Историю делают люди – это расхожее выражение не вызывает сомнения. В истории журналистики нашего региона немало было ярких персон, которые поднимали уровень нашей медиасферы на новые высоты. В том числе те, благодаря кому сегодня газета «Звезда Прииртышья» имеет весомый авторитет среди СМИ. Все они были многогранными личностями, обладали разносторонними талантами. Мы расскажем о некоторых из них.
В первые годы образования молодой Павлодарской области журналистом в редакции газеты «Большевистский путь» (так тогда называлась областная газета, ставшая впоследствии «Павлодарской правдой», а еще позже – «Звездой Прииртышья») работал Геннадий Арсеньевич Бешкарев – личность незаурядная, но малоизвестная.
Геннадий Арсеньевич Бешкарев родился в 1917 году в семье мелкого советского служащего и дочери участников польского восстания, высланных в Сибирь. Г.А. Бешкарев окончил Новосибирский театральный институт и осенью 1937 года с группой артистов Новосибирской филармонии приехал в Павлодар. Только что образованная область остро нуждалась в квалифицированных кадрах, и Бешкареву предложили заведовать областным отделом искусств, на что он согласился. Но вскоре был призван на военную службу.
Вернувшись в Павлодар, Геннадий Арсеньевич поступил на работу в джаз-оркестр, который играл перед сеансами в кинотеатре «Ударник», солируя в нем на гавайской гитаре, необычайно популярной у посетителей киносеансов.
Спустя полгода Г.А. Бешкарев был направлен на работу в областную газету. Редакции двух газет – казахской и русской – размещались в большом одноэтажном здании. Кроме редактора Ряднина, его заместителя Мельника и ответсекретаря Карандашова, в те дни в русской редакции трудились всего три литсотрудника. Отдел сельского хозяйства вел Федор Боярский, за промышленный отдел отвечал начинающий писатель Семен Анисимов, отделом информации и писем ведал Маслов. Бешкареву же было поручено заведовать отделом культуры и быта, ему выписали служебное удостоверение и сразу выдали кучу редакционных заданий.
Геннадий Арсеньевич вспоминал: «Любимая работа снова поглотила меня целиком. Бывали дни, когда моими материалами заполнялись целые полосы. Я был способен сутками не выходить из редакции, если нужно было срочно готовить в номер очередной материал, фельетон или очерк. Не было случая, чтобы я не сдал в срок запланированного материала, причем редакторская правка редко касалась написанных мною страниц».
Как пишут в своей книге «Павлодарская область в годы Великой Отечественной войны» авторы-составители В.Д. Болтина, Т.Е. Покидаева, Л.В. Шевелева, в один из дней к Г.А. Бешкареву пришли артисты, один из которых представился: «Я – цирковой артист, престидижитатор, манипулятор Марчесс. Обо мне вы, наверное, слышали? Мария Семеновна Марадудина, – указал он на пожилую интеллигентную женщину. – Недавно еще была членом ЦК РабИС. Галина Александровна Лерхе – балерина, солистка Большого театра. Антонина Александровна Смирнова – солистка ЦДКА. Георгий Иванович Кугушев – в недавнем прошлом художественный руководитель и главный режиссер театра музыкальной комедии. Его супруга – Ирина Вениаминовна Калиновская».
Марчесс протянул Бешкареву лист бумаги и сказал, что они ссыльные, кроме Ирины Вениаминовны, и что они хотят работать по специальности, но им везде отказывают.
Адресованное отделу пропаганды и агитации обкома партии и областному управлению НКВД письмо это было предельно кратким и убедительным. Артисты писали, что «полагают ошибочным нежелание отдела искусств использовать крупные силы таких видных мастеров сцены, волею обстоятельств оказавшихся в Павлодаре. Под руководством любого пользующегося доверием обкома лица они принесли бы неизмеримо большую пользу молодой области, давая содержательные концерты, нежели на любой другой работе».
Бешкарев дал «ход» письму, и жители области получили возможность насладиться настоящим большим искусством. В Ленинском парке был отремонтирован забор, приведены в порядок зеленые насаждения, построены сцена, павильон летнего ресторана, киоски для торговли прохладительными напитками и мороженым. Остросюжетный скетч М. Зощенко «Корни капитализма», танец французской революции «Са-Ира», вокальные номера, репризы – целый сонм великолепных артистов эстрады выступал перед павлодарцами и даже гастролировал по области и за ее пределами.
В годы Великой Отечественной войны журналисты не только воевали с оружием в руках на передовой, но и одновременно сражались с фашизмом на информационном поле. Важную роль в освещении событий войны сыграли военные журналисты, которые, рискуя своей жизнью, шли на передовую ради правды о защитниках родины. И на фронте, и в тылу, на передовой идеологического фронта в годы войны сражались наши земляки – уроженцы и жители области: журналисты Николай Трофимович Карандашов, Галимжан Макашев, Генрих Владиславович Довятас.
Николай Трофимович Карандашов с 1933 по 1939 год – редактор Иртышской районной газеты, с 1 января 1939 по 1966 год работал в областной газете «Большевистский путь». В ноябре 1941 года работу в газете прервала война, Н. Карандашов был мобилизован и направлен на курсы переподготовки политсостава запаса в г. Ош Киргизской ССР. После учебы направлен в 232-й кавалерийский запасный полк в г. Кушку на должность секретаря партбюро полка.
Николай Трофимович рассказывал «Никогда не изгладится из памяти народной этот день – 22 июня 1941 года. А для нас, журналистов, он вдвойне памятен, потому что мы несли на страницах печати страшную весть: гитлеровская Германия вероломно напала на Советскую Родину. День выдался теплый, солнечный. С утра трудящиеся Павлодара, вместе с ними и мы, работники «Большевистского пути», с семьями, друзьями шли и ехали в городской парк, на пляж, на зеленые прииртышские поля. И никто не знал в это раннее утро, что надвигается на них всенародное горе. И вот правительственное сообщение… Война! Каждый из нас, журналистов, сердцем осознал: отдых кончился, надо бежать в редакцию. Через считанные минуты весь литературный состав был в кабинете редактора А.А. Лужбина.
Короткое совещание. Определены задачи: делать экстренный выпуск. Всем немедленно идти на предприятия, в учреждения, туда, где трудящиеся уже собирались на митинги. В выступлениях звучала решимость отдать все силы на помощь фронту, победе над врагом.
А в типографиях на своих постах уже были наборщицы, метранпажи, печатники. Сообщения о войне, пришедшие из эфира, материалы о митингах превращались в газетные строки, в страницы экстренного специального номера. С болью в сердце смотрели мы первый военный номер своей газеты. Вместо привычных мирных статей, корреспонденций, заметок, рассказывающих о трудовых делах рабочих, колхозников, о жизни молодежи, овладевающей высотами науки, о радостях наших детей, мы заполнили сообщениями о начавшейся войне, материалами митингов, призывами к усилению трудового напряжения во имя победы над врагом.
День 22 июня 1941 года изменил лицо нашей газеты. «Все для фронта! Все для победы! Смерть немецким оккупантам!» – этот лозунг стал нормой нашей жизни и работы, и он до конца Великой Отечественной войны не сходил со страниц нашей газеты. Все было подчинено фронту».
Галимжан Макашев родился в 1923 году в Баянаульском районе. В 1941 году окончил Павлодарское педагогическое училище. В декабре 1941 года был призван в ряды Красной Армии и направлен в Алма-Атинское военно-пехотное училище. В связи со срочным выездом в действующую армию аттестован не был. Служил помощником командира взвода разведки танкового полка 7-й отдельной тяжелой гвардейской Новгородско-Берлинской краснознаменной танковой бригады, гвардии старший сержант. Награжден Орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья». С июля 1954 года по июль 1957 года – литературный работник, заведующий отделом совхозов и информации редакции областной газеты «Кзыл-Ту», с июля 1957 по февраль 1960 года – редактор Куйбышевской районной газеты «Социалистический труд».
В 1955 году по путевке ЦК Комсомола Узбекистана приехал на целину в Павлодарскую область Генрих Владиславович Довятас. Он ушел на фронт, едва успев окончить Московский литературный институт имени М. Горького. Воевал в десантных войсках, после ранения в 1942 году был переведен в сформированную 16-ую Литовскую дивизию. Был командиром взвода разведки 92-го отдельного саперного батальона, затем командовал ротой разведки 16-й Литовской дивизии. 16-я стрелковая дивизия формировалась под г. Горьким в Правдинске. Довятас вспоминал: «Там чудесные рощи были березовые, и весна там была такая буйная, а мы знали, что нам ехать на фронт опять, потому что большинство из нас были фронтовиками, уже прошедшими госпитали. Вот я и написал стихи «Весна». Много стихотворений Генриха Довятаса, посвященных отчему дому, родным и близким, боевым действиям, публиковались в дивизионной газете.
Кроме публикации литературных произведений, призванных поддержать боевой дух товарищей, Довятас был составителем листовки «Литва партизанская». Листовкам и боевым листкам в годы войны придавалось особое значение. Эта «малая печать» своей целенаправленностью, живым, доходчивым словом наряду с периодической печатью помогала настроить бойца на предстоящую битву с врагом.
Из воспоминаний Генриха Довятаса об участии в партизанском движении в Литве: «Надо сказать, что в условиях Прибалтики партизанское движение было в очень тяжелом положении… Было мало партизан, потому что население в основном еще колебалось, оно только-только ощутило, что такое советская власть. И вот нам было очень трудно иногда находить опору среди местных жителей. Потому что передовая часть рабочих и крестьян ушла к нам, часть ушла к белорусским партизанам. В самой Литве условия для партизанской борьбы были очень трудные, только одно Полесье, Паневежский район, там не очень много лесов, и трудновато приходилось. И вот когда Шумаускас, Снечкус создавали штаб партизанского движения, то много кадров, основные командирские кадры, они брали из нашей 16-й Литовской дивизии. И нам, партизанам, приходилось основную работу строить не на боевых операциях, потому что нас было очень мало, а, в основном, на агитации, на пропаганде, на привлечении населения».
Генрих Владиславович прошел от Смоленска до Кенигсберга. В Кенигсберге получил ранение и победу встретил в госпитале. С фронта вернулся инвалидом II группы, вскоре стал инвалидом I группы. После войны снова занялся любимым делом – вернулся в журналистику. Работал в Совинформбюро, корреспондентом на Туркменском канале, был внештатным корреспондентом Всесоюзного телевидения и радиовещания, работал собственным корреспондентом в Якутии, Бурятии, Монголии.
Его стихи были опубликованы в армейской газете, в дивизионной газете, а стихотворение «Мать» напечатали в свое время в журнале «Огонек», готовился к изданию сборник его стихов в г. Алма-Ате в издательстве «Казахстан».
Немало сделал для «Звезды Прииртышья» Владимир Семенович Молотов, который был редактором областной газеты с 1954 по 1974 год. Подробнее о его жизни и рабочей биографии читайте в этом номере в материале Федора Ковалева «Наш Молотов» на 13 стр.
Продолжение материала «Герои пера» читайте в следующем номере.
Надежда КУБИК,
заместитель руководителя Государственного архива Павлодарской области.
Фото предоставлены автором.