• Ср. Май 1st, 2024

Кто-кто в речке живёт?

Апр 18, 2024

Состояние ихтиофауны Иртыша уже давно вызывает обоснованное беспокойство, рыбы в реке всё меньше, пойма скудеет, некоторые виды рыб вообще исчезли. Всё это результат недальновидной политики регулирования стока Иртыша, результат невыверенных попусков. Журналистов нередко обвиняют: не специалисты вы в этом деле, потому, мол, жути нагоняете. Но сегодня своими мыслями делится известный учёный-ихтиолог, работающий в Торайгыров университете, Александр Васильевич Убаськин – ассоциированный профессор кафедры биологии и экологии, кандидат биологических наук. Многие годы и свои научные работы он посвятил изучению здоровья ихтиофауны в нашей области, в том числе в бассейне Иртыша. Ему слово.

– Основные экологические проблемы в бассейне Иртыша начались с постройки трёх крупных водохранилищ в верхней части реки. После этого в бассейне среднего течения реки, а это территория Павлодарской области, произошли существенные изменения. Изменились водный, гидрохимический, температурный режимы, деформируется речное русло, увеличиваются остепнённые площади на пойме, уменьшается самоочищающаяся способность реки, изменилось биоразнообразие животного и растительного мира, продуктивность пойменных комплексов. Трансформировалась и система хозяйствования в пойме, значительно снизилась пропускная способность реки для речного флота, увеличилось количество ежегодных пойменных пожаров, ставших массовыми.

Надо понимать, что на всём протяжении среднего Иртыша, а в границах Павлодарской области это 720 километров, река не имеет ни одного крупного притока, местные же осадки практически не оказывают влияния на уровень воды в реке. Таким образом, водность Павлодарского Прииртышья, состояние её экосистем в значительной степени зависят от поступления воды с верхних участков. Вот почему сооружение гидростанций нарушило естественный режим Иртыша, плотины ГЭС преградили нерестовые ходы осетровых и лососевых, выемка песка и гравия разрушила участки размножения рыб, откладывающих икру на перекатах. И это только небольшая часть искусственно созданных проблем.

Если же в целом рассматривать негативные факторы, то по силе влияния на ихтиофауну Иртыша их можно расположить в последовательности по мере ослабления действия: загрязнение – изменённый водный режим – пойменные пожары – стихийная интродукция – браконьерство – сверхлимитный промысел. Слабые попуски в весенний период негативно отразились на продуктивности среднего Иртыша. В результате зарегулирования стока реки гидроузлами резко упало воспроизводство рыбных запасов. Изменяется характер прохождения уровня паводковых вод: паводок более низкий, кратковременный, проходит в разное время, что связано с различными сроками сработки воды; высота половодья, пик паводка и скорость его спада значительно изменены и непостоянны.

Происходят колебания уровня реки в течение всего года, это губительно отражается на нерестилищах фитофильных рыб (откладывающих икру на растения); иногда наблюдаются существенные изменения в высоте уровня воды даже в течение суток. Изменяются температурный и гидрохимический режимы, биогенный сток. А всё вместе это влияет как на продуктивность водоёмов, так и на многие звенья репродуктивного цикла рыб.

Уникальной территорией Иртыша остаётся пойма, бывшая «родильным домом» практически для всех видов рыб, откладывающих икру на залитую прошлогоднюю растительность. К сожалению, нерестилища этих рыб заливаются без учёта сроков размножения, порой отсутствует необходимый субстрат в виде растительности. Естественно, сокращение площади обводнения поймы приводит к снижению воспроизводства рыбы. Результаты исследований показывают, что с каждым не залитым в весенний период гектаром поймы мы теряем в будущем от 500 до 800 килограммов рыбы.

При существующем режиме попуска есть ещё несколько факторов, отрицательно влияющих на воспроизводство иртышской рыбы. Готовность её к нересту, вымет и развитие икры в значительной степени зависят от температуры воды. К примеру, если для начала нереста щуки и язя достаточно температуры воды 4-5 градусов, то для карася и карпа – уже не менее 14-18 градусов. А во время сброса большого объёма воды приходящая вода на пойму зачастую весьма холодная, у рыб времени ждать её прогрева очень мало. Ведь ей до того, как вода вновь начнёт уходить с поймы, необходимо подобрать подходящий участок для нереста, образовать пары, так как часто сроки подхода к нересту самок и самцов разные. И им нужно успеть отметать оплодотворённую икру. Потом наступает ещё один важный период – развитие икры и рождение личинок. Тут требуются особые условия: благоприятная температура воды и отсутствие угрозы обсыхания икры при уходе воды с поймы. Продолжительность созревания икры – от 10 до 15 суток. Поэтому зачастую оплодотворённость икры не превышает 15-20 процентов. И это лишь один фактор.

У нас давно созрела необходимость ответа на вопрос: до какого времени при попуске желательно подержать воду в пойме, чтобы рыба и мальки успели вернуться в реку? Конечно, если исходить из цели максимального получения жизнестойкой молоди, то ответ должен быть один: до третьей декады июня, когда молодь карася и карпа, последних из размножающихся видов, будет способна покинуть нерестилища с уходом воды с поймы. Но это идеальный вариант, который не имеет, безусловно, практического смысла и, конечно, неосуществим с учётом интересов всех субъектов экономики, использующих воду Иртыша.

Есть ещё один экологический нюанс. До постройки водохранилищ в Иртыше обитали только местные виды, главным образом щука, окунь, плотва, елец, линь, язь, ёрш и налим, которые и составляли основу промысла. Молодь этих рыб в огромных количествах скатывалась с нерестилищ в пойменные озёра, протоки и затоны, где для них было достаточно корма, и они друг с другом почти не конкурировали за еду. Но после зарегулирования Иртыша образованы большие водохранилища, в которые запустили чужеродные виды: леща, сазана, судака, растительноядные и лососевые виды. Эти виды с водой проникли и в водоемы Павлодарской области. Затем начались мероприятия по вселению «чужаков» и в пойменные водоёмы. Так появились на нашем участке Иртыша лещ, сазан-карп, толстолобик, судак, верховка, головёшка-ротан. Изредка встречаются рипус и даже сом и пиранья. Между местными видами и пришельцами началась и продолжается жестокая борьба за корм, за места обитания и размножения. Естественно, кормовых организмов в озерах, протоках и затонах на всех не хватает. И поэтому гибель молоди, даже выжившей в период большого паводка, из-за недостатка корма, увеличившегося пресса хищников значительно возросла. Это тоже аргумент за то, чтобы не ждать до июня, ограничиться концом мая.

Но ранний и быстрый спад весенних паводковых вод, происходящий у нас с завидным постоянством, так как при попусках ихтиофауна остаётся на задворках, приводит к массовой гибели отложенной икры, личинок, молоди, а порой и производителей на нерестилищах с последующей резорбцией созревающих половых клеток. Все эти изменения исторически сложившихся условий естественного размножения многих видов рыб в результате регулирования стока Иртыша изменяют ход половой цикличности, время и длительность размножения, ритм икрометания, условия нагула, пищевой активности. И как результат – обеднение фауны, снижение биологических показателей рыб и скудные уловы.

Загрязнение стало самым мощным антропогенным фактором в бассейне Иртыша, оно по силе воздействия на биологические объекты реки превышает суммарное влияние всех других отрицательных переменных. Проблемам загрязнения Иртыша посвящено много работ, свидетельствующих, что трансграничная река, протекающая по территориям трёх государств, стала одним из самых загрязнённых водотоков региона. При сбросах даже очищенных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых стоков наблюдается изменение качества воды. Наиболее остро это ощущается в маловодный период и особенно в годы с малой водностью.

Значительные экологические проблемы в бассейне среднего Иртыша связаны с пойменными пожарами, нарушениями в природоохранных зонах, браконьерством и стихийной интродукцией животных. Всё вкупе привело к тому, что сегодня в Иртыше основу ихтиофауны составляют аборигенные виды: щука, окунь, плотва и чужеродный лещ. Усилия по повышению численности карпа-сазана пока не дают успеха. Безвозвратно потеряны такие уникальные виды, как сибирский осётр и нельма, в статус редких видов претендует перейти и стерлядь.

И давно пора при весенних попусках учитывать объективные биофакторы. Но, к сожалению, глубоких исследований по биологии и экологии ихтиофауны Иртыша нашего региона, в том числе осетровых и лососевых, не проводилось более 30 лет. Это, естественно, не позволяет разрабатывать эффективные меры по охране и воспроизводству этих рыб.

Изменения водных ресурсов, происходящие под влиянием антропогенной нагрузки на водную среду и речные бассейны, проявляются в первую очередь на низком, минимальном стоке реки. А потому требуется разработка механизма, позволяющего объединить противоречивые интересы природопользователей бассейна Иртыша в сфере освоения водного и гидроэнергетического потенциала, создать условия для устойчивого развития всего бассейна. Возникшие водно-экологические проблемы в бассейне Иртыша настоятельно требуют разработки принципиально новых подходов к водной стратегии, установления приоритетов в выборе путей выхода из сложившейся ситуации.

Для нас очень важный фактор – использование ресурсного потенциала пойменных лугов, многого можно достичь за счёт создания (восстановления) лиманов в пойме реки Иртыш, формирования сеяных сенокосов и совершенствования естественных травостоев. Необходимо закладывать в режимы водного наполнения лиманов периоды от краткосрочного до долгосрочного затопления с учётом продуктивности естественных травостоев, высева раннеспелых и позднеспелых сеяных трав. Создание или восстановление лиманов будет способствовать изменению химических, физических, биологических свойств пойменных почв, позволит увеличить энергетическую ценность урожая, снизить затраты на эксплуатацию лиманов, повысит рентабельность кормопроизводства. А для рационального использования водных ресурсов Иртыша необходима комплексная оценка ущерба, наносимого экосистеме среднего Иртыша при различных объёмах весеннего природоохранного попуска. Общая оценка ущерба позволит вести конструктивный диалог представителям от Павлодарской области в Межведомственной попусковой комиссии. Для подсчёта ущерба необходимо создание рабочей группы специалистов различного профиля: экологов, гидрологов, гидрохимиков, гидробиологов, ихтиологов, ботаников, зоологов, специалистов сельского хозяйства и туризма, водного транспорта. База есть. Студентами и магистрантами Торайгыров университета разработаны математические модели связи биоразнообразия и водности Иртыша. Только за последние пять лет подготовлено более десяти публикаций по этим исследованиям.

Весьма важным выводом, полученным в ходе проведенной работы, стал следующий. Для получения максимальной обводнённости поймы наравне с общим объемом сброса воды большую роль играет секундный расход воды и его продолжительность. Для затопления поймы на 90 процентов необходимо выдерживать попуск продолжительностью 34 дня, с поддержанием расходов 3500 кубометров в секунду – 10 дней, а для заливания труднозатопляемых участков поймы необходимо вновь возрождать лиманные системы. Не сделаем это – продолжим терять не только уникальную фауну поймы, но и драгоценную ихтиофауну реки.

Подготовил Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.