• Вт. Сен 17th, 2024

«На волне Жасыбая-2024»

Авг 6, 2024

Седьмой год на турбазе «Баянаул» проходит фестиваль авторской песни «На волне Жасыбая». В этом году он посвящён памяти его организатора и идейного вдохновителя Маулена Молдабаевича Кожахметова.

Председатель нынешнего организационного комитета Л.А. Вольф рассказала:

– По своему охвату этот фестиваль является республиканским, объединяет известных исполнителей из Павлодара, Караганды, Темиртау, Кокшетау, Жезказгана, Усть-Каменогорска, Экибастуза, Аксу. Возрастающий интерес к бардовской песне можно объяснить искренностью и задушевностью этого жанра и способностью исполнителей при минимуме творческих средств рассказать о главном простым человеческим языком. Бардовская песня – это поющая душа, которая через песню говорит о своём отношении к миру, дружбе, любви. Она неподвластна ни времени, ни влиянию модных музыкальных тенденций.

Во многих регионах Казахстана такие фестивали стали уже традиционными, и наши барды достойно выступают на них, получая призовые места и денежные вознаграждения. Эти фестивали набирают обороты на территории страны. Они стали центром внимания акиматов городов и щедрых предпринимателей.

– Наш фестиваль мы в течение семи лет проводим за собственные средства приезжающих. В этом году желание выступить на фестивале и показать своё мастерство изъявили около 30 участников, а поддержать своих кумиров приехали более 100 человек. Это говорит о том, что организация фестиваля проходит на достойном уровне, несмотря на то, что он не конкурсный, ведь мы не можем наградить и поощрить лучших авторов и исполнителей. Тем не менее это не принижает его статусность. Было бы отлично внести наш фестиваль авторской песни «На волне Жасыбая» в план культурных мероприятий области на следующий год и тем самым поддержать и поднять на новый уровень авторскую песню, что положительно скажется на имидже нашего Павлодарского региона, – констатировала Людмила Вольф.

Вдова М.М. Кожахметова Майя Абуовна Смагулова в благодарность продолжателям фестиваля «На волне Жасыбая» рассказала:

– Это мероприятие для нашей семьи всегда было торжественным и радостным событием. В этом году оно связано с памятью друзей о моём супруге. Мы прожили вместе более 20 лет. Детей у нас не было. Через год после свадьбы Маулен сильно заболел: его парализовало. Я его поставила на ноги. Начал ходить, но в 2009 году ему поставили диагноз диабет. Много лет он имел целый букет болезней, стойко всё преодолевал, но подвело сердце. Выражаю благодарность всем причастным к фестивалю людям: и организаторам, и участникам, и гостям. Желаю дальнейшего творческого развития молодому поколению любителей бардовской песни, профессионализма в передаче опыта молодым. Пусть под крылом старшего поколения они открывают новые грани своих талантов. Всех друзей Маулена благодарю за их искреннюю дружбу.

Преподаватель игры на гитаре, музыкант, выпускник ПМК им. Чайковского Владислав Овчинников на фестивале впервые. Он привёз свой ансамбль «Стрекоза».

– Наша студия работает по программе «Артспорт», и дети имеют возможность заниматься за счёт государства. Ансамбль молодой, создан меньше года назад из учеников студии, но мы уже участвовали в фестивале бардовской песни «Аккорды радуги» (школа-лицей №16 – прим. авт.) и заняли первое место. Пока репертуар не очень большой: около 20 песен. Ребята исполняли песни рок-групп («БИ-2», «Кино», «Нервы»), а после «Аккордов радуги» взялись за авторские песни Никитиных, Визбора, Окуджавы. Репертуар планируем расширить. Бывает, местные авторы предлагают свои песни, думаю, в будущем мы найдём свой путь и будем сотрудничать с павлодарскими авторами. На фестивале-слёте «На волне Жасыбая» мы получили опыт и новые знакомства с творческими людьми. Признательны Елене Вениаминовне Немченко за приглашение побывать здесь.

Мейраз Татыбаев, друг М.М. Кожахметова, отметил, что фестиваль впервые проходит без его основателя. Все волнуются: всё ли было сделано по заложенным традициям, поддержат ли и в будущем павлодарцев другие регионы?

Гость мероприятия – чемпионка первого в Казахстане Кубка мира по скандинавской ходьбе (2023 г.) Ярослава Косулина отметила, что самый тёплый фестиваль – это баян­аульский.

– Мы принимали участие в иссык-кульском фестивале, были в Боровом (на Чебачьем озере). Да, они отличаются цивильностью, массовостью, разножанровостью, но такого единения, комфортности в общении, человеческой теплоты, как в Баянауле, нет нигде, – говорит она.

– Я был лично знаком с Володей Высоцким и Юрием Визбором и общался с ними, – делится мнением Юрий Ерохин (Караганда). – У них было чему поучиться. Поэтому рад, что на Жасыбай почти из всех городов Казахстана съезжаются и поют песни – бардовские и не только. И неважно, кто какие имеет награды или признание. Настоящие барды делятся опытом и продвигают новые таланты. Важно для всех нас общение. Как обозначено изначально название фестиваля «На волне Жасыбая», его и надо сохранить. Все, кто знает правила, всегда уезжают с восторгом. Для примера, в прошлом году был на Томском фестивале, там и сцены хорошие были, и освещение, и аппаратура. Для зрителей – сиденья классные, но зато организация от прослушки до гала-концерта была отвратительная. Одним словом, всё было «заточено» под своих, а к представителям других городов отношение было не самое лучшее. Здесь же всех уважают и любят. Фестиваль фестивалю рознь.

Одна из организаторов нынешнего фестиваля и его ведущая Лариса Казакова вспоминает:

– Помню первый фестиваль, проходивший на конкурсной основе. Было серьёзное жюри: Евгений Зинин (Усть-Каменогорск, руководитель бардовского клуба «Зелёная карета»), Фарит Сахабутдинов (руководитель клуба «Тоника» Алматы; к сожалению, ушёл вслед за Мауленом Молдабаевичем), Гайдар Саркыншаков (председатель жюри), Раиса Канавец (руководитель детского бардовского клуба, Экибастуз) и я. Этот фестиваль запомнился своим высоким уровнем: отборочный тур в пяти конкурсных номинациях. Приглашались и поэты. Тогда и собрался интереснейший контингент участников, которые по сей день возвращаются к нам снова и снова. Дальше мы не смогли этот уровень удержать, так как проблема финансирования не была решена: мы нигде не получили поддержки. Всё проводится на чистом творческом порыве – пообщаться в прекрасном месте Казахстана – на озере Жасыбай в Баянауле, делясь своими песнями. Самым, пожалуй, многолюдным был фестиваль-2019, проведённый по традиционной программе бардов: малосольники, парад городов, гала-концерт. Тогда к нам подключились и молодёжь («Зелёная карета», СОШ №41 Павлодара), и Алматы, и Экибастуз. Было много открытий! В годы пандемии был запрет на массовые мероприятия, и все фестивали проводились в закрытом режиме. Год 2022-й – это первый юбилей фестиваля «На волне Жасыбая» (пять лет).

Самой главной сложностью Лариса Казакова называет отсутствие финансирования, материальной поддержки. Потому всегда возникает проблема с техническим оснащением, прежде всего аппаратурой, динамиками, микрофонами. Рассказывает: были случаи, когда карагандинцы привозили аппаратуру с собой, а павлодарец Александр Казаков – свой динамик. Качество исполнения песен – это всегда большая амплитуда колебания, от примитивных песенок начинающих до профессиональных выступлений.

– Ценно то, что люди увлечены и погружены в своё творчество, – продолжает Лариса Казакова. – Наши фестивали – обмен энергетикой и творчеством через мастер-классы («как надо делать» – «как не надо делать») и техническое обучение через показ каких-то индивидуальных фишек. У нас много разных площадок: выступать даём всем заявившим себя. Есть и информационный центр, внедрённый Еленой Вайберт, Раиса Канавец – инициатор «Чайханы» для исполнения юмористических номеров. Самая, пожалуй, любимая форма общения – «Гитара по кругу».

– Меня когда-то пригласил на свой фестиваль в качестве поэта сам Маулен Молдабаевич. Здесь я нашла единомышленников. Они побудили меня взять в руки гитару. Первая моя песня в авторском исполнении – «К ангелу» – посвящена моему прадеду Естаю Беркимбаеву, – рассказывает Райхан Абикеева (Экибастуз). – Я теперь неразлучна с бардовской братией. Написала много песен, езжу на различные фестивали. Сама являюсь соорганизатором другого павлодарского фестиваля – «Ак Сункар». Очень хочется, чтобы бардовское движение в Павлодарской области процветало и его поддержали управление культуры региона и власти города и области. Хочу поблагодарить работников СМИ за постоянную информационную поддержку и солидарность с нами.

Главное для таких фестивалей – общение в кругу друзей, непредсказуемые импровизационные ансамбли и дуэты, спонтанная поддержка друг друга во время исполнения песен. Подключаются к гитарам и губные гармошки, и саксофонисты, и кларнетисты, кобызистка, баянист. Среди приглашённых гостей неоднократно замечены Марина Багинская и Юрий Насыбулин (Астана), группа «Пятница» (Караганда), все – прекрасные мастера своего дела.

Владимир Вишняков (Караганда) – автор-исполнитель и руководитель группы авторской песни «Пятница» – рассказал:

– Ансамбль существует с 2007 года. Состав коллектива за эти годы частично поменялся. В настоящее время в нём четыре участника: я, Олег Самсонов (гитара и вокал), Валентина Островская (вокал), Александр Палагин (баян). «Пятница» постоянно репетирует, обновляет репертуар, регулярно даёт концерты на городских мероприятиях и бардовских фестивалях, участвует в различных конкурсах. Наш коллектив – лауреат международных фестивалей авторской песни («Астана», «Чимбулак»), лауреат Всероссийского фестиваля «Лейся, песня на просторах», обладатель премии акима Караганды.

На фестиваль в Баянаул ансамбль приехал, чтобы выступить с концертом, пообщаться с единомышленниками и отдохнуть от городской суеты в живописном месте. Коллектив «Пятницы» считает своей миссией популяризировать самый поэтичный и многообразный песенный жанр, начиная от бардов-классиков до самобытных современных авторов.

– Хочу сказать, что всегда есть над чем работать. Любое творчество условно профессионально. Есть разные уровни мастерства, а это не одно и то же. Применительно к фестивалю это не только сами песни (стихи и музыка), исполнение, но и, например, организация мероприятия, программа, состав жюри или мастеров вообще, знаковые фигуры, сама идея или концепция мероприятия, общественный интерес к нему – а значит, освещение в СМИ, – поделилась своими мыслями Елена Вайберт, член оргкомитета. – Всем участникам фестиваля и их группам фанатов я всегда желаю отлично провести время, завязать новые творческие контакты, максимально раскрыться и показать своё творчество, реализовать задуманное, а слушателям – поддержать своих кумиров и насладиться их игрой на гитаре и исполнением песен.

Не бывает такого мероприятия без проблем, о чем посетовал Мейрам Джангазинов, коллега и друг Маулена Кожахметова, организатор другого павлодарского фестиваля – «Ак Сункар»:

– В целом у нас в Павлодаре сильные барды, за них можно не краснеть. Это гордость нашего города. Но в силу различных обстоятельств не каждый из них может участвовать в республиканских и международных фестивалях. Нас признали в Казахстане, но все знают, что мы держимся пока на энтузиазме и меценатах. Для развития движения нужна финансовая составляющая, но всё спускает на тормоза бюрократическая машина: всё время кормят обещаниями. Чтобы привлекать людей из других областей, нужны, например, призы. Вот и собираем с миру по нитке. Чтобы показать высокий уровень, надо иметь качественную музыкальную аппаратуру, а её аренда в сутки – это внушительная сумма. Для бардов это неподъёмно.

Андрей Кириченко, член огркомитета фестиваля, подвел итоги масштабного мероприятия:

– От души хочу поблагодарить за участие в фестивале памяти Маулена Молдабаевича всех, кто нашёл время и возможность приехать. Всех, кто делился своим творчеством, песнями, музыкой, энергией. Особо хочется отметить группу «Пятница» за профессионализм и прекрасный песенный репертуар, Евгения Тучина – за аппаратуру, Ермека Макулова – за необходимое оборудование, Евгения Новикова и Сергея Кириченко – за отличную настройку звука. Людмиле Вольф отдельная благодарность за проделанную работу по организации фестиваля, за денежный вклад и за терпение и выдержку, упорство и настойчивость.

Чтобы быть уверенным в своём успехе, надо идти к нему, не останавливаясь на привалы. Уже не первый год присоединяются к бардам и талантливые зрители, которые пусть в походных условиях, но чувствуют себя на какие-то мгновения певцами, музыкантами, актёрами. Это можно сказать, например, о театральной мастерской «Домовята» (руководитель Жанна Баженова). Да и бардам порой одного таланта недостаточно: нужны смелость и уверенность в себе, решительность и безграничная вера в своё творчество. Бардов павлодарского региона объединяет стремление к постоянному общению, знакомству с творчеством других авторов и исполнителей, воспитание патриотизма у молодёжи и, конечно же, гитара и музыка. Музыка – всегда источник вдохновения. Особенно для любителей бардовской песни. Эта песня – отклик на сложные жизненные ситуации, зов к мечте, полёту, дерзновению. Фестиваль с каждым годом набирает обороты. Всё больше городов присоединяется к Павлодару. Всё больше талантливых песен и авторов-исполнителей. Не хватает одного – внимания города.

Людмила БЕВЗ.

Фото участников фестиваля.