• Вс. Ноя 24th, 2024

Классик и современницы

Окт 31, 2024

Удивительно красивый проект получился у двух творческих людей: нашей землячки, ныне москвички, кинорежиссёра Людмилы Лебедевой и павлодарского композитора Ларисы Лобченко. Неожиданно они стали создателями аудиоверсии сонетов Шекспира в сопровождении музыкальных композиций.

Всё вышло довольно неожиданно, говорят авторы этого проекта. Людмила, находясь в Павлодаре, свободное время проводила со своим десятилетним внуком Димой. Она хотела увлечь его поэзией Шекспира, начав с сонетов, один из которых стала читать вслух внуку. Выбрала для него третий сонет. Выбор был сделан осознанно. Людмила говорит, что сегодня слишком активно внушают молодым, что идеология «чайлдфри» – это очень удобно, можно пожить для себя. Наверное, как бонус можно считать и уменьшение населения планеты. А именно в третьем сонете великий поэт и драматург пишет о том, что ты сохраняешь свою молодость именно в семье, имея свое продолжение – детей. Что без детей жизнь пуста, и ты не оставишь на земле после себя ничего. Но 10-летнему мальчику совет классика «на зашёл», как сказали бы молодые. Он его не прочувствовал, не проникся.

Тогда бабушка решила попробовать сделать сонет более привлекательным и приятным для восприятия. Она думала именно о Диме – тот увлекается музыкой, ходит в музыкальную школу, обучается игре на саксофоне. Так появилась идея прочесть сонет под музыкальное сопровождение.

Людмила нашла у себя запись одной мелодии, которая, по её мнению, идеально подходила для замысла. Правда, у этой музыки был неизвестен автор и отсутствовал финал. Тогда Людмила Лебедева обратилась за помощью к павлодарскому композитору Ларисе Лобченко. Они были уже знакомы и вместе работали над кинопроектом режиссёра. Она рассказала Ларисе о своей идее и попросила написать для мелодии утерянное окончание.

Лариса с особенным удовольствием взялась за работу – не только написала финал, но и исполнила мелодию, так, что Людмила только удивилась – как же здорово и гармонично у неё получилось, каким интересным было её исполнение. Своё восхищение она высказала композитору. Вот тогда-то и выяснилось, что Ларисе пришлось работать над… своей собственной мелодией. Видимо, она сохранилась у Людмилы со времён их прежнего сотрудничества. Лариса вспоминает, что для нее задание режиссера стало настоящей приятной неожиданностью – ей довелось написать заключительные аккорды для своей композиции, и самой мелодии, как и её автору, выпала почётная миссия – сопровождать бессмертное произведение. Теперь захотелось поделиться сонетом с друзьями, находя всё больше одобрения и поддержки среди слушателей.

А Людмила шутит: «Вот уж поистине – музыка нашла своего автора». Но для неё интрига довольно долго сохранялась, она не сразу узнала, что поручила Ларисе написать окончание к её собственной мелодии. Музыкант очень тактично и ненавязчиво подвела её к этой истине. А в создании самой записи, где звучат стихи великого Шекспира в исполнении Людмилы Лебедевой под музыку Ларисы Лобченко, принял активное участие и внук режиссёра Дима. Эта история настолько тронула мальчика, что он увлёкся и самим проектом. И в конце концов проникся стихами Шекспира. Так была достигнута изначальная цель.

Результат получился настолько удачным, что Людмила решила поделиться этой записью с друзьями. Она выложила её в своих социальных сетях и получила в ответ множество восторженных откликов. И почти в каждом люди требовали продолжения. Почему бы и нет? Это на самом деле увлекло обеих – и режиссёра, и композитора.

За короткий срок они подготовили записи 14 сонетов и продолжают работать над этим увлекательным проектом. Композитор и режиссёр по очереди выбирают сонеты, чтобы вновь подарить слушателям возможность по-новому услышать бессмертные строки Уильяма Шекспира в переводе Самуила Маршака. Надо сказать, что Людмила, имея режиссерское образование, актерский и дикторский (на радио и телевидении) опыт, замечательно читает сонеты. Лариса Лобченко пишет прекрасные музыкальные пьесы. Получается очень гармонично, чувствуется истинное созвучие слов и звуков музыки. Пока свои произведения авторы публикуют в Инстаграме, делятся с друзьями.

Думается, что уже в ближайшее время они смогут сделать своеобразную презентацию, которую планируется провести в один из пятничных музыкальных вечеров в Доме-музее Шафера. Возможно, эти записи перенесут на какой-нибудь электронный носитель, чтобы сонеты могли слушать все посетители Дома-музея. Такой интересный проект – свое­образная аудиокнига – может стать и учебным пособием при изучении творчества великого классика в учебных заведениях. Светлана ЧИСТЯКОВА.