• Сб. Июл 27th, 2024

Науканбек Рысбай: «Воды Иртыша хватит всем!»

Окт 24, 2023

Павлодарская область сможет развивать АПК только при рациональном использовании воды, уверен Науканбек Рысбай, старейший инженер-мелиоратор Прииртышья, зампред ОО «Ассоциация «Ұлы Ертіс». Чтобы воды хватило всем отраслям экономики, Министерство водных ресурсов и ирригации должно создать в каждом регионе акционерное общество с участием государства и водопользователей – фермеров, промышленников, экологов и общественников, которые будут контролировать распределение и расходы воды, считает аксакал.

Засуха-2023

В этом году сельское хозяйство юга Казахстана и нашей области пострадало от аномальной жары и пожаров, а также от сниженного разлива Иртыша в Павлодарской области и истощения рек Талас и Чу на юге страны. В Жамбылской области из-за засухи на полях ввели режим ЧС. Экстренных мер требовали и животноводы Прииртышья, грозя выйти на митинг. Ущерб казахстанских крестьян исчисляется миллиардами тенге.

Мажилисмены обратились к Премьер-министру и Генпрокурору с просьбой провести проверку, чтобы в следующем году подобное ЧП не повторилось. Государство поможет пострадавшим от засухи сельхозпроизводителям – покроет расходы, продлит сроки кредитов и ускорит субсидирование.

Ассоциация водопользователей

На фоне дефицита воды в Казахстане создано Министерство водных ресурсов и ирригации.

– Водные ресурсы имеют для нашей страны не менее важное значение, чем нефть, газ или металлы. Эффективным развитием водохозяйственной системы должно заниматься самостоятельное ведомство, – заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу страны.

Ранее управление водопользованием осуществлялось несколькими министерствами. Они действовали в интересах своих отраслей, напоминая крыловских лебедя, рака и щуку. При этом воз проблем стоял на месте. Только в этом году всерьёз заговорили о внедрении автоматизированных систем управления рисками в водной отрасли. К примеру, в Павлодаре до сих пор уровень воды в реке измеряют вручную – «палкой», как сто лет назад.

– Министерство водных ресурсов должно создать в каждом регионе акционерное общество с участием государства и водопользователей, – считает Науканбек Рысбай. – Так государство на законных основаниях сможет продавать воду частникам, контролировать её потребление и добиваться экономии. Вода давно считается товаром, который в будущем вырастет в цене. Цена на воду должна быть разная, в зависимости от длины поставки. В ведомстве акционерных обществ должны быть насосные станции и вся мелиорация. За основу можно взять опыт ассоциаций водопользователей США, Японии и других стран.

Засуха-2050

37% водных ресурсов Казахстана сконцентрировано в Иртышском бассейне. От полноводности Иртыша зависят энергетика, промышленность, сельское хозяйство, а самое главное – жизни миллионов казахстанцев. Если не принять решительных мер, в стране разразится сельскохозяйственный кризис. Выиграют импортёры зарубежной сельхозпродукции – мяса, молока, зерновых и т.д. Казахстанцы потеряют свой агропром, сёла и зарождающуюся продовольственную независимость. Это, конечно, при самом неблагоприятном развитии ситуации.

О том, что к середине века питьевая вода станет ценным ресурсом и причиной войн, предупреждали мировые аналитики ещё в начале 2000-х. Об этом говорится и в докладе англичан «Мир в 2050 году», на основе которого написана стратегия «Казахстан-2050», где в числе глобальных вызовов указана нехватка воды. Причины – изменение климата и растущее водопотребление.

Длина Иртыша – более 4 000 км. Полтысячи из них проходит по территории Китая, где формируется треть его стока, 1700 км по землям Казахстана, в Верхне-Иртышском каскаде водохранилищ аккумулируется две трети всей речной воды, и более 2000 км по территории России до слияния с Обью.

Уже сейчас Китай забирает почти 30% стока Иртыша через канал «Иртыш – Карамай» для обеспечения засушливого Синьцзян-Уйгурского автономного района и нефтезаводов. Если развитие СУАР пойдёт такими же темпами, то к 2030 году Китай заберёт еще больше. Рычагов воздействия на него нет. В середине прошлого века это предвидели советские политики и учёные.

Своя вода

Для водной независимости от Поднебесной и развития гидроэнергетики Ленинградское отделение всесоюзного треста «Гидроэнергопроект» (ЛенГИД) разработало проект каскада из двенадцати ГЭС и водохранилищ от Зайсана до Омска. До распада СССР успели построить Бухтарминское и Усть-Каменогорское водохранилища. Шульбинская ГЭС введена в эксплуатацию, но её плотина осталась недостроенной. В 90-х Шульбинскую ГЭС, как и ряд других стратегических энергообъектов, Казахстан передал в управление на 20 лет американской корпорации AES. Но та инвестиционных обязательств не выполнила, плотину на Шульбе не надстроила. Водохранилище так и работает не в полную силу.

В этом году аким Павлодарской области Асаин Байханов предложил построить водохранилище на территории нашего региона, чтобы аккумулировать воду для поймы и нужд сельского хозяйства. Проект очень дорогой и рассчитан на дальнюю перспективу, а насущную проблему попусков нужно решать уже сейчас, сбалансировав интересы энергетиков, сельхозпроизводителей и экологов.

Сократить потери

При грамотном накоплении и расходе воды в Иртыше хватит всем, уверен Науканбек Рысбай.

– В государственной программе управления водными ресурсами до 2040 года имеются данные о том, что в 2012 году при общем дефиците водных ресурсов в Казахстане иртышская вода не использовалась в объёме 7,4 миллиарда кубометров. В этой же программе есть данные, что в 2040 году при дефиците по республике 12,4 миллиарда кубов профицит в Иртыше дойдет до 2,4 миллиарда. Эта разница в 5 миллиардов кубометров – не наше освоение, а освоение Китая. То есть к 2040 году Китай нам будет давать менее пяти миллиардов кубов, – подсчитал Науканбек Рысбай.

Сейчас сельское хозяйство – самая водоёмкая отрасль в Казахстане. На неё безвозвратно уходит до 70% всей воды. Рысбай с цифрами в руках утверждает, что это высокое потребление воды необоснованно, так как общий коэффициент потерь составляет 66% – это больше половины! Проблема в том, что в Павлодарской области давно возник дефицит специалистов мелиорации и гидротехников – фактически двое старых учёных на регион. Поэтому крестьянские хозяйства распоряжаются водой не по науке, а по собственному усмотрению.

В пример мелиоратор приводит Черноярскую оросительную систему, самую первую в Павлодарской области, введённую в эксплуатацию в 1965 году на 6000 га.

– Проектировщики Черноярской системы не учли местную специфику лёгких почв при орошении и взяли за основу норму орошения тяжёлых почв, как на юге Казахстана, – рассказывает Рысбай. – Мы провели исследования и определили, что крестьяне теряют примерно 70% воды при орошении. 40% из них на фильтрации из открытого канала оросителя и 30% на испарении при поливе. Вода проходит через нашу песчаную почву, как сквозь сито, и оседает на глиняном слое. В итоге, по самым скромным подсчётам, растения получают всего 20% живительной влаги. А фермеры платят за воду по счётчику по полной. При этом дренажный коллектор на полях толком не работал, грунтовые воды поднимались на поверхность. За четверть века почти половина орошаемых земель Черноярки пришла в негодность, появились заболоченные участки и солончаки. Похожие проблемы на многих оросительных системах страны.

Советы аксакала

Мелиоратор отмечает, что в это же время государство выплачивает фермерам субсидии в размере 95% от оросительной нормы, косвенно способствуя ухудшению орошаемых земель. Поэтому необходимы новые методы субсидирования, поощряющие эффективность использования водных и земельных ресурсов.

– Спасать оросительную систему необходимо экономией воды, а не подачей дополнительных объёмов, – считает специалист. – Нужно изолировать каналы битумом и вести дождевание у поверхности растений, а не с высоты. В таком случае потеря на испарении даёт эффект охлаждения, снижает суховей. Также для борьбы с суховеем следует высаживать на полях полосы сорго – это сорт высоких кормовых трав. За месяц сорго вырастает до двух метров и защищает поле от горячего ветра.

Для обеспечения потребности животноводства в фураже мелиоратор советует разводить на орошаемых полях тритикале – озимый пшенично-ржаной гибрид, дающий два урожая за сезон, а на пойме лядвенец рогатый – неприхотливое многолетнее растение, выживающие и во время затопления лугов, и во время засухи.

Со строительством нового водохранилища Науканбек Рысбай предлагает не спешить. Он считает, что плотины убили пойму. До того как Иртыш зарегулировали, сенокосные угодья в пойме были богаче. Естественный разлив кроме воды приносил в пойму семена горных трав и наилок – смесь органики и минеральных веществ. Теперь это естественное природное удобрение оседает на дне водохранилищ.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото автора.