Чем дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше остаётся тех, кто пережил горечь и лишения тех страшных лет и одновременно стал примером мужества и героизма для поколений. Среди ушедших фронтовиков есть и те, кто за свои подвиги удостаивались высоких званий, но по ряду причин так и не получили их. В списках таких казахстанских героев значится имя Сембая Калиева из села Казы Павлодарской области.
Он ушел на фронт в июле 1941 года и вернулся домой ровно через пять лет. Всю войну командир орудия 10-го воздушно-десантного гвардейского артиллерийского полка гвардии старший сержант Сембай Калиев воевал в составе 7-й гвардейской Черкасской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого воздушно-десантной дивизии.
Наградной лист о присвоении отважному бойцу высокой правительственной награды бывшего СССР был подписан еще в январе 1945 года, но сам фронтовик узнал об этом в конце 1967 года, когда получил ответ на свой запрос из Москвы. А через пять лет Сембая Калиева не стало.
– В 1975 году, уже после смерти отца, я получил письмо от его бывшего командира Сергея Маркова, – рассказывает сын фронтовика Ертыс Калиев. – С его слов, мой отец с первых дней войны просился на фронт. Но его оставили служить на Дальнем Востоке. В конце 1942 года он попадает под Москву, проходит подготовку в воздушно-десантной дивизии, и в начале 1943 года участвует в боях под Старой Руссой, поддерживая огнём стрелковые подразделения. Со слов Маркова, у отца тогда была маленькая 45-миллиметровая пушка. Но даже с этим орудием он воевал как герой.
Как следует из архивных данных, уже в марте 1943 года грудь бойца украсила медаль «За отвагу» за битву в районе деревни Новополье, где он прямой наводкой разбил два ДЗОТа и рассеял до роты немецкой пехоты, а 18 марта в сражении за деревню Козлово уничтожил две огневые точки противника.
В декабре того же года Калиев получил орден Красной Звезды.
«10 декабря 1943 года в бою за Черкассы, отбивая контратаку противника, Сембай Калиев, находясь на открытой огневой позиции, прямой наводкой вместе со своим расчетом подбил два средних танка противника», – сообщается в наградном листе.
По словам Ертыса Калиева, орден Красной Звезды его отцу вручил командующий артиллерией 4-й гвардейской армии генерал-майор Кулик, наблюдавший за боем из командного пункта. В интервью корреспонденту газеты «Советский воин» сам Сембай Калиев рассказал, что в том бою сжег три немецких «Тигра».
– Поскольку произошло нестандартное награждение и орден не соответствовал по значимости подвигу отца, при оформлении наградного листа уменьшили количество и тип танков. Но подбить три «Тигра» 45-миллиметровой пушкой – это всё равно, что сбить винтовкой самолет. Уже за одно это его должны были представить к высокому званию, – говорит Ертыс Сембаевич.
В 1943 году семья Калиевых получила похоронку… Но мать бойца не поверила скорбному треугольнику, и материнское сердце не подвело. Через полгода Сембай написал письмо.
– Мама много рассказывала об отце, но больше всего мне запомнился один эпизод, когда его провожали на фронт. Он был единственным сыном и оставлял свою пожилую маму на попечение жены. На вокзале стоял дикий плач. Но со слов мамы наша бабушка Бужикен стояла спокойная и, не пролив слезы, молча обняла отца и сказала: «Мой сын победит врагов и благополучно вернется домой». Поэтому даже когда от отца долго не было весточек, она верила, что с ним всё хорошо, – вспоминает дочь фронтовика Салиман Калиева.
По архивным сведениям, в конце декабря 1944 года в боях за венгерскую деревню Чекако Сембай Калиев выстрелом орудия поджег три автомашины с десантом и разбил два мотоцикла с разведчиками передового отряда врага, следовавших по шоссе на город Мор.
«Кроме того, когда наша пехота пошла в атаку и вынуждена была отойти, товарищ Калиев на руках выкатил орудие вперед пехоты и в упор расстреливал контратакующую пехоту противника. В результате уничтожил до взвода вражеской пехоты, разбил 14 домов, которые были превращены в огневые точки и узлы сопротивления противника», – сообщается в документах. За доблесть и мужество гвардии старшего сержанта Сембая Калиева наградили орденом Отечественной войны первой степени.
В январе 1945 года он получил вторую медаль «За отвагу» за боевые действия в районе местности Чагберень.
«Своим орудием отразил две контратаки пехоты противника, уничтожил две автомашины врага и два мотоцикла, чем обеспечил успех наших передовых стрелковых подразделений», – говорится в архивных документах.
К званию Героя Советского Союза Сембай Калиев был представлен за подвиг в битве за Венгрию.
«В боях 11 января 1945 года в районе двух километров севернее села Замоль, Венгрия, на перекрестке дорог Чекберень – Бички – Будапешт и Секешфехервар – Тата на батарею, стоявшую на прямой наводке, пошло в три эшелона 36 танков и 24 бронетранспортера противника, пытавшихся прорваться к окруженной группировке немцев в Будапеште, – отмечается в наградном листе. – Подпустив первый эшелон танков на расстояние 200 метров, товарищ Калиев открыл огонь из своего орудия и двумя снарядами зажег танк типа «Тигр», двумя последующими снарядами подбил второй танк типа «Пантера». Перенеся огонь по бронетранспортерам, уничтожил четыре и подбил три бронетранспортера противника. Остальные танки и бронетранспортеры противника повернули обратно. Благодаря исключительному мужеству, храбрости и геройству товарища Калиева сильная танковая атака противника была сорвана, противник не прорвался. Всего на счету товарища Калиева 20 уничтоженных бронеединиц врага, из них восемь танков и 12 бронетранспортеров. Достоин правительственной награды присвоения звания «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
А вот что писал Ертысу Сембаевичу о героическом подвиге его отца Сергей Марков: «В январе 45-го в Венгрии в боях в местечке Замоль твой отец показал себя настоящим большим героем. На позиции батареи подходили 36 немецких танков и 24 бронетранспортера. Немногочисленные наши пехотинцы стали отходить. Наступил своеобразный страх. Казалось бы, слово за офицерами батареи. Но командир батареи ранен, два других офицера – совсем молодые лейтенанты – растерялись. И тут во весь рост проявилось мужество твоего отца. Он встаёт и на ломаном русском языке громко приказывает и призывает: «Артиллеристы 1-й батареи, ни шагу назад, огонь по танкам!» Этот призыв прозвучал очень вовремя. Бойцы открыли ураганный огонь и уничтожили более десятка танков. Остальные повернули обратно. Положение было критическим, позади без прикрытия стояли штаб и КП дивизии, тыловые службы. Но благодаря бесстрашию нашего Сембая бой был выигран».
По неизвестным причинам отважного казахстанца наградили орденом Красного Знамени. Попытки восстановить справедливость оставались тщетными, информация хранилась в архиве Министерства обороны в Подольске и долгие годы оставалась засекреченной. И только фронтовые друзья и командиры героя в своих воспоминаниях и мемуарах не забывали о подвиге казахстанца. Многие высказывали предположения, почему его истинные заслуги были принижены и незаслуженно забыты. Как выяснилось, в наградном листе семь командиров из восьми подписались за присвоение Калиеву звания Героя Советского Союза. Но командующий 3-м Украинским фронтом Толбухин своим приказом наградил его орденом Красного Знамени. Сослуживцы Сембая Калиева находили этому одно объяснение – в то время 3-й Украинский фронт попадал в очень тревожные ситуации, когда советским воинам приходилось сдавать населенные пункты, а затем вновь и вновь отбивать их у врага. Маршал Толбухин боялся гнева Сталина за положение на фронте и не пустил документ наверх.
Уже в послевоенные годы тот же Сергей Марков обращался к Герою Советского Союза Махмету Каирбаеву с просьбой ходатайствовать о присвоении Сембаю Калиеву заслуженного звания. После этого были письма от совета ветеранов Лебяжинского района, ныне района Аккулы. В 2004 году аким района Нуржан Ашимбетов обращался к первому Президенту Казахстана с просьбой присвоить земляку звание «Халық Қаһарманы». А в 2015 году с аналогичной просьбой к Назарбаеву обратился совет ветеранов 4-й Гвардейской армии. Но ответов не последовало. Правда, дело с мертвой точки всё же сдвинулось. В селе Жамбыл, где после войны Сембай работал агрономом, его именем назвали улицу, а в райцентре Аккулы установили бюст.
Со слов Ертыса Сембаевича, в 1975 году он встречался с командирами и друзьями отца в Москве, они же просили его бороться за восстановление исторической справедливости. Вот и в преддверии нынешних майских праздников родные героя в очередной раз обратились к властям области и написали письмо Президенту К.-Ж. Токаеву, надеясь, что в этот раз их точно услышат.
– В июле 1946 года отца доставили на родину на военном самолете, такие почести в те годы оказывали, наверное, только генералам, – вспоминает Салиман Калиева. – В небольшом селе, в котором мы в то время жили, оно называется Шабар, его встречали как настоящего героя. Всадники неслись по аулу и во всю мощь кричали: «Батыр Сембай вернулся!» Отец любил праздник Победы и всегда встречал его с особым трепетом и грустью. Возможно, именно в этот день память возвращала его на поля сражений, и ему вспоминались однополчане, не дожившие до конца войны, а возможно, ему было обидно и за непризнанный подвиг, который он совершил в том далеком 45-м. Для нас 9 Мая тоже всегда был и остается особенным, и мы по-прежнему не теряем надежды, что страна помнит своих героев, и старшего сержанта Сембая Калиева удостоят звания «Халық Қаһарманы» посмертно.
Анна УРАЛОВА.
Фото из архива родственников героя публикации.