природы мы, например, в 2023 году рекомендовали изъять не больше 20 процентов от общего числа популяции большого баклана. Подсчёт его численности в 2024 году должен был позволить увеличить или уменьшить долю изъятия пернатых из дикой природы, – рассказывает собеседник.
Возросшая в последнее время популяция большого баклана в Павлодарской области каждый день потребляет больше двух тонн рыбы в пик своей численности. Если ситуация останется без изменения, то биологическому равновесию ихтиологической обстановки Иртыша будет нанесён серьёзный ущерб, заверяет Жаркын. Поэтому нужны эффективные методы регулирования численности популяции этой птицы.
В 2023 году ряд рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации руководству области дала научная группа Павлодарского педагогического университета имени А. Маргулана. В неё вошли такие специалисты, как Даулет Ибраев, PhD Ермек Габдуллин, Куат Турсунханов, Сергей Соловьёв и Гульжан Кабдолова. Они порекомендовали каждый год вести мониторинг осенней (пиковой) численности популяции большого баклана в пойме Иртыша, изучить спектр питания этих птиц, частоту встречаемости потребляемых ими рыб, заниматься регулированием численности, а именно отстрелом (в 2023 году предлагалось застрелить 923 птицы, а это не больше пятой части численности больших бакланов в пойме Павлодарской области), а тушки застреленных птиц утилизировать за пределами охранно-санитарной зоны реки с составлением актов, закапывая их в землю.
Александр ВЕРВЕКИН.
Фото с сайта wildlife.by.