• Вт. Окт 8th, 2024

Юбилей с дырявой крышей?

Июн 13, 2024

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения нашего земляка, фотографа и краеведа Дмитрия Поликарповича Багаева, снявшего полувековую фотолетопись Павлодара и области, запечатлевшего кочевой быт казахов начала 20 века, создавшего павлодарский краеведческий музей имени Потанина. К этому юбилею единственный в Казахстане мемориальный Дом-музей фотографа, в котором он жил и работал с 1905 по 1958 год, подошёл в аварийном состоянии – с протекающей крышей и трещинами на стенах.

2024 год богат на круглые юбилейные даты. На фоне чествования памяти наших знаменитых сограждан 140-летие Багаева выглядит скромно – его дом, построенный в 1904 году, стремительно ветшает. Ураган повредил крышу, теперь во время дождя вода бежит внутрь, грозя испортить уникальные фотоматериалы и старинные экспонаты.

До недавних дней в столь же плачевном состоянии находилась и могила Багаева на Пахомовском кладбище. Ни у его потомков, ни у властей до неё годами не доходили руки. Впрочем, это неудивительно – кто увидит этот памятник на заросшем погосте, который открывают только по выходным? На днях сотрудники краеведческого музея привели надгробие в порядок: покрасили постамент, пропололи и убрали близлежащую территорию.

Поговаривают, что павлодарский скульптор Зоя Соболева много лет назад сделала гранитный бюст Дмитрия Багаева. Интересно узнать, сохранился ли он и можно ли его установить на могиле.

На выходных мы встретились с Куляш Шайдуллиной, руководителем Дома-музея Багаева. Вместе пошли на Пахомовское кладбище навестить могилу фотографа. Она возложила цветы. Я завёл разговор о том, как решается проблема ремонта Дома-музея.

– Да, это наша болезненная тема, – говорит она. – Кровля нашего музея находится в крайне аварийном состоянии. Но, слава богу, на сегодняшний день ведутся работы по составлению проектно-сметной документации и, если её сделают, на следующий год обещают кровлю нашего музея отремонтировать.

– От ливней фонд не пострадает?

– Естественно, всё это грозит нашему фонду, нашим экспонатам. Но мы стараемся их спасти. Где течь идёт, мы убираем оттуда наши ценные экспонаты.

– В каком году начались проблемы с кровлей?

– Такие активные – примерно лет пять назад.

Больше всего нуждается в ремонте стеклянный павильон, где с 1913 года Багаев фотографировал павлодарскую знать и рядовых горожан. В числе посетителей был городской голова Павлодара 19 века, купец и меценат Артемий Деров. Здесь сделано единственное фото поэта, мыслителя, этнографа Машхура Жусупа Копеева, сюда приходила народная певица Майра Шамсутдинова и академик Каныш Сатпаев. Сейчас, наверное, единственным павлодарцем, снявшимся у Багаева, остался 85-летний художник Виктор Поликарпов. На фото – он трёхмесячный на руках матери.

Музеем дом Багаева стал в 2001 году. До этого 30 лет в нём жили родственники фотографа, потом они продали здание руководителю фотоклуба «Орион» Едыге Ниязову. «Орионовцы» задумали организовать музей Багаева, но своих средств не было. В итоге после долгих переговоров и вмешательства прессы дом выкупило государство. Здесь провели капремонт и открыли музей.

Годами музейщики вели научно-исследовательскую работу. В итоге собрали и упорядочили более 200 экспонатов и 1700 негативов. 700 зачем-то передали в алматинский музей, часть негативов, снимков и дневников Багаева хранится в фондах краеведческого музея. Центральным местом Дома-музея является фотопавильон, который сейчас больше всего нуждается в ремонте. Его стену украшают рукописные фоны «Летняя терраса» и «Зимний пейзаж».

Здесь же установлена старинная мебель в стиле модерн, запечатлённая на многих фотографиях того периода. Бриллиант экспозиции – большая павильонная фотокамера 1907 года австрийской фирмы Foigtlender & Sohn. Её молодой Багаев купил в Москве в 1928 году у классика советской фотографии Моисея Наппельбаума, автора портретов всех знаменитостей начала века – от Ленина, Сталина и Дзержинского до Есенина, Блока, Мейерхольда и Эйзенштейна.

В витрине павильона размещена коллекция фотоаппаратов разных лет, старейший из которых Zeiss Ikon 1925 года. В музее восстановлена обстановка дореволюционного мещанского быта, в том числе рабочий кабинет фотографа с гнутыми венскими стульями и трофейной печатной машинкой Rheinmetall Borsig на столе. На стенах постоянно действующая экспозиция «Быт казахского народа начала 20 века». Периодически она уступает место работам современных авторов – в музее часто проходят выставки казахстанских и зарубежных фотографов.

Сейчас здесь экспонируется 45 работ Дарьи Баженовой под названием «Куда уходит детство?», а крупная выставка фотографий Павлодарской области 19 века Самуила Дудина, представленных Кунсткамерой Санкт-Петербурга, в стены багаевского дома не вместилась. Поэтому её провели в музее «Ертiс». Там же в сентябре пройдёт областная научно-практическая конференция «Вклад Дмитрия Поликарповича Багаева в культурное наследие Павлодарского Прииртышья». Так что дом Багаева жил и живёт активной жизнью, и, чтобы она в нём не угасла, нужен капитальный ремонт, который не проводился здесь с 2012 года.

Музейщики, как смогли, сами залатали кровлю и эвакуировали ценные вещи из затапливаемых помещений. Во время дождя они постоянно дежурят, подставляя тазы и вёдра под капающую с потолка воду. Она течёт на электрощит и проводку, грозя замыканием и пожаром, а сырость нарушает влажностный режим хранения предметов старины. Одних усилий работников музея, постоянно что-то подкрашивающих и подбеливающих, уже недостаточно.

Необходимо менять кровлю, и сделать это должны не сбивающие цену шабашники, а специалисты сродни реставраторам – здание является памятником истории и архитектуры, поэтому важно сохранить его первоначальный вид. Таким образом, цена вопроса может вырасти до стоимости часового выступления на Наурыз Розы Рымбаевой и Кайрата Нуртаса, которые в этом году обошлись бюджету в десять миллионов тенге.

Нашёл статью Айнур Коскиной 2014 года о проблемах дома Багаева. Она пишет: «Несмотря на то, что объект культуры находится на финансировании местного бюджета, средств на его содержание катастрофически не хватает… Но на это есть свои причины. До недавнего времени львиная доля финансирования культуры уходила на памятники и стелы. Стоимость некоторых из них достигала 800 тыс. долларов». Как мы видим, за 10 лет мало что изменилось.

Дом-музей Багаева является филиалом краеведческого музея, подчиняющегося областному управлению культуры, архивов и документаций. Годами музейщики пытаются выбить деньги на ремонт, но в какой-то инстанции их запросы игнорируют. С такой хозяйственной деятельностью город может потерять дом Багаева, как ранее потерял другие архитектурные памятники – деревянный Дом пионеров и гостиницу «Россия», как сейчас теряет стоящие в запустении дома Некрасова и купца Осипова, а также гостиницу «Ливадия», обречённую на снос. Одно реальное дело – капремонт – ценнее тысячи славословий в адрес Багаева.

АНОНС: В следующем выпуске «Звезды Прииртышья» мы расскажем об интересной находке – фотографии, сделанной Багаевым в 1931 году. Читатели нашли её в одном из старых домов Павлодара и принесли к нам в редакцию.

Фёдор Ковалёв.

Фото автора и Людмилы Баюшевой.

СПРАВКА: Дмитрий Поликарпович Багаев (1884-1958) родился в семье речника в селе Туманы Вятской губернии. Там окончил пять классов, работал матросом. В 15 лет переехал в Павлодар к дяде Назару, конюшему купца Дерова. Работал в его горнопромышленном обществе сначала посыльным, потом писарем. В 1899 году у приказчика увидел фотоаппарат и попросил его научить снимать. С 1901 по 1903 год работал подмастерьем и учился у омского фотографа Коркина. В 1905 году открыл первый фотосалон в Павлодаре. С 1912 года – член Тамбовского фотографического общества. В 1928 году окончил фотокурсы в Москве.

В 1928, 1930, 1952, 1956 годах за свой счёт проводил этнографические экспедиции по Казахстану и Павлодарскому Прииртышью. С 1905 по 1958 год создал полувековую фотолетопись города и области, сняв более 3000 негативов. На снимках – горожане дореволюционного Павлодара, кочевая жизнь казахов, революция, голод, коллективизация, Великая Отечественная война, поднятие целины, портреты, пейзажи и фоторепортажи. С 1928 года опубликовал на страницах районных и областных газет 154 статьи и заметки по истории края. С 1942 по 1958 год – директор Павлодарского областного краеведческого музея.