• Вс. Сен 8th, 2024

Труды и дни Толымбека Манакбая

Янв 25, 2024

Почётному гражданину области исполняется 75 лет

Работа в Павлодаре

С Павлодарским Прииртышьем связана важнейшая часть трудовой биографии Толымбека Манакбая – одного из самых опытных представителей банковской системы Казахстана. Родом он из Южного Казахстана. Школу закончил с золотой медалью и поступил в Алма-Атинский институт народного хозяйства. После его окончания и службы в армии начал работать в структуре Строительного банка СССР: сначала в Шымкентском областном его отделении, где хорошо показал себя и был переведён заместителем управляющего Джезказганского облотделения этого банка. Закончил заочный Всесоюзный финансово-экономический институт и в 1979 году возглавил Павлодарскую областную контору Стройбанка СССР.

То было время бурного развития индустрии Павлодарского Прииртышья. Одновременно достраивались и строились промышленные гиганты региона: тракторный, нефтеперерабатывающий и химический заводы, Ермаковский завод ферросплавов. На особом контроле Москвы и Алма-Аты были крупнейшие объекты ЭТЭКа – Экибастузского топливно-энергетического комплекса – ГРЭС-1 и другие. И все они так или иначе финансировались Стройбанком СССР, а в данном случае – его областным отделением в Павлодаре. Иными словами, в становлении знаковых промышленных предприятий региона и республики лично участвовал руководитель этого важнейшего финансового института Толымбек Манакбай.

Дальше была перестройка, начались сбои в экономике, сложности с финансированием и другими проблемами. А банк продолжал работать и помимо прежних своих функций поддерживал нарождающийся частный бизнес, участвовал в благотворительных проектах. А его руководитель, уже как предприниматель, помогал тогда и позднее строить школы и детские сады, участвовал в реконструкции первой мусульманской мечети («Ақ мечеть»), в сооружении Благовещенского собора и мечети Машхура Жусупа. А его личные заслуги отмечены знаком «Отличник Стройбанка СССР».

Перестройка и после неё

Перестройка сопровождалась бурными политическими событиями в стране, и наша область не была исключением. Заявляли о себе новые общественные силы, зарождался бизнес, кипели страсти… В те годы Толымбек Манакбай ярко проявил себя во всех этих процессах, стал общественно значимой фигурой. Ещё велики были роль и влияние партийных органов, обком партии стремился держать бразды управления в собственных руках, но уже находились люди, которые не боялись открыто критиковать даже первого секретаря этого партийного органа.

Одним из таких был Т. Манакбай, остро выступивший на областной партийной конференции, чему я был свидетелем: критиковал первого секретаря Ю.А. Мещерякова за стиль и методы работы, административный нажим и другие дела. Многим тогда казалось, что он потребует и отставки партийного руководителя (сделавшего, кстати, немало хорошего для развития региона), однако Т. Манакбай, сославшись на казахскую пословицу «Караван исправляется в пути», пожелал ему учесть критику и удачи в дальнейшей работе. И Ю.А. Мещеряков был вновь избран первым секретарём обкома.

И позднее не раз возникали ситуации, когда на разного рода важных совещаниях мало кто осмеливался перечить начальству, а Т. Манакбай не молчал: за кого-то вступался, отстаивал интересы первых предпринимателей, вносил дельные предложения. Говорил негромко, скорее, тихо, но его всегда слушали и слышали, притом что сам он в лидеры не стремился. И всегда был на стороне справедливости.

Вспоминает Е.Г. Азаров:

– Мы с Толымбеком ближе сошлись, когда я был мэром Павлодара. У города, тем более такого растущего, всегда много потребностей, а средств недостаёт. И даже когда они есть, их очень трудно взять – всё тогда было обставлено всевозможными инструкциями, правилами, запретами. Но если я обращался к нему по каким-то вопросам, он не боялся взять на себя ответственность и всегда шёл навстречу, реально помогал. Тот же подход к делу он демонстрировал и на областном уровне, когда мы с ним сотрудничали позднее, в мою бытность первым заместителем председателя облисполкома. Он – настоящий патриот города и области, человек дела, из тех, кто создавал современную банковскую систему в стране, один из лучших её представителей. Он дружелюбен и отзывчив, способен оценить успехи других. Уверен, то же скажут многие павлодарцы, кому довелось с ним иметь дело или просто общаться.

И вот ещё один отклик от бывшего павлодарца, одного из первых предпринимателей, возглавлявшего в своё время Ильичёвский район Павлодара, а ныне живущего в США В.И. Романченко:

– Я помню Толымбека Манакбаевича как воспитанного, деликатного человека, который хорошо знал своё дело. Мы тесно сотрудничали во время моей работы в Центре стандартизации и метрологии. Я часто просиживал в его кабинете в ожидании очередного транша денег из московского Госкомитета на оплату наших объектов. Наше общение всегда проходило в тёплой, дружеской атмосфере. Он никогда не раздражался. А мы по темпам строительства были тогда первыми в Казахстане: спроектировали и построили четырёхэтажный лабораторный корпус и 25 квартир для сотрудников при численности персонала 80 человек. Т. Манакбай, безусловно, помог этому…

В Реабилитационном банке

В 1995 году Толымбек Манакбай – уже известный в республике финансист и руководитель – был назначен председателем правления Государственного Реабилитационного банка Казахстана. Этот уникальный финансовый институт с очень большими полномочиями был создан в целях стабилизации производства, финансового оздоровления неплатёжеспособных предприятий, их реорганизации или даже ликвидации. Создавался он на срок не более четырёх лет.

Слово человеку, который работал первым заместителем председателя правления Реабилитационного банка, М.П. Кынатову:

– Толымбек Манакбай показал себя профессиональным экономистом и финансистом, прогрессивным управленцем, смог организовать финансово-экономическое оздоровление более 40 крупных промышленных предприятий, таких как Карметкомбинат, Казцинк, Прикаспийский горно-металлургический комбинат, производственное объединение «Каратау», машиностроительных и других предприятий.

Под его руководством с участием десяти консультантов Всемирного банка, ему помогавших, по каждому предприятию создавались планы реабилитации и реструктуризации, освобождению их от непрофильных активов, ликвидации убыточных подразделений. Благодаря этой успешной работе многие предприятия после финансово-экономического оздоровления были переданы на приватизацию.

Заслуга Т. Манакбая ещё и в том, что он подготовил из числа сотрудников банка и руководителей санируемых предприятий квалифицированных кризис-менеджеров.

Чёрные полтора года

Работа в Реабилитационном банке складывалась у его руководителя вполне успешно. И вдруг – неожиданный не только для него самого, но и тех, кто его знал, арест в 1998 году. Пошли публикации в прессе с невнятными обвинениями в финансовых нарушениях – уголовно наказуемых деяниях.

О подробностях того, почему это случилось и что было после ареста, рассказывал мне годы спустя сам Толымбек. Коротко говоря, он отказался участвовать в корыстном проекте уже тогда всесильного Рахата Алиева, предложившего через своих представителей учредить вместе с его «Сахарным центром» частный пенсионный фонд. Пенсионные взносы должны были в него перечислять 46 предприятий, курируемых Реабилитационным банком. Деньги в него потекли бы рекой, ведь на этих предприятиях были заняты десятки тысяч работников. Понятно – кто стал бы в итоге их хозяином, и Т. Манакбай отказался.

Следствием стал арест сотрудниками КНБ, и следствие вели они тоже. На первых же допросах подследственный понял, что никаких серьёзных обвинений ему предъявить не могут. И поскольку он вёл себя очень уверенно, даже обвинений в халатности не признавал, а фактов у следствия не было, один из следователей дал понять, что дело его заказное, и сидеть ему всё равно придётся.

Через некоторое время допросы были прекращены, и подследственный «просто сидел»… Заказчик надеялся, что упрямец со временем «созреет» и признает надуманные обвинения. Готовился даже сфабрикованный суд, почему-то в Караганде, где истцом якобы выступило предприятие, с которым у Реабилитационного банка вообще не было отношений. Но адвокаты обвиняемого доказали, что претензии в суде сразу рассыплются, и Т. Манакбая вернули в Алматы.

Потом был суд, который тоже не находил в действиях руководителя Реабилитационного банка ни состава, ни события преступления… Но всё это время на него оказывалось постоянное давление: признай инкриминируемые незаконные деяния – и будешь освобождён в зале суда с учётом срока, проведённого под следствием. Обрабатывали его отца – аксакала преклонных лет, который, переживая за сына, ездил на судебные заседания. Учитывая его возраст и состояние, родные всегда вкладывали ему в карман пиджака записку с фамилией и домашним адресом, чтобы в случае чего не потерялся. И отец тоже советовал сыну уступить обвинителям и судьям, чтобы обрести свободу.

Но Толымбек был убеждён в своей невиновности и, даже не будучи уверенным, что справедливость в отношении него восторжествует, продолжал настаивать на своей правоте. Поддержкой и опорой его в эти трудные дни, недели, месяцы (полтора года за решёткой!) стала супруга Сания: работала с адвокатами, разыскивала и приводила на суд свидетелей.

Он оказался человеком с твёрдым характером и крепкими нервами: в 1999 году был полностью оправдан судом в связи с отсутствием события преступления и компенсацией нанесённого ему материального ущерба.

Справедливость восторжествовала, но могло ведь случиться иначе, не будь он таким стойким человеком. Уже получив полную реабилитацию, Т. Манакбай встречался с Генеральным прокурором, руководителем Администрации Президента, чтобы спросить – почему с ним так обошлись? И оба оказались как бы ни при чём: вопрос, мол, решался на самом верху с подачи тогдашних руководителей КНБ – Р. Алиева и А. Мусаева.

И снова на госслужбе

Т. Манакбай был восстановлен на госслужбе – его назначили руководителем республиканского фонда развития малого предпринимательства – ныне это хорошо известный фонд «Даму». О том, как строилась работа этой важнейшей структуры, рассказывает тогдашний директор юридического департамента фонда «Даму» Арман Джапаркулов:

– В начале двухтысячных годов этот фонд развития малого предпринимательства представлял собой небанковскую организацию, которая при этом выполняла отдельные виды банковских операций. Практически единственным ресурсом государственной поддержки малого бизнеса был тогда заём Азиатского банка развития, средства которого фонд распределял между банками второго уровня страны для финансирования проектов малого предпринимательства.

Благодаря прежнему опыту, накопленному Т. Манакбаем в финансовой сфере, Реабилитационном банке, он помог в контакте с Правительством ускорению капитализации фонда для развития его филиальной сети по всей стране. Уставный капитал фонда многократно вырос, что позволило напрямую кредитовать проекты малого бизнеса через разветвлённую сеть филиалов. Источниками финансирования стали уже собственные средства фонда. И сегодняшний фонд «Даму» нельзя представить без той базы, которая была заложена Т. Манакбаем.

– Я считаю, – подытоживает А. Джапаркулов, – инициативы тогдашнего руководителя фонда не просто передовыми, а, скорее, революционными. Он тонко чувствовал и профессионально оценивал потребности малого (индивидуального) предпринимательства в каждой сфере экономики и на рынке услуг и способствовал их развитию. И он заражал всех нас, кто с ним работал, своими уверенностью, оптимизмом, стремлением к новому.

Высоко оценивает вклад Т. Манакбая в становлении финансовой и банковской системы страны, формировании рыночной экономики, умении создавать команды профессионалов бывший руководитель Алматинской конторы Стройбанка Н.Г. Хисаметдинова. Добрые отзывы о нём как о руководителе дают и другие коллеги.

Т. Манакбай всегда оставался человеком с характером и твёрдыми убеждениями. И на пике развития возглавляемого им фонда ушёл в 2007 году с этого престижного поста из-за разногласий с руководством структуры фонда «Самрук-Казына». На госслужбе больше не работал, занимался частным бизнесом.

Ещё до этого защитил диссертацию в Омске, став кандидатом экономических наук. Выйдя на пенсию, собрал в Павлодаре аксакалов, с которыми когда-то работал, поблагодарил за совместную работу в прошлом. Он вообще умеет быть добросердечным и благодарным. Решением руководства региона и областного маслихата за большие заслуги в профессиональной и общественной деятельности Т. Манакбаю было присвоено звание почётного гражданина Павлодарской области.

Остаётся добавить, что он счастливый семьянин: муж, отец, дед и, несмотря на всегдашний круг деловых забот, дорожит временем, проведённым в кругу родных и близких.

В жизни ему удалось сделать очень многое, он состоялся во всех ипостасях: и как деловой человек, профессионал-финансист высокого класса, и как предприниматель, а главное – как достойный во всех смыслах человек. Здоровья вам, уважаемый Токе, и самые добрые пожелания от павлодарцев.

Юрий ПОМИНОВ.