Акимат Павлодара заключил с советом ветеранов города соглашение о продолжении работы нового совета биев.
Уже более четырёх лет в Павлодарской области работает эта общественная организация, которая по ряду позиций – бракоразводные процессы, имущественные и хозяйственные дела – помогает судам решать спорные вопросы и добиваться в немалом числе случаев примирения сторон. Свою деятельность совет начал в апреле 2019 года. За минувшее время им рассмотрено 6850 дел, в том числе 129 трудовых споров, 1841 семейный и 4880 других. В среднем за месяц рассматривается около 40 обращений, 60 процентов которых закончились примирением сторон.
Факты впечатляют. Но немалое число павлодарцев или вообще не знают об этой структуре и ее внесудебной деятельности, или имеют смутное представление о работе в судах ветеранов-общественников. В частности, недавно один мой знакомый в разговоре о совете биев был искренне удивлен и спросил: а при чем здесь баи? Пришлось объяснять, что бай по-русски – помещик, владелец богатств (скота) и денег в минувшие века. А бий – это в переводе с древнетюркского означает «знать», «править», а с позднего казахского – судья, избранный народом. В период XIV-XVIII вв. роль судей в казахском обществе выполняли бии. Это звание получал человек, обладающий авторитетом у народа, красноречивый, знающий нормы права. Бий – второй после хана, к мнению которого прислушивался даже правитель. Одновременно он и административное лицо, судья, военачальник и представитель степной аристократии. Еще при дворе Чингисхана на службе состояли 11 биев-советников.
При правлении Тауке хана бии вошли в высший законодательный совет свода законов «Жеті жарғы». Суды были открытыми. Перед тем как начать слушание, бий предлагал примирение. В случае отказа начинался суд. История Казахстана сохранила много славных имен, в том числе в памяти народа сохранились имена выдающихся Майкы би (доверенный советник Чингисхана и его потомства), Казыбек би, Толе би и Айтеке би. Последним троим всенародным судьям во многих населенных пунктах нашей страны у зданий судов и на площадях возвели памятники, олицетворяющие честность и беспристрастность.
Это – экскурс в историю. Но почему сегодня, когда в полной мере действуют институты следователей, прокуроров и судей, в Казахстане вновь появились советы биев? Более того, возникает вопрос: чем в этом случае бии отличаются от работающих ныне медиаторов? Ведь они тоже выполняют функцию досудебного примирения. На это был получен ответ одного из ведущих работников городского суда:
– Их никто и не противопоставляет друг другу. Тем не менее медиаторы большей частью обладают юридическими знаниями, а бии – огромным жизненным опытом и уважением в обществе. При этом и те и другие не только не мешают, но и прекрасно дополняют друг друга в нашей правовой системе.
Это один довод. О другом накануне празднования 550-летия Казахского ханства в 2015 году и в последующих Посланиях народу Казахстана тогдашний Глава государства говорил, что «нужно для нас, особенно для молодежи, исследовать нашу историю, повышать знание народа о ней. Мы обрели независимость в непростое время, прошли через трудности. Теперь, с улучшением положения, нам следует уделять внимание истории, духовной составляющей. Независимость страны начинается с внутреннего настроения народа, с его отношения друг к другу. Это следует помнить. У казахов есть пословица: «Если четверо вместе – придет благоденствие, если шестеро врозь – потеряют все». В этой связи досудебное расследование совета биев – это не только решение ряда судебных вопросов, но и имеет гораздо большее значение.
Об этом говорили и в горакимате после того, как был подписан меморандум о совместной деятельности между исполнительной властью Павлодара, городским судом, Специализированными межрайонными экономическим и по делам несовершеннолетних судами, а также общественным объединением «Павлодарская городская организация ветеранов войны и труда» и председателем совета биев. Так вот, госслужащие отметили: нужно, чтобы и дальше развивались институты досудебного и внесудебного урегулирования споров, примирительных процедур ради снижения конфликтности в обществе. У казахов испокон веков основной судебной властью обладал суд биев. Поэтому сегодня очень важно сохранить и укрепить богатое историческое наследие нашего народа.
В нынешний состав совета биев избрали 24 представителя, так как теперь им придется работать с тремя судами. Председателем этой общественной структуры вновь стал известный юрист – доктор юридических наук, профессор, академик Казахской академии образования, почетный судья РК и почетный гражданин Павлодара Амангельды Хамзин. Остальные – бывшие руководители различных ведомств и исполнительной власти, судьи, юристы, общественные деятели, представители бизнеса.
И вот здесь я должен покаяться перед ними. Да, я слышал о работе совета биев и о том, что они проводят досудебные разбирательства и мирят стороны конфликта. Это представлялось в виде посиделок ветеранов, где они, от случая к случаю, когда есть время и желание, по-родственному, с позиций своего опыта, беседуют с истцом и ответчиком «за жизнь». О том, что это не совсем так, рассказал председатель Павлодарского городского совета ветеранов, член республиканского центрального совета ветеранов, почетный гражданин Павлодарской области Кенже Кенесбаев.
– Члены совета биев плотно работают с судьями городского суда. И не от случая к случаю, как вы предполагали, а пять раз в неделю приходят в суд и занимаются разбирательством очередного дела. Три человека до обеда, трое других – после. При этом, обращаю внимание, членам совета клиенты ничего не платят. В других местах за такие консультации и разбирательства требуют оплату. Еще один момент. По стародавним положениям биями могли стать только мужчины. Но сейчас равноправие. К тому же в ходе разбирательств возникают ситуации, когда члену совета неудобно задавать женщине некоторые вопросы, а ей – отвечать на них. Поэтому мы в нынешний состав ввели трех бывших женщин-судей, и они могут говорить с теми, кто пришел, на любые темы.
В числе вновь избранных в совет биев есть и бывший заместитель акима области Александр Васильевич Рюмкин. Позвонил ему и поинтересовался: не трудно ли изо дня в день выслушивать различные жалобы друг на друга?
– Да нет, – последовал ответ. – Я же всю жизнь работаю с людьми, как и другие члены совета. К тому же хочется докопаться до истины и помочь людям. Мы же не только бракоразводные процессы разбираем, но и экономические, коммунальные, другие ситуации. Так что поле деятельности у нас широкое. И если не хватает наших полномочий, то направляем обратившихся к нам в суд и надеемся на то, что там помогут этим людям. Вообще, возрождаемый институт биев – очень правильное решение, так как это помогает сплотить людей, помочь им в трудную минуту. Ну и историю, и традиции своего народа забывать не следует.
Вот такой я получил ответ от уважаемого мною человека. Что примечательно: недавно от членов совета биев Павлодара в адрес председателя Верховного суда РК и еще в четыре адреса центральной власти было направлено письмо с рядом просьб-предложений. Об этом я напомнил А.В. Рюмкину. Он отреагировал так:
– Да, такое письмо есть. Но в нем мы, общественники, не просим для себя зарплаты, награждения государственными наградами, каких-то других благ. Всё, что там написано, – это для улучшения нашей работы.
А ведь действительно, разве можно считать чьим-то личным благом на республиканском уровне определить орган управления советами биев и обеспечить их нормативно-правовой базой? Предусмотреть в зданиях судов места для работы членов совета биев, определить финансовые средства для обеспечения организационной работы (оргтехника, связь, интернет, канцелярские товары и другое). И это, замечу, не для личного «карманного» благополучия, а для дела.
Даже последняя просьба не кажется крамольной. «Учитывая, что все члены совета биев – пенсионеры (есть и с различными заболеваниями) и практически каждый день приезжают в суды и в совет ветеранов, изыскать возможность бесплатного проезда ими в общественном транспорте».
Думаю, это логично. Они же не в гости ездят, а на работу, ради блага других. И за проезд оплачивают из своих пенсий поступлений. Как-то не совсем справедливо.
…Я несколько раз бывал за границей и всегда поражался тому, как в тамошних городах много пожилых людей-туристов. И мне сразу вспоминались наши ветераны. Немало из них к своим годам имеют букет болезней, и самый дальний их поход зачастую – в поликлинику. Другие или нянчат внуков, или работают на дачных участках. А самые неугомонные и сознательные бескорыстно занимаются общественной работой. Искренне веря в то (и добиваясь этого), что их старания помогут людям. Так почему же на государственном уровне не помочь активным ветеранам? Для пользы всех нас.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из открытых источников.