• Пн. Ноя 4th, 2024

Крепкая дружба

Окт 3, 2024

Тёплая встреча погожим сентябрьским деньком – именно так можно охарактеризовать настроение, с которым сотрудники холдинга «Ертіс Медиа», куда входит и «Halyq radiosy», пришли в специальную школу-интернат для глухих и слабослышащих детей. Эти замечательные ребята и их педагоги подготовили для нас концерт ко Дню радио, который празднуется в Казахстане 1 октября. А мы привезли в подарок шоу мыльных пузырей и всякие интересности.

Это место стало домом, пусть и временным, для 98 ребят от трёх и до 17 лет. Здесь воспитываются и обучаются дети с тяжёлым нарушением речи, которым требуются логопеды и дефектологи.

Специальный комплекс детский сад – школа-интернат №1 сегодня – единственное учреждение в Павлодарской области для детей с нарушениями слуха и речи. Деятельность педагогов комплекса ориентирована на социализацию ребят с особыми образовательными потребностями со всего региона по направлению службы психолого-медико-педагогической консультации.

Детям с нарушениями в развитии педагоги комплекса способны протянуть руку помощи и стать для них надёжной опорой в познании окружающего мира. Они не только применяют современные методы обучения и воспитания с учётом соответствующих образовательных программ, но и вкладывают душу в этот процесс, создавая игровые и развивающие материалы собственными руками. Здесь есть замечательные мастерские и даже свой небольшой огородик, продукцию с которого старшие школьники консервируют для себя сами.

Но не всё и всегда было в комплексе. Руководитель учреждения Нурсауле Каиркеновна Тулемисова вспоминает, что ей стоило немалых сил убедить разные инстанции в необходимости открытия на его базе и дошкольного отделения. Но в 2002 году звезды сошлись, и теперь здесь функционирует детсад, куда принимают детей с проблемами слуха от трёх лет. Для воспитанников продумана предметно-развивающая среда в виде сюжетно-ролевых игр, которые помогают привить социально-бытовые навыки; индивидуальный подход. Кроме того, ведётся подготовка детей с нарушением речи к школе.

– Сад и школа работают в тесном взаимодействии – выпускники детсада сразу переходят в школу-интернат, поэтому адаптация ребёнка проходит мягче. Ребята посещают общие совместные мероприятия, они уже знают, что после сада будут учиться в школе, – говорит Нурсауле Тулемисова.

Учащиеся имеют возможность находиться в школе в течение всего дня, а ребята из сельской местности могут оставаться на ночь. Для их комфортного пребывания созданы все необходимые условия – оборудованы светлые и просторные учебные кабинеты, есть уютная столовая, раздельные спальни для мальчиков и девочек, актовый и спортивный залы, сенсорная комната, где с дошколятами и учениками взаимодействует педагог-психолог.

– Для эмоциональной разгрузки все дети раз в неделю посещают сенсорную комнату. Для слышащих детей предусмотрены занятия с проигрывателем, а для тех, кто с нарушением слуха, имеются мягкие зоны, сухой бассейн. Многие модули используются в разных вариациях – есть задания на внимание, запоминание жестов, оттенков, развитие мелкой моторики и другое, – рассказывает педагог-исследователь Наталья Базалик.

Среди школьников немало по-настоящему талантливых ребят, участвующих в творческих конкурсах разных уровней. Например, призер международных, республиканских творческих состязаний «Жулдызай» и «Две звезды» 14-летняя Ламина Шегебаева именно сейчас принимает участие в международном творческом конкурсе – Национальных Дельфийских играх в Бишкеке, Кыргызстан. А на концерте в честь нашего приезда Ламина порадовала мягкими и гибкими движениями при исполнении песни на языке жестов. Еще для нас сыграли сценку веселые клоуны, девчата в красивых костюмах из хореографической группы «Ритмикс» – призеры творческого конкурса «Жулдызай» – станцевали казахский танец. Вели концерт Дарья (голосом) и Айсана (на языке жестов).

– Очень приятно находиться сегодня у вас в гостях. Я здесь в первый раз, и уже под большим впечатлением от всех вас. Мы уже успели посмотреть занятия, очень понравилось. Обстановка замечательная, – сказал, обращаясь к собравшимся, директор холдинга «Ертіс Медиа» Руслан Билялов. – Поэтому хочется пожелать вам в этой обстановке развивать свои таланты, становиться звёздами нашего города, нашей страны, всем крепкого здоровья!

Но вернемся к условиям, созданным здесь для особенных детей. Для всех ребят качественно организована кружковая деятельность. Отдельное внимание педагоги уделяют профориентационной работе, благодаря чему детям легче выбрать будущую профессию. В этом направлении сотрудничают с колледжами и предприятиями области. Девочки учат швейное дело и парикмахерское, а мальчишки под руководством учителя технологии Мираса Татыбаева осваивают столярное дело. Радует, что некоторые выпускники школы нашли здесь работу: Динара Шаймерденова, Айсана Кажекенова, Дмитрий Вилюнов, Сания Досымханова.

– Девчонки здесь шьют костюмы для выступлений, с моей помощью, конечно. Отшивают постельное белье: всё, что есть в школе, они изготовили сами, – рассказывает учитель технологии Людмила Самошкина. – Фартуки, шоперы сейчас имеют спрос на ярмарках, с изделиями участвуем в разных конкурсах. Девчатам нравится. Если это 9-10 классы, то, проучившись на швею в УПК, они получают удостоверение.

Когда я спросила у Нурсауле Каиркеновны о психологической обстановке, получила четкий ответ: «У нас проблем и серьезных конфликтов нет. Старшие дети смотрят за маленькими, часто вместе проводят время. Если даже и повздорят, через пять минут уже вместе играют. Да, у них своя, особенная психология, но, слава богу, всё хорошо». Когда ходишь по комплексу, не покидает ощущение, что дети здесь чувствуют себя совершенно свободно, они могут поиграть или позаниматься в кружках или любимым делом, погулять, да и просто порезвиться. После обеда у них коррекционные занятия.

До какого времени дети могут посещать комплекс? Если на специальной комиссии решат, что речь исправлена, дети, которые здесь с детсада, после второго класса уходят общеобразовательную школу, интегрируются в обычную жизнь. Руководитель считает, что чем раньше ребёнок попадёт в обычную школу, тем лучше адаптируется.

То есть здесь априори у ребёнка будет прогресс. Поэтому все родители хотят привести сюда своих чад, но не всех могут принять, организовывают всего 1-2 класса вместо выпустившихся: помещений не хватает. Как ни странно, но есть ещё одна проблема: оказывается, не все родители понимают необходимость специальных занятий, да, есть такие. Не принимают болезни сына или дочери, а потом приводят своего ребёнка в 6 или 7 классе, когда ребёнок уже запущен. Он, конечно, нагоняет, но хуже, драгоценное время уходит. Да и, как правило, если специалист вовремя не окажет помощь, какие-то функции у особенных детей деградируют.

Мы побывали на занятиях разных специалистов, все они высшей квалификации. Есть и молодые, есть стажисты. Здесь работают врач, педиатр, психиатр и невропатолог, всего 60 педагогов вместе с администрацией.

Нурсауле Тулемисова с гордостью показала «стену достижений» воспитанников. И озвучила свои планы:

– Сейчас мы ждём капитальный ремонт, ПСД уже готова. Здесь будут спортплощадка, малые формы, детская площадка, асфальтирование, стоянка. На следующий год пообещали всё это сделать.

Здорово, что здесь царят мир и покой, гармония и любовь. И не обязательно это демонстрировать: это видно по глазам детей, в манерах общения друг с другом и со старшими. И, уходя, на прощанье мы сказали нашим подшефным: «Удачи вам, и пусть все ваши мечты и планы претворятся в жизнь! А мы будем по мере возможности помогать».

И услышали в ответ: «Пусть наше любимое радио продолжает будить нас по утрам, сопровождать по пути на работу, ежедневно дарить нам хорошее настроение!» Да будет так!

Татьяна САРТАКОВА.

Фото автора.