• Сб. Дек 7th, 2024

В жерновах истории

Ноя 21, 2024

Скоро на месте руин 114-летней мельницы Тиссена вырастет новый жилой комплекс «Акбет-2». Впервые эта закрытая территория станет частью городского пространства. Жаль, что Павлодар потерял очередную архитектурную жемчужину. Но, положа руку на сердце, нужно признать, что мельница была потеряна ещё в 80-х. За 40 лет простоя она стала похожей на мельницу Гергардта, разрушенную в Сталинградской битве. Но если мельница в Волгограде стала напоминанием о войне, то её сестра в Павлодаре – символом пренебрежения городской историей. О мельнице Тиссена громко заговорили только в 2022 году, когда рядом началось жилое строительство и восстанавливать её было поздно.

В начале 20 века Павлодар был городом ветряных мельниц. По архивным данным, найденным краеведом Эрнестом Соколкиным, их было 89. Они располагались вокруг города. Зерно сюда везли и с Алтая, и из Западной Сибири. Производство хлеба (муки и круп) в Павлодаре было на втором месте после добычи соли. Первую паровую мельницу в нашем городе в 1910 году построил промышленник Иван (Иоганн) Петрович Тиссен. Ему на тот момент исполнилось 52 года. Тиссен был из немцев-меннонитов, переехавших в Прииртышье из села Хортица Екатеринославской губернии России (ныне Запорожье Украины).

Меннониты – это разновидность протестантов-баптистов, исповедующих пацифизм, непротивление насилию. Это преимущественно немцы, говорящие на редком, вымирающем немецко-платском диалекте. Меннонитство зародилось в Нидерландах в 1530-е годы в среде анабаптистов, уставших от постоянных войн в Европе. Их пацифизм шёл вразрез с интересами государства. Поэтому, как только меннонитов призывали на войну, они всей общиной мигрировали в другое государство. Из Нидерландов в Германию, оттуда в Англию, Францию, Польшу. В 18 веке меннонитов взяла под крыло русская царица Екатерина II, немка по происхождению.

Меннониты были деловыми и состоятельными, переезжали со своим капиталом, строили сёла, заводы, фабрики. Поэтому царица им даровала земли, свободу вероисповедания и освобождение от армии. Мигранты создали поселения в Поволжье и в Запорожье. В конце 19 века меннонитов сделали военнообязанными. Одни пошли на альтернативную службу, другие поехали от призыва – кто в США, кто в Канаду, а кто в глубь казахских степей. На павлодарской земле меннониты обосновались в 1900 году. Их вотчиной стало село Ребровка возле Ермака (г. Аксу), в 30 километрах от Павлодара. Там они купили землю у зажиточного казака Реброва, построили дома и занялись земледелием.

Из Ребровки в Павлодар перебрался купец и промышленник Иван Петрович Тиссен, потомок династии мукомолов. Первую мельницу, тогда ещё на конной тяге, Тиссены построили в 1810 году в Екатеринославе. Можно сказать, что в Павлодаре Иван Тиссен произвёл промышленную революцию. В 1910 году он построил здесь первую паровую мельницу, которая сразу же составила конкуренцию ветряным.

Краевед Эрнест Соколкин со ссылкой на русского экономиста П.П. Червинского писал: «В 1913 году мельница имела паровой двигатель мощностью 44 л. с. На мельнице работали 9 рабочих, имелось 6 вальцовых станков для помола крупчатки, высшего сорта муки. Производительность в сутки такой мельницы была 1200 пудов. В 1911 году было намолото 300 тысяч пудов, в то время как ветряк давал всего в год до 5-10 тысяч пудов (1 пуд – 16 кг, – прим. авт.)».

Продукция Ивана Тиссена была высокого качества и неоднократно завоёвывала золотые медали на выставках. Сохранился диплом на золотую медаль с сельскохозяйственной выставки 1913 года, прошедшей в российском городе Поневеже (ныне Паневежис, Литва).

В 1910 году вторую в Павлодаре паровую мельницу построил немецкий купец Генрих Герцен. Мельница стояла на перекрёстке улиц 1 Мая (ныне Машхура Жусупа) и Луначарского. После революции обе мельницы перешли государству, а семью Тиссенов сослали в Ребровку. Потом меннонитов выселили и оттуда, выделив земли в степи за 130 километров от города. Там они основали село Галицкое.

Судьба семьи Тиссенов сложилась трагически – после высылки в Ребровку Ивана Петровича и его сына Абрама арестовали, но через месяц выпустили. Они, как и другие меннониты, попали в советские жернова борьбы с кулаками и верующими. Иван Петрович ушёл из жизни в 64 года. Умер дома 5 апреля 1922 года, сидя за столом. А его мельница, став мелькомбинатом №14, продолжала работать до 1985 года. Подробное жизнеописание семьи Тиссенов можно прочитать в статье Марины Ангальдт «Тиссенские мельницы…» на сайте daz.asia.

Я нашёл павлодарку, которая в 50-е годы, ещё будучи школьницей, помогала взрослым разгружать зерно на мельнице №14. Александре Фёдоровне Потоцкой 81 год. Она ветеран труда, член совета ветеранов пятого микрорайона Павлодара, активная общественница и увлечённая дачница. Трудилась матросом, лебёдчиком, электромонтажником, диспетчером. А первым её рабочим местом была мельница.

Потоцкую, как и других учащихся школы водников №13, привлекали на разгрузку зерна. Это были годы поднятия целины. В страду зерно на мельницу №14 шло нескончаемыми потоками. Его доставляли туда вагонами по окружной железной дороге, которая сворачивала с улицы Гагарина на Карла Маркса (ныне Бокейхана) и шла вдоль берега до завода «Октябрь».

Завозили зерно и по реке. Баржи пришвартовывались в районе Павлодарсоли. Оттуда пшеница поступала на территорию мелькомбината по высокой и длинной деревянной эстакаде с транспортёрной лентой. Потоцкая лопатой расчищала ленту от зерна, чтобы та не буксовала. Далее зерно загружали в длинные склады, стоявшие вдоль улицы Дзержинского (ныне Сатпаева), где сейчас стоит новый ЖК «Акбет».

В середине 80-х мельницы Тиссена и Герцена технически устарели и уступили место новым, построенным в Северной промзоне. Ранее окружную железную дорогу разобрали. Мукомольное производство в Затоне прекратилось. С развалом СССР территории со старинными мельницами перешли в частные руки. Здания годами не использовались и постепенно разрушались. Мельницу Герцена без шума и пыли снесли ещё в 2000 году, а у мельницы Тиссена нашлись защитники из общества немцев «Возрождение».

В 2022 году, когда возле старинного здания началось жилое строительство, они развернули кампанию по его защите – предлагали восстановить мельницу и сделать в ней музей. Провели исторические выставки в Павлодаре и Астане, написали множество писем и воззваний. Но получили из городского акимата ответ, что здание мельницы Тиссена не значится в реестре памятников архитектуры, охраняемых государством. А так как оно расположено на частной территории, то запрещать собственнику его сносить юридического основания нет.

В итоге в середине сентября 2024 года мельницу Тиссена стали разбирать. Я поговорил с рабочими, осуществлявшими демонтаж этого четырёхэтажного строения. Они отметили, что природа разрушила его основательно – не было крыши и межэтажных перекрытий, внутри и снаружи росли деревья, которые корнями разрушили фундамент, по стенам шли сквозные вертикальные трещины. Долгие годы вход сюда был закрыт именно из-за угрозы обрушения.

Также они обратили внимание на то, что первые два этажа были дореволюционной постройки – из такого же красного кирпича возведены все павлодарские дома начала 20 века. Тогда единственным производителем этого стройматериала был кирпичный завод купца Дерова. Третий и четвёртый этажи достроены в советский период уже из другого кирпича и скреплены цементом, в отличие от старых, соединённых известковым раствором. И если верхние этажи сложились сразу, то с нижними пришлось повозиться.

Я заметил на стройплощадке поддоны с целыми старинными кирпичами. Оказывается, их собрали для ремонта другого исторического объекта – здания бывшего Русско-Азиатского внешнеторгового банка 1909 года, расположенного напротив драмтеатра им. Чехова по ул. Астаны, 151. Его сейчас занимает Институт археологических исследований Margulan University. Ремонт здесь завершится в следующем году.

В ходе разбора мелькомбината рабочие обнаружили разветвлённую сеть подземных ходов, соединяющих склады с мельницей, в которых были проложены транспортёрные ленты. Часть ходов была завалена. Ходил слух, что был длинный подземный ход для погрузки зерна, соединявший мельницу с берегом. Но эти домыслы развеяла Александра Фёдоровна Потоцкая, детство которой прошло на Затоне. Как мы уже говорили, связь между берегом и мельницей осуществлялась с помощью высокой деревянной эстакады. Загрузка зерна шла сверху. Делать это из-под земли было бы неудобно.

На память о мельнице Тиссена павлодарский инженер-строитель Павел Готман создал её точный макет размером 60х16х30 см. Мастер изготовил его из пенопласта и покрасил акриловой эмалью. Работая над макетом, он изучал спутниковые карты и фотографии мельницы, высчитывая кирпичи в оконных проёмах. В итоге получилась максимально точная мини-копия. Ранее Готман создал макеты других исторических зданий – Собора Парижской Богоматери, Берлинского кафедрального собора, Исаакиевского собора и других.

Сейчас в плачевном состоянии находится гостиница «Ливадия», построенная в 1906 году немецким купцом Иоганном Шмидтом. С 2012 года это здание исключено из реестра охраня­емых государством, так что судьба его предопределена. На прошедшем недавно «круглом столе» краеведов Павлодарской области исследователь истории Павлодара Людмила Баюшева подняла вопрос о судьбе дома писателя А. Некрасова 1905 года по ул. Луначарского, 5. Это здание значится как охраняемое государством, но годами стоит в запустении и постепенно разрушается. Ей дали понять, что денег на ремонт и содержание этого объекта нет, и хорошо сохранить хотя бы те здания, в которых располагаются организации и теплится жизнь.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото автора.

Мельница в 30-е годы – фото Д. Багаева

Иван Тиссен. Фото с сайта wiedergeburt.asia