• Вс. Сен 29th, 2024

Бесценное наследие Маргулана

Июн 13, 2024

Уникальные, ранее не опубликованные рукописи отца казахской археологии Алькея Маргулана попали в руки павлодарских историков. Среди них рецензия, написанная академиком на диссертацию своего ученика Кемаля Акишева, обнаружившего «Золотого человека». Эти документы открывают нам ещё одну сторону многогранной деятельности учёного – педагогическую.

В этом году в научных кругах Казахстана широко отмечается 120-летие со дня рождения нашего земляка, уроженца Баянаула Алькея Маргулана. В конце мая в Павлодаре прошла международная научно-практическая конференция, посвящённая его наследию с участием учёных из десяти стран.

В прошлом выпуске «Звезды Прииртышья» мы рассказали об археологических открытиях сотрудников института, сегодня поговорим о литературных и эпистолярных находках в области маргулановедения – молодого направления науки, которое с прошлого года введено в учебную программу студентов-историков Маргулан университета.

В 2022 году Павлодарский государственный педагогический университет стал называться Маргулан университетом, а действующий при нём Маргулан-центр обрёл статус института археологических исследований. На его базе создали учебно-исследовательский комплекс «Маргулантану», который возглавила историк и археолог Енлик Абеуова.

С этого момента изучение наследия академика стало комплексным и постоянным. Алькей Маргулан был чрезвычайно продуктивным учёным, под стать своему наставнику академику Канышу Сатпаеву. Если Сатпаев стал отцом казахской геологии, то Маргулан – основоположником казахской школы археологии и этнографии.

За 40 лет он сделал множество важных открытий, в том числе обнаружил крупнейший очаг цивилизации эпохи поздней бронзы – Бегазы-Дандыбаевскую культуру, издал более 300 научных публикаций, в том числе фундаментальные работы – «Древняя культура центрального Казахстана» и пятитомник «История Казахской ССР».

Его многолетнее исследование творчества Чокана Валиханова вылилось в монографию «Шокан и Манас», а собранные в экспедициях казахские предания – в «Ежелғи жыр аңыздар». Кладезью народной культуры стало трёхтомное «Казахское прикладное искусство». Также Алькей Хаканович писал работы по архитектуре и искусствоведению.

Он был человеком энциклопедических знаний и широчайшего кругозора, поэтому все его находки и наблюдения не вместились даже в 14-томное собрание его сочинений. Ещё не исследованы все его архивы, поэтому маргулановедам предстоит много открытий.

– Основная цель комплекса «Маргулантану» – это систематизация, сохранение, изучение наследия Алькея Хакановича. Его научных трудов, книг из домашней библиотеки, рукописного фонда – отзывов, рецензий, писем, чертежей, рисунков, археологических карт, – объясняет Енлик Абеуова.

Маргулан университет поддерживает тесное сотрудничество с дочерью академика – Данель Алькеевной. После смерти отца она подарила его личные вещи и рукописи в музеи Алматы, Астаны, Павлодара, других городов и сёл страны. Теперь Енлик Абеуова с коллегами выясняет, что из этого богатства имеется в Павлодарской области.

– Первым делом мы пошли в фонды краеведческого музея, в музей литературы имени Бухар жырау, – рассказывает она. – В селе Кундыколь Баянаульского района есть школа имени Маргулана, там к его столетию открыт замечательный музей, один из первых школьных музеев с большим количеством экспонатов, личных вещей и книг. В Экибастузском регионе есть село имени Маргулана, где функционирует одноимённая школа, при ней тоже небольшой мемориальный музей. В краеведческом музее Экибастуза действует отдельный зал Алькея Маргулана. В нескольких музеях встречаются его домбры. Он очень хорошо играл. Ему на юбилеи дарили инструменты.

На базе учебно-исследовательского комплекса «Маргулантану» создан научный архив. В трёх шкафах содержится больше сотни ранее не опубликованных отзывов и рецензий Алькея Хакановича, написанных им к научным диссертациям своих учеников. Эти материалы за последние три года передала Данель Алькеевна. Многое ещё хранится в её домашнем архиве.

– Сама лично я изучала Алькея Хакановича как историка и археолога, но погрузившись в архивные материалы, открыла его для себя ещё и как педагога, – говорит Енлик Абеуова. – Сейчас я пишу диссертацию на тему «Алькей Хаканович Маргулан. Его научно-педагогическое наследие». Он был кандидатом исторических наук, доктором филологических наук, воспитал плеяду учеников. Под его руководством написаны кандидатские и докторские диссертации. В этом году отмечается столетие его ученика, уроженца Баянаульского района Кемаля Акишева, который нашёл «Золотого человека». Маргулан был руководителем его кандидатской диссертации, посвящённой эпохе бронзы Центрального Казахстана.

Енлик Абеуова показала рецензию, написанную рукой Маргулана:

«Акишев молодой растущий учёный. Будучи аспирантом, он принимал деятельное участие в работе Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, проведённой под моим руководством в 1950-1952 гг. За это время он хорошо освоил методику раскопочных работ, легко ориентируется в определении типа памятников и хронологической их периодизации».

Ещё одним подарком комплексу «Маргулантану» от Данель Алькеевны стала карта распространения бронзовой культуры в Центральном Казахстане, составленная по полевым дневникам Маргулана в ходе Центрально-Казахстанской археологической экспедиции. Это самая полная карта археологических памятников эпохи бронзы, расположенных на территории Акмолинской, Карагандинской и Павлодарской областей. Настоящая карта сокровищ нашей истории.

Этим летом университет выпустит первый номер научного журнала «Маргулантану», который охватит все направления деятельности учёного. Пилотный выпуск посвятят его жизни и вкладу в науку. Последующие номера будут выходить четыре раза в год. Уже ведутся переговоры с отечественными и зарубежными авторами.

Кроме работы с документами, этим летом археологи и студенты Маргулан университета продолжат раскопки в Павлодарской области, в частности, близ озера Торайгыр, где находится филиал Института археологических исследований, Сакские курганы и могильник Кемпиртас. Дело отца казахской археологии живёт в его учениках.

Федор КОВАЛЕВ.

Фото автора.